ВВЕДЕНИЕ
Провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме, предопределяет необходимость формирования новых рыночных отношений, вхождения в мирохозяйственные связи и развития международного экономического сотрудничества.
Коренное реформирование экономики Республики сегодня сопровождается сложными проблемами. Кризисные условия хозяйственной деятельности ставят многие предприятия на грань остановки или банкротства. Приватизация, несмотря на возлагавшиеся на нее надежды, не привела к значительному росту эффективности производства.
Одним из серьезнейших аспектов сохраняющегося кризиса является затянувшийся инвестиционный кризис. Расширение внешнеэкономических связей, широкое привлечение иностранных инвестиций помогут Казахстану выйти из экономического кризиса. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством шаги по активизации инвестиционного процесса в Республике. Так, Указом Президента Республики Казахстан образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям. Правительством в 1995 г. была разработана среднесрочная Программа углубления реформ на 1996-1998 годы, главной целью которого является завершение макроэкономической стабилизации, структурно-институциональных преобразований, прекращение спада производства и на этой основе - обеспечение через широкомасштабные инвестиции подъема экономики и роста уровня жизни народа.
Одной из задач программы выступает при этом создание еще более благоприятных условий, как для отечественных, так и для иностранных инвестиций в высоко эффективные и конкурентоспособные производства, что позволит повысить инвестиционный рейтинг Казахстана, перейти республике к интеграции в мировую экономику.
Сейчас совершенно ясно, что импорт международных инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных и скорейших путей оживления инвестиционного процесса в Республике. Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане в последние годы активизировалось. Приток прямых иностранных инвестиций за 1993-1997 гг. составил около $7 млрд., а в 1999 году предполагается привлечь порядка $1,2-1,5 млрд.
Казахстанское представительство Организации Объединенных Наций провело презентацию доклада «О мировых инвестициях 1998», составленного Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Согласно заключению экспертов ЮНКТАД, Казахстан в данный момент занимает четвертое место в странах бывшего СССР и Восточной Европы по объему прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Опережают нашу страну Россия, Польша и Венгрия. За 1997 год размеры ПИИ, ввезенных в Казахстан, составили $ 1320 млн.
В Казахстан приходят крупнейшие транснациональные иностранные компании (Шеврон, Бритиш газ, Бритиш петролеум, Таталь, Амоко, АВВ, АЕС, Трактебель и другие).
По данным Европейского банка реконструкции и развития, Казахстан занял первое место среди стран СНГ по совокупному притоку прямых инвестиций на душу населения (165 долларов США). Для сравнения: в России этот показатель равен 34 долларам США. Причем Казахстану удалось опередить и другие страны бывшего социалистического лагеря, такие, как Болгария, Хорватия, Польша, Румыния, Литва, Македония.
В то же время инвестиционный климат в Казахстане нуждается в существенном улучшении. Требуются значительные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций. Таких причин достаточно много. На первые места можно, пожалуй, поставить политические риски, экономическую и политическую нестабильность, недостаточно развитую правовую инфраструктуру в сфере страхования. Можно назвать также много других причин.
Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение его в максимальных размерах - не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные чиновники), хотя Казахстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Проблема - в эффективном использовании и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем и перейти к самофинансированию инвестиций.
В самой экономической науке до сих пор системно не проанализирован мировой опыт по привлечению и эффективному использованию инвестиционного капитала из-за рубежа, не выработаны принципы государственной политики в этой сфере, механизмы действенного государственного регулирования. Без научного же осознания природы, роли движения в международных масштабах капитала, принципов его использования во благо страны невозможно проводить правильную безошибочную государственную политику.
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ.
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ.
Термин «инвестиции» имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; или обозначаются также реальные активы, например, машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития экономики страны.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ.
Инвестиция - это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и/или принести положительную величину дохода. Свободные денежные средства - не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией и они не могут обеспечить дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход.
Анализ инвестиционных процессов показывает, что увеличение чистых инвестиций генерирует мультипликативный рост ВНП. Иначе говоря, инвестируемые деньги - это деньги «повышенной мощности». К аналогичному эффекту приводит и увеличение государственных расходов.
Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической политики.
Полная экономическая стабилизация и уж тем более переход от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста. Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВНП и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса.
Существуют разнообразные формы помещения капитала, которые различаются по ряду факторов: в ценные бумаги и недвижимость; в долговые обязательства; акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.
Ценные бумаги и имущественные вложения.
Ценные бумаги, или фондовые ценности, - это инструменты вложения денег, представляющие собой чьи-либо долговые обязательства или обеспечивающие право участия в компании в качестве собственника, право покупки или продажи доли в компании.
Имущественные вложения - это вложения в реальные активы компании или личное реальное имущество.
Реальные активы - это земля, постройки и все, что постоянно «привязано» к земле.
Реальное личное имущество - это золото, антиквариат, произведения искусства и другие коллекционные предметы.
Прямые и косвенные инвестиции.
Прямая инвестиция - это вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает требование к активам в виде фондовых или имущественных ценностей.
Косвенная инвестиция - это вложение средств в портфель, иначе говоря, набор ценных бумаг либо имущественных ценностей. Например, инвестор может купить акцию взаимного фонда, который представляет собой диверсифицированный набор ценных бумаг, выпущенный различными фирмами. Сделав эту покупку, инвестор будет обладать не требованиями к активам отдельно взятой компании, а долей в портфеле.
Облигации, акции и опционы.
Как правило, инвестиции связаны либо с интересами кредитора, либо с участием в капитале в качестве собственника. Долговые ценные бумаги как вложение в невещественный актив представляют собой средства, данные в долг в обмен на право получения дохода в виде процента, и обязанность заемщика вернуть сумму долга в указанное время. Когда инвестор покупает долговые финансовые инструменты, например облигацию, он фактически кредитует того, кто выпустил эту облигацию в обращение и берет обязательство платить установленные проценты в течение оговоренного времени, по истечении которого обязуется возвратить первоначальную сумму займа.
Участие в капитале, или долевое вложение, - это доля владельца в капитале определенной компании или имущества, не связанная с временными ограничениями. Обычно инвестор приобретает право участия в капитале компании, покупая ценные бумаги, известные под общим названием акции. Опционы не относятся ни к долговым инструментам, ни к долевым; это ценные бумаги, дающие инвесторам право купить другую ценную бумагу или актив по заранее установленной цене по истечении оговоренного срока.
Высокорискованные и малорискованные инвестиции.
Иногда инвестиции различаются по степеням риска. Термин «риск» означает возможность получения нежелательного результата.
Инвестиции с низким риском - это вложения, которые считаются безопасными с точки зрения получения определенного дохода.
Инвестиции с высоким риском - это вложения, которые считаются спекулятивными с точки зрения гарантии получения определенного дохода.
Спекуляция - это операции покупки и продажи финансовых инструментов, стоимость и доходность которых в будущем являются величинами неопределенными.
Структура инвестиционного процесса.
В целом, инвестиционный процесс - это механизм сведения вместе тех, кто предлагает деньги, с теми, кто предъявляет спрос. Обе стороны обычно встречаются в финансовых институтах или на финансовом рынке. Финансовые институты - такие организации, как, например, банки и ссудосберегательные ассоциации, - обычно принимают вклады и затем дают деньги в кредит или иным образом инвестируют средства. Финансовые рынки - это механизм, объединяющий тех, кто предлагает финансовые ресурсы, с теми, кто их ищет, для заключения сделок, как правило, при помощи посредников, таких, как фондовые биржи. Есть несколько видов финансовых рынков: рынок акций, рынок облигаций, рынок опционов.
На рисунке приведена диаграмма, отражающая инвестиционный процесс. Как видно из диаграммы, лица, предоставляющие денежные ресурсы, могут передавать их тем, кто предъявляет спрос на них, через финансовые институты, через финансовый рынок либо напрямую. Краткосрочный сектор финансового рынка называется денежным рынком, долгосрочный - рынком капиталов, на нем преобладают фондовые биржи.
Финансовые учреждения | |
Банки Ссудосберегательные ассоциации Сберегательные банки Кредитные союзы Страховые компании Пенсионные фонды |
Поставщики капитала | Прямые сделки | Потребители капитала |
Финансовые рынки | |
Денежные (краткосрочные) Рынки капиталов (долгосрочные) |
Как можно заметить, финансовые учреждения одновременно участвуют в работе финансовых рынков и выступают посредниками между теми, кто предоставляет средства, и теми, кто предъявляет на них спрос.
Участники инвестиционного процесса.
Государство.
Каждому уровню исполнительной власти - федеральной, власти штата, местной власти, - требуются огромные суммы денег на финансирование своей деятельности. Обычно такие проекты финансируются путем выпуска разного рода долгосрочных долговых обязательств - облигаций. Другим источником спроса на деньги являются текущие нужды государства.
В целом государство - это чистый потребитель денежных средств, т.е. оно использует больше средств, чем дает.
Компании.
Большинство компаний независимо от типа нуждается в крупных средствах для поддержания своей деятельности. Подобно государству компании в целом являются чистыми покупателями денежных средств.
Частные лица.
Частные лица могут поставлять инвестиционному процессу деньги различными способами, например размещать деньги на сберегательных счетах, покупать облигации и акции, страховые полисы, приобретать разного вида имущество.
В своей совокупности частные лица - чистые поставщики денег; иначе говоря, они дают инвестиционному процессу больше, чем берут от него.
ИНВЕСТИРОВАНИЕ
Инвестированием называется процесс помещения денег в специально выбранные финансовые инструменты с целью увеличения их ценности и/или получения положительного дохода. Эта деятельность имеет большое экономическое значение, может выполнятся как серия логически последовательных действий, а ее результатом является получение дохода.
Доход, или прибыль, на инвестиции может быть получен в одной из двух основных форм: как текущий доход или как прирост стоимости вложенных средств. Например, деньги, помещенные на сберегательный счет банка, или деньги, вложенные в покупку пустующего земельного участка, доход которого даст в виде приращения стоимости участка за время между его покупкой и продажей.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ИМПОРТА КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ
В качестве преимуществ привлечения зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:
Использование зарубежного капитала увеличивает налоговые поступления в бюджет и способствует увеличению эффективности промышленного производства.
Зарубежный капитал и инвестиции увеличивают поступления в местные бюджеты. Иностранный инвестор, как правило, принимает на работу местных граждан и выплачивает им заработную плату, налоги от которой поступают в бюджет.
Зарубежные инвестиции повышают научно-технический потенциал страны путем привнесения передовых технологий, управленческого опыта.
В условиях ограниченности внутренних источников международный капитал способен дать импульс реструктуризации экономики, преодолению научно-технического отставания, расширению инновационной деятельности, созданию рыночной инфраструктуры.
Импорт зарубежного капитала способствует созданию новых рабочих мест в национальной экономике. Кроме того, условия новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и навыков.
Иностранные инвестиции позволяют ускорить процесс адаптации отечественных предприятий к мировым требованиям рыночных финансово-экономических отношений.
Зарубежный капитал позволяет повысить экспорт и конкурентоспособность, ускорить процесс выхода отечественных предприятий на мировой рынок.
Иностранные инвестиции создают основы для привлечения новых отраслей промышленности и их дальнейшего развития. Кроме того, инвестор, удовлетворенный результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об этом.
Привлечение иностранного капитала и инвестиций может содействовать развитию отсталых и депрессивных районов.
Субъект инвестиционной политики - в данном случае иностранный инвестор - преследует при принятии решения об экспорте капитала ряд собственных целей, которые условно можно разделить на положительные и отрицательные с точки зрения национальных инвесторов принимающей стороны. Рассмотрим это на примере его отношения к рынку стран СНГ как к потенциальной сфере инвестирования.
Положительные цели иностранных инвесторов:
Доступ к производственным ресурсам, сырью или залежам минеральных ископаемых. С точки зрения зарубежного инвестора развивающиеся страны обладают огромными преимуществами в этой области. В Казахстане к наиболее перспективным отраслям можно отнести нефтедобычу и нефтепереработку, зерновое хозяйство, черную и цветную металлургию.
Доступ к новым рынкам, увеличение доли компании в рыночном обороте. В условиях рынка предприятия вынуждены быть в постоянном поиске роста. Этот поиск может проявлять себя через внедрение в совершенно новые для этих компаний рынки, на которых они до сих не функционировали, и через завоевание значительной доли в существующем рынке.
Доступ к новым профессиональным знаниям и навыкам. Деловые круги Запада осведомлены, что страны СНГ располагают чрезвычайно подготовленной в профессиональном отношении рабочей силой в таких областях как авиационная технология, ядерная технология, точная механика, здравоохранение, освоение космоса, ракетная технология, лазерная техника.
Снижение собственных затрат по производству продукции. Западных инвесторов прельщают возможности снижения себестоимости продукции через экономию затрат на сырье, рабочую силу, энергию, землю и транспорт.
Увеличение прибыли за счет использования трансфертного ценообразования, умеренного налогообложения и т.д.
Привлечение местных инвесторов к инвестиционной деятельности. На практике национальные инвесторы, имеющие достаточные средства, часто оказываются в ситуации поиска направлений их приложения. Нередко сотрудничество зарубежного и отечественного инвестора оказывается плодотворным в плане использования знаний последнего о традициях, его деловых связей и т.д.
Вместе с тем, зарубежный инвестор не всегда стремится создать новые производственные мощности, преследуя только положительные и, так сказать, благородные цели. Важно проявлять осмотрительность и различать тех инвесторов, которые стремятся к реализации своих неблаговидных целей. Перечислим некоторые примеры скрытых мотивов, исходя из которых, инвестор будет стремится утвердиться на местном рынке и о которых должно быть хорошо известно местным органам власти.
Отрицательные цели иностранных инвесторов:
Выкуп высокорентабельных предприятий развивающихся стран по низким ценам. Зачастую зарубежные компании преследую корыстные интересы покупки за бесценок приватизируемых предприятий высокорентабельных отраслей.
Экологические мотивы. Многим промышленникам, чьи технологические процессы имеют серьезные побочные эффекты, вредные с экологической точки зрения, отказывается в создании того или иного предприятия в своей или другой западной стране.
Ложные переговоры. Для того, чтобы улучшить свои позиции на переговорах, компании начинают вести одновременные переговоры с несколькими другими конкурирующими за инвестиции странами или регионами с целью улучшения своих переговорных позиций, выяснения политики, планов правительства, затягивания их реализации с целью реализации своих истинных целей.
Кратковременность пребывания инвестора в стране. Многие страны-импортеры капитала разрабатывают системы финансовых льгот, таких как налоговые каникулы, безвозвратные ссуды, гранты и т.п., с целью оказания содействия экспортерам в течение первых нескольких лет производства.
Вместе с тем, в некоторых обстоятельствах зарубежные инвесторы могут злоупотреблять этими льготами и привилегиями, создав промышленное предприятие, в полной мере воспользовавшись финансовыми льготами и затем свернув производство по истечении льготного периода или переместившись в новое место, чтобы снова воспользоваться выгодными условиями инвестиционной деятельности.
Экономия затрат на условия труда. Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где законодательство по охране труда не столь строго, а работники готовы трудиться в неблагоприятных условиях.
Выпуск низкокачественной продукции. Инвесторы нередко стремятся найти такие страны или регионы, где стандарты качества продукции четко не определены законом, и тем самым добиться экономии средств за счет выпуска некондиционной, и низкокачественной продукции.
Защита собственного рынка. Во многих случаях зарубежные инвесторы создают производства при условии, что страна-импортер будет защищать их от внешней конкуренции путем высоких импортных квот или таможенных тарифов на аналогичную продукцию.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ.
Как уже сказано, инвестиционная активность является важнейшим условием развития экономики, осуществления структурных преобразований, укрепления конкуренции, в том числе на мировом рынке.
Каждая страна в мире выходит из инвестиционного кризиса своим собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать конкретные финансово-промышленные возможности той или иной страны.
Полноценная и развитая инвестиционная программа должна содержать «работу» практически всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными источниками и экономическим развитием схематически может быть показана в следующем виде.
Рассмотрим общую структуру источников инвестирования в целом.
В экономической теории классификация источников инвестиций разнится в зависимости от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненные инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.
Внутренние источники финансирования инвестиций.
Как уже упоминалось ранее, одним из внутренних источников являются сбережения. В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на покупку основных фондов, которые в будущем поднимут производительную мощь всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.
Внешние источники инвестиций.
В настоящее время много внимания уделяется иностранным инвестициям, которые финансируются за счет внешних источников. К ним относятся частные прямые и портфельные инвестиции, а также иностранные кредиты и займы.
Сейчас на иностранный капитал в виде инвестиций возлагаются большие надежды. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, приток иностранной валюты в допустимых объемах всегда оказывает оздоровляющее действие на национальную экономику. Во-вторых, сейчас, в эпоху интеграции, иностранные инвестиции являются одним из инструментов сближения национальных государств.
В настоящее время две основные организации, которые выделяют финансовые средства странам с низким уровнем развития, к которым относится и Казахстан. Это - Международный Валютный Фонд и Международный Банк Развития. Но эти международные организации инвестируют в «приоритетные» отрасли, например такие, как сельское хозяйство. Казахстан же сейчас нуждается в финансировании практически всех отраслей.
К настоящему моменту в Казахстане получил развитие способ восстановления производственного процесса путем отдачи предприятий в иностранное владение посредством концессий. Как правило, эти предприятия относятся к металлургическим, горнодобывающим и горно-перерабатывающим отраслям. Но, на данный момент, все больше кажется, что это не очень благотворно сказывается на национальной экономике.
РАЗДЕЛ 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ.
ОПЫТ СТРАН СНГ В ПРИВЛЕЧЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО КАПИТАЛА.
Анализируя опыт стран в области привлечения и использования международного капитала, необходимо отметить, что такой анализ, очевидно, следует делать в разрезе выделения отдельных форм.
Сегодня большинство стран СНГ накопили определенный опыт в сфере работы с международным капиталом в инвестиционных целях. Рассмотрение и анализ этого опыта позволяет учесть его плюсы и минусы при выработке направлений совершенствования законодательства, тем самым способствовать повышению эффективности использования иностранного капитала и инвестиций.
Практически всеми странами СНГ сегодня приняты законы о концессиях и об иностранных инвестициях. Содержащиеся в них положения во многих странах носят стимулирующий для инвесторов характер. Ряд таких положений были приняты в Узбекистане и Туркменистане.
Однако в росте инвестиционного рейтинга страны сыграли большую роль не льготы, а сохраняющаяся до сих пор достаточно высокая управляемость и централизованность управления в экономике.
Сегодня наиболее благополучная и динамичная ситуация среди всех стран СНГ складывается в России, отличающейся богатыми природными ресурсами, демократическим режимом правления, огромным научно-техническим потенциалом и рынком сбыта.
Прямые иностранные инвестиции составили 26,5% всех инвестиций, прочие же (торговые кредиты, банковские вклады) составили 73%. Накопленный зарубежный капитал в национальной экономике по разным данным оценивается от $ 11 до $ 20 млрд. По оценке Голдмана, изучавшего состояние притока иностранного капитала в Россию, около 60% потребительских товаров, включая продовольственные, проданных в России в 1995 г. были импортированы. Вместе с тем, инвестиционный климат и в России тоже нельзя назвать весьма высоким.
По мнению многих экспертов, следует отметить, страны СНГ в большинстве своем испытывают дефицит интереса со стороны иностранных инвесторов. С другой стороны, предприятия стран СНГ остро нуждаются в доступе к современным технологиям, перевооружении устаревшего оборудования, в современном менеджменте и пополнении оборотных средств.
Внешнее заимствование (международное, государственное и банковское кредитования).
В прежние времена существования СССР опыт кредитных отношений с Западом имел, прежде всего, центр в лице Москвы.
Прежние долги СССР перешли к России и в результате ее долг в 1994 г. составил уже $ 130 млрд. (260% к экспорту), превратив Россию в крупнейшего должника в мире.
Украине предстоит выплатить в 1997 г. $ 1,4 млрд., в том числе России - $ 700 млн., Туркменистану - $ 194 млн. общий размер внешнего долга Украины по состоянию на октябрь 1996 г. составил $ 8,5 млрд.
Состояние инвестиционной деятельности в странах СНГ.
Объем капитальных вложений в 1996 году по всем источникам финансирования снизился. В сравнении с годами максимального объема инвестиций он составил (в процентах) в Азербайджане - 99, Узбекистане - 53, Беларуси - 33, Кыргызстане - 37, России -26, Украине - 20, Казахстане - 11 (уровень 1955 года).
Увеличивается доля капитальных вложений в топливную промышленность и энергетику. В то же время повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую промышленность. Снижается также физический объем инвестиций, направляемых в социальную сферу. В результате в 1996 году общая площадь введенного жилья в СНГ составила около 57 процентов от уровня 1991 года.
Практически во всех странах Содружества уменьшилась доля инвестиций в сельское хозяйство (в процентах): в Азербайджане - с 15 до 3, Беларуси - с 26 до 9, Казахстане - с 28 до 2, России - с 18 до 3, на Украине - с 22 до 8.
В экспорте основной объем приходится на нефть, продуты переработки нефти, газ, уголь, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, хлопковолокно, в импорте - на машинно-техническую продукцию и потребительские товары.
Результатом спада инвестиционной активности явилось уменьшение ввода мощностей в производственных отраслях экономики.
МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В отличие от стран СНГ, развивающиеся страны дальнего зарубежья накопили гораздо больший опыт в привлечении и использовании международного кредитного и предпринимательского капитала и инвестиций. Причем, наряду с широко известным опытом стран Латинской Америки и стран Юго-Восточной Азии, интерес представляет практика других стран, не добившихся столь впечатляющих результатов в экономическом развитии, но, вместе с тем, опыт которых весьма познавателен и интересен для стран СНГ, так как отрицательный результат - тоже
результат. Анализ их опыта позволяет сделать, в частности, вывод о том, что наличие определенных факторов инвестиционного климата (бюрократизм, нестабильная политическая ситуация, изменчивость законов и т. д.) - явления международные, и независимо от месторасположения страны и ее истории, они одинаково могут тормозить приток международного капитала. При том никакие льготы и стимулы не способны компенсировать эти факторы.
Но, не смотря на это, увеличившиеся в 1996 году ПИИ транснациональных корпораций могут достичь рекордной отметки $ 430 - 440 млрд. в 1998 году. И это несмотря на финансовые кризисы, имеющие место в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и России.
ПИИ становятся главным стимулирующим фактором глобализации и экономической либерализации. Причем в качестве главных факторов, ускоряющих темпы капиталовложений, определяются резко возросшие уровни трансграничных слияний и приобретений, а также увеличение числа приватизаций и значительные усилия стран по привлечению инвестиций. Однако финансовые потрясения на развивающихся рынках все же нашли свое отражение на инвестиционной политике держателей капитала. Впервые, начиная с 1985 года, в отношении инвестиций не будет наблюдаться рост.
РАЗДЕЛ 4. ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Между инвестициями и экономической ситуацией в любой стране существует взаимообусловленная связь.
В стратегии Президента 2030 необходимость привлечения инвестиций описывается следующим образом:
«Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций.
В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций, и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики: разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, - которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное сообщество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.
Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установление более либерального режима для иностранных инвесторов. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами.
Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций».
Несмотря на определенные результаты по стабилизации некоторых макропоказателей, состояние экономики остается в стране критическим, продолжается спад ВВП и индекса промышленного производства в целом. Спад производства сопровождался и спадом инвестиций.
Анализ динамики инвестиций показывает неравномерность спада инвестиций в различных отраслях. С позиции инвестиционных перспектив, по мнению журнала «Транзитная экономика», отрасли промышленности и иные сферы материального производства могут быть распределены на три группы:
К I группе относятся жизненно важные отрасли, которые являются приоритетными и не могут находится в частной собственности - электроэнергетика, тяжелое и транспортное машиностроение, транспорт.
Ко II группе относятся нефтегазовый комплекс, отрасли металлургической и химической промышленности.
К III группе относятся отрасли, которые в настоящее время являются убыточными из-за использования ими отсталых ныне технологий. Данные отрасли включают в себя первичную переработку, большую часть гражданского машиностроения, легкую и пищевую промышленность, производство тары.
Общий спад инвестиций, спад инвестиций в отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня как инвестиционный кризис.
Причины инвестиционного кризиса кроются в ряде объективных и субъективных факторов:
Радикальный переход новой системе, сопровождающийся высокой инфляцией, повлек за собой ряд обстоятельств, затруднивших проведение инвестиционной деятельности.
Не проводилась своевременная оценка основных фондов.
Резко понизилась роль амортизационного фонда, как источника накопления. Если в 1985 г. соотношение амортизационного фонда и капиталовложений составляло 36%, а в 1990 г. 41.2%, то уже в 1991 г. оно составляло 5.5%. Другими словами, не обеспечивалось даже простое воспроизводство основных фондов и предприятия выходили из ситуации только с помощью роста цен на свою продукцию.
Действовавшая и вновь принятая налоговая система не стимулировала реализацию функции накопления прибылью (доходом). Прибыль (доход) в условиях высокого налогообложения выполняла только функцию текущего потребления.
К субъективным причинам инвестиционного кризиса следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве преобладал упрощенный и поверхностный подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.
Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).
При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:
Разрушение производственного аппарата. Износ его составил по промышленности сегодня 60%. Причем структурный инвестиционный спад способствовал тому, что наибольший износ основных фондов сегодня составляет в отраслях конечной и промежуточной продукции. Коэффициент выбытия оборудования в этих отраслях в течение последних лет был практически равен нулю.
Объем средств, направляемых на техническое перевооружение, катастрофически падает. Если в 1992 г. он равнялся 40% от объема инвестиций, то сейчас 5%. В республике все последние годы инвестиции, как производственные, так и не производственные, непрерывно сокращались.
3. Структура экономики республики в результате сырьевой переориентации приобретает все утяжеленную и энергоемкую форму.
Вместе с тем, изменение структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:
Усилилась тенденция повышения капиталовложений в сферу услуг. До недавнего времени удельный вес капиталовложений в сферу услуг в стране составлял не более 10% (в то время, как в США он доходил до 72%). В результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и банковской сферы услуг;
Новые ценовые пропорции, отвечающие спросу и предложению, привели к стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;
Переход к рыночным формам хозяйствования повысил долю самофинансирования капиталовложений. В 1994г. собственные средства предприятий в общей сумме капиталовложений составляли уже 62%, а в 1995 г. еще более - 90%. Удельный вес всех централизованных средств (из госбюджета, местного бюджета, централизованных фондов) составляет около 15%.
4.Сформировалась новая рыночная инвестиционная инфраструктура в виде различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.
Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики.
Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны».
Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КАПИТАЛА И ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ.
При рассмотрении механизма государственно-правового регулирования процессов привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций следует прежде всего выделить законодательные, организационные и прочие механизмы регулирования государством иностранных капиталовложений.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ представляет собой систему законов, определяющих конституционные, общерегулирующие и специальные отношения по поводу иностранного капитала и инвестиций.
Система законодательного регулирования привлечения иностранного капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты, регулирующие законы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании, о ценных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и др. нормативные акты.
Основным законом, регулирующим отношения государства и иностранных инвесторов, является Закон «Об иностранных инвестициях». Закон преследует цели представления максимально приемлемых условий для деятельности иностранных инвесторов, расширения понятия иностранных инвестиций, предоставления более широкого круга гарантий и возможностей для деятельности в республике.
30 июня 1998 г. вышел указ Президента Республики Казахстан об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК.
Совет создался в целях:
внесения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы инвестиционной деятельности, предложений по вопросам, связанным с реализацией крупных инвестиционных программ и проектов Республики Казахстан, имеющих международное значение;
разработки рекомендаций по улучшению инвестиционного климата, а также по стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан; выработки предложений по интеграции экономики страны в мировые экономические процессы.
ИМПОРТ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО КАПИТАЛА.
Мировой рынок заемного капитала в условиях инвестиционного кризиса является сферой первоочередного интереса республики.
К середине 1996 г. Казахстану было открыто 18 кредитных линий. В рамках открытых кредитных линий, гарантированных правительством Республики Казахстан, подписано более 100 индивидуальных кредитных соглашений на сумму $ 1.34 млрд. Готовятся к подписанию еще 22 кредитных соглашений. Получено семь кредитных займов Всемирного банка, а также кредиты на погашение дефицита бюджета.
Существуют три основных вида кредитования и помощи со стороны МФО и стран-доноров.
Официальная помощь развитию международных финансовых организаций.
Казахстан является членом МВФ с 15 июля 1992 г. После открытия в августе того же года постоянного представительства в Алматы МВФ, республике было представлено 3 займа.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) также представляет Казахстану займы. Кредитные займы МБРР предоставляются на стандартных условиях: на срок 17 лет, в том числе 5-летний льготный период, процентная ставка - 7,5 %. В настоящее время Республикой Казахстан подписано 4 соглашения о кредитах с МБРР.
6 декабря 1994 года Республика Казахстан подписала соглашения с Азиатским банком развития о кредитном займе обычных операций и займе специальных операций.
Официальная помощь развитию от стран-доноров.
Одними из доноров являются: Австрия, Бельгия, Германия, Швеция, Япония и США.
Экспортные кредиты.
Несомненно, экспортные кредиты являются одними из важнейших и наиболее объемных видов иностранного капитала, поступающего в страну. За период с 1992 по 1995 гг. в республике привлечены экспортные кредиты с 17 стран на общую сумму порядка $ 1,6 млрд. США.
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
В 1 полугодии 1998 года хозяйствующими субъектами республики вложено средств в новое строительство, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий 65.9 млрд. тенге, что в сопоставимых ценах больше соответствующего периода 1997 года на 61%. Освоение этих средств по регионам республики представлено в следующей таблице (табл. 1).
Таблица 1
Область республики | Всего млн. тенге | Доля региона в общем объеме республики, % | В январе-июле 1998 г. к январю- июлю 1997 г., в % |
Республика Казахстан | 65920 | 100 | 161.0 |
Акмолинская | 35 | 0.1 | 32.9 |
Актюбинская | 4689 | 7.1 | 228.9 |
Алматинская | 2900 | 4.4 | 165.1 |
Атырауская | 18061 | 27.4 | 170.0 |
Восточно-Казахстанская | 2427 | 3.7 | 158.2 |
Жамбылская | 247 | 0.4 | 39.3 |
Западно-Казахстанская | 376 | 0.6 | 21.7 |
Карагандинская | 4026 | 6.1 | 135.0 |
Кызылординская | 2659 | 4.0 | 245.9 |
Костанайская | 1609 | 2.4 | 74.8 |
Мангистауская | 4957 | 7.5 | 129.0 |
Павлодарская | 2343 | 3.6 | 138.9 |
Северо-Казахстанская | 742 | 1.1 | 127.3 |
Южно-Казахстанская | 870 | 1.3 | 110.6 |
г. Астана | 17035 | 25.8 | 428.9 |
г. Алматы | 2944 | 4.5 | 52.5 |
Освоение средств, вложенных хозяйствующими субъектами, по регионам республики.
За период с начала года наблюдается устойчивая тенденция роста освоения инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлым годом. Значительный рост наблюдается в Актюбинской (в 2.3 раза), Кызылординской (в 2.5 раза) областях республики и в г. Астане (в 4.3 раза).
Изменения в инвестиционных приоритетах приводят к оттоку средств из ранее относительно благополучных регионов. Сокращение объемов инвестиций произошло в Западно-Казахстанской (на 78%), Жамбылской (на 61%), Костанайской (на 25%) областях.
Наиболее резко ухудшился инвестиционный климат г. Алматы (снижение на 47% объема инвестиций в основной капитал), на что повлиял спад активности и перемена интересов крупных инвесторов в пользу новой столицы, а также резкое ограничение инвестирования города со стороны государства.
Незначительным изменениям подверглась структура инвестиций в основной капитал по формам собственности. Несколько стабилизировалась активность государственных предприятий-застройщиков, их удельный вес в общем объеме капиталовложений в январе - июне 1998 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8% и составил 32%. Удельный вес частных предприятий снизился и составил 59% (69% - в первом полугодии 1997 года), предприятий и организаций других государств, их юридических лиц и граждан, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан - около 10% (8%).
Как и в прошедшие годы, в финансировании затрат на создание и воспроизводство основных фондов в январе - июне 1998 года преобладала доля собственных средств предприятий, организаций и населения (56%), хотя она и снизилась на 16 процентных пунктов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. За этот период вырос объем бюджетных средств с 4% в 1997 до 18% в 1998 году, объем средств за счет привлечения иностранного капитала составил около 21% (20% за соответствующий период прошлого года).
Доля средств местного бюджета в объеме инвестиций региона высока в Кызылординской (14%), Костанайской (15%), Южно-Казахстанской (14%) областях.
Затраты на строительство, финансируемые государством из средств республиканского бюджета, высоки в Северо-Казахстанской области (60% от объема инвестиций региона) и в городе Астане (62%).
Существенная доля средств иностранных инвесторов вложена в основной капитал Мангистауской (64%), Павлодарской (54%), Алматинской (39%) областей.
В январе - июне 1998 года приоритетными для инвестирования остаются горнодобывающая и обрабатывающая отрасли промышленности, на создание и воспроизводство основных фондов которых использовано, соответственно 41% и 12%.
Инвестиции на строительство объектов по добыче сырой нефти и природного газа осваиваются в Атырауской (95% объема вложений в основной капитал региона), Актюбинской (65%) и Мангистауской (60%) областях. В Восточно-Казахстанской области 39% областного объема инвестиций вкладываются в объекты по добыче руд цветных металлов и 22% - по производству цветных металлов.
Финансовая и инвестиционная нестабильность привела к ощутимому уменьшению финансирования объектов сельского хозяйства (0.1% от общего объема инвестированных средств), рыбоводства (0.2%), образования (0.45%).
В январе - июне 1998 года на территории Республики Казахстан предприятиями и организациями всех форм собственности и населением введено жилья общей площадью 480.2 тыс. кв. метров.
Государственными предприятиями за этот период сдано в эксплуатацию 71.2 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (115% к январю - июню 1997 г.). Частными предприятиями, с учетом населения, введено 389.5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (80% к январю - июню 1997 г.), из них 90% построено индивидуальными застройщиками. Высокий удельный вес индивидуального жилищного строительства (95 - 100%) сложился в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.
Значительное снижение ввода жилых домов против соответствующего периода 1997 года на 43 - 62% отмечается в Акмолинской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской и Павлодарской областях.
ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
В 1 полугодии 1998 года в республике крупными и средними предприятиями и организациями всех форм собственности на строительство объектов сферы материального производства и жилищно-гражданского назначения было использовано иностранных инвестиций на общую сумму 13,3 млрд. тенге, что в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет 21%. Удельный вес средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в основной капитал в текущем году уменьшился на 3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В 1997 году в структуре инвестиций 42,2% приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1 - портфельные, 28 - кредитные средства, 22% - займы международных финансовых организаций.
Анализ показывает, что больше всего иностранных инвестиций приходится на долю совместных предприятий - 48,4%, доля иностранных фирм и компаний составляет 20%, частных предприятий республики - 13,2%. Активизировали привлечение иностранных инвестиций предприятия государственного сектора экономики. Их объем увеличился на 10% по сравнению с 1997 годом и составил 16% от общего объема.
Увеличение удельного веса иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций региона в 1 полугодии 1998 года, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, наблюдается в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областях. Преобладают инвестиции в основной капитал в Кызылординской (69%), Мангистауской (64%), Павлодарской (54%) областях.
Использование иностранных инвестиций в основной капитал по регионам республики представлено в нижеследующей таблице (табл.2):
Таблица 2
Область Республики | Иностранные инвестиции, млн. тенге | Удельный вес к общему объему инвестиций региона, в % |
Республика Казахстан | 13265 | 20,5 |
Акмолинская | - | - |
Актюбинская | 1183 | 25,7 |
Алматинская | 1183 | 39,2 |
Атырауская | 315 | 1,7 |
Восточно-Казахстанская | 560 | 23,4 |
Жамбылская | - | - |
Западно-Казахстанская | 106 | 28,1 |
Карагандинская | 368 | 9,2 |
Кызылординская | 1826 | 68,7 |
Костанайская | - | - |
Мангистауская | 3162 | 63,9 |
Павлодарская | 1204 | 53,8 |
Северо-Казахстанская | - | - |
Южно-Казахстанская | 228 | 26,3 |
г. Астана | 2745 | 16,1 |
г. Алматы | 4308 | 20,6 |
Освоение иностранных инвестиций в основной капитал по регионам республики.
Наиболее активно иностранные инвесторы вкладывают средства в горнодобывающую (38 % от общего объема) и обрабатывающую (20%) промышленность, транспорт и связь (25%), в то время как в сельское хозяйство крупными и средними предприятиями не инвестировано средств (табл.3). В Мангистауской и Актюбинской областях иностранные инвестиции в основном используются на строительстве объектов по добыче сырой нефти и природного газа (82% и 94% соответственно). В западно-Казахстанской области 77% иностранных инвестиций привлекается в строительство по перегонке нефти, в Повлодарской области 58% - в металлургическую промышленность. В других регионах иностранные инвестиции вкладываются в пищевую промышленность, производство табачных изделий, развитие гостиничного комплекса и объектов общественного питания, транспорт и связь.
Таблица 3
Иностранные инвестиции | В % к |
Виды деятельности | в основной капитал, млн. тенге | итого | общему объему инвестиции |
Всего по видам экономической деятельности | 13265 | 100 | 20,5 |
в том числе: | |||
рыболоводство, рыбоводство | 35 | 0,3 | 0.1 |
горнодобывающая промышленность | 5035 | 38 | 7,8 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 191 | 1,4 | 0,3 |
строительство | 31 | 0,2 | 0,1 |
торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования | 31 | 0,2 | 0,1 |
гостиницы и рестораны | 744 | 5,6 | 1,1 |
транспорт и связь | 3322 | 25,1 | 5,1 |
финансовая деятельность | 25 | 0,2 | 0,03 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятий | 113 | 0,9 | 0,2 |
государственное управление | 7 | 0,05 | 0,01 |
образование | 133 | 1 | 0,2 |
здравоохранение и социальные услуги | 862 | 6,5 | 1,3 |
прочие коммунальные, социальные и персональные услуги | 66 | 0,5 | 0,1 |
Освоение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности.
Структура иностранных инвестиций в основной капитал выводам экономической деятельности за 1 полугодие выглядит следующим образом:
За счет иностранных инвестиций в 1 полугодии 1998 года велись строительные работы на таких объектах, как табачная фабрика в Алматинской области, фармацевтическая фабрика в г. Алматы, 1-я очередь печь «КС» по обезвоживанию карнолита на Усть-Каменогорском титано-магниевом комбинате, Карачаганагская малотоннажная установка по производству топлива в Западно-Казахстанской области, цех по производству медного эмаль-провода в Карагандинской области, разрез «Богатырь» и филиал Аксуского завода ферросплавов в Павлодарской области; реконструкция следующих объектов: аэтопорт в г. Астане, станция Дружба в Алматинской области, 1-я очередь завода по производству бытовой техники в г. Алматы, Актауский морской порт в Мангистауской области;
проводились работы по техническому перевооружению на Белоусовской обогатительной фабрике в Восточно-Казахстанской области, велись геологоразведочные работы в Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангыстауской областях; приобреталось оборудование для добычи сырой нефти и природного газа, производства табачных изделий и цветных металлов, для обеспечения связи. Введен в эксплуатацию отель «Комфорт-Астана» в г. Астане.
Одной из внешних форм инвестирования в Казахстан являются гранты, представляемые международными правительственными и неправительственными организациями для проведения совместных научных исследований казахстанских и зарубежных ученых. Международные гранты оказывают финансовую поддержку исследователям Казахстана, позволяют приобретать лабораторное оборудование и материалы. Наиболее значимыми являются гранты INTAS, INCO COPERNICUS и Международного Научно-Технического Центра (ISTC). Гранты INTAS и INCO COPERNICUS финансируются Европейским Союзом и предназначены, в основном, для развития академических исследований. Размер гранта INTAS составляет 60.000 Ecu или около $ 80.000, грант INCO COPERNICUS может доходить до $ 500.000.
ISTC создан Европейским Союзом, США, Японией. ISTC поддерживает конверсионные проекты в странах СНГ, содействуют переходу к рыночной экономике и переориентированию промышленно-технического потенциала с военной на мирную деятельность. Преимуществом проектов ISTC является освобождение их по межправительственным соглашениям от уплаты налогов и таможенных сборов. Средний размер гранта на проект составляет около $ 200 тыс. С 1994 года на проекты ISTC для ученых Казахстана выделено более $ 13.5 млн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги в качестве заключения, хотелось бы не просто еще раз подчеркнуть важность инвестиций для экономики, о чем достаточно сказано в данной работе, но остановится на до сих пор нерешенном вопросе - государственной Программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций.
Многообразный мировой опыт показывает, что инвестиции являются мощной движущей силой развития экономики. Однако, эффективность их значительно возрастает при грамотном использовании. Инвестиции - одни из важных возможных составляющих, способствующих в совокупности с другими, преодолению кризисных явлений, развитию экономики страны, созданию новых рабочих мест, технологическому перевооружению предприятий и последующего развития экономики государства с большей долей внутренних инвестиций.
Примеры высокоразвитых стран (послевоенная Япония, Германия и др.), вынужденных в связи с чрезвычайной ситуацией опираться для поднятия экономики в значительной степени на иностранные инвестиции, свидетельствуют, что при разумном управлении возможно достижение положительных результатов.
Национальная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики - это звено в цепи законодательных, нормативных и программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства по углублению реформы.
Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней помощи.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций должно преследовать долговременные стратегические цели создания в Республике Казахстан цивилизованного, социально-ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Республику Казахстан достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение РК в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
В условиях кризиса правительство должно проводить гибкую экономическую политику, особенно в области инвестиций, направляемых на экспортное производство. Иначе значительная часть населения будет составлять когорту безработных и существовать за чертой бедности, а национальная валюта продолжит свое падение по отношению к доллару США, способствуя сокращению золотовалютных резервов Национального банка РК. При этом большое внимание должно уделяться обучению местного персонала за рубежом, приобретению опыта развитых стран и применению его с учетом особенностей национальной экономики Казахстана.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен в настоящее время и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни населения. Республика Казахстан заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка качественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры.
Поэтому перед нашим государством стоит важная задача: привлечь иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Нужно стремится создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для национальных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адылжан Садыков. «Инвестор как источник дохода» Деловая неделя №49 (327) 18 декабря 1998г.
Адылжан Садыков. «Глобальное увеличение инвестиций». Деловая неделя. 27.11.98., 46(324)
Арцишевский А. «Перекуем мечи на орала.» Наука Казахстана. № 1 (109), 1-15 января
1998.
Арцишевский А. «Наука прирастает грантом.» Наука Казахстана. № 15, (123)
августа 1998.
Гитнан Л.Д., Джоик М.Д. «Основы инвестирования» Москва: Дело, 1997 г.
«Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Республике Казахстан» Транзитная экономика. 1998 №2.
Канат Шаймерденов. «Казахстан прогнозирует в 1999г. привлечь в страну порядка $1,2-1,5 млрд. прямых инвестиций» Панорама №49, 18 декабря 1998г.
Комаров В. «Инвестиционная составляющая экономики стран СНГ» Каржы-Каражат 1997 сентябрь.
Н.А. Назарбаев «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.» Алматы, 1997г.
«Об инвестиционной деятельности в Республике Казахстан». Азия - Экономика и жизнь. № 33 (161), сентябрь 1998.
«Об иностранных инвестициях в основной капитал». Азия - Экономика и жизнь. №33 (161), сентябрь 1998.
Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. «Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования». Алматы, 1997 г.
«Право и иностранные инвестиции в РК» Алматы: Жеты-Жаргы, 1997 г.
«Указ Президента Республики Казахстан об образовании Совета иностранных инвесторов». Собрание актов Президента Республики Казахстан и правительства Республики Казахстан. 1998, № 18, с. 37-38.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 1 |
Раздел 1. Роль инвестиций в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
Роль инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
Определение инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
Инвестирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 6 |
Преимущества и недостатки импорта капитала и инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . | 6 |
Раздел 2. Источники финансирования инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 9 |
Раздел 3. Зарубежный опыт привлечения и использования международного капитала и инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 11 |
Опыт стран СНГ в привлечении и использовании международного и предпринимательского капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 11 |
Мировая практика привлечения инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 12 |
Раздел 4. Инвестиции как фактор стабилизации экономики Республики Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 13 |
Механизм государственно-правового регулирования привлечения и использования зарубежного капитала и инвестиций в республике . . . . . . . . . | 15 |
Импорт международного кредитного капитала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 16 |
Об инвестиционной деятельности в республике Казахстан . . . . . . . . . . . . . . . . . | 17 |
Об иностранных инвестициях в основной капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 20 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 24 |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 26 |
1. День республики казахстан октября классный час
2. Классный час День республики башкортостан
3. Классный час День республики
4. Классный час на тему день образования республики
5. День республики казахстан в
7. День единства народов казахстана классный час
8. Классные часы на тему день республики казахстана
9. Финансовая система республики казахстан курсовая
10. Классный час ко дню республики рк
11. Классный час Казахстан мое будущее
12. Независимость Республики Казахстан Открытый урок
13. Классный час на тему Мой Казахстан мо будущие
14. Классный час на тему мой казахстан мое будущие
15. Классный час на тему мой Казахстан для класса