1. Предмет, цель и задачи курса «Идея национальной независимости»
1.1 Предмет науки «Идея национальной независимости» и объект ее изучения
Сегодня мы строим новое государство, новое общество, и нет сомнений в том, что в этой системе общественно-политические отношения, человеческое сознание и мышление приобретают своеобразное и, вместе с тем, абсолютно новое значение. Прежде всего, отношения между личностью и государством, личностью и обществом должны найти абсолютно новое содержание и форму, должны основываться на новых качествах, новых принципах. Другими словами, это должны быть отношения, отвечающие сущности новых ценностей и демократических принципов, нашему образу жизни и мышлению, требованиям справедливого общества, которое мы стремимся построить.
Важная сторона этого процесса в том, что каждый гражданин, каждый человек, основываясь на этом, должен определить свое отношение к развитию общества и его обновлению, свое место, если нужно, свой долг. Этой задаче следует уделить особое внимание.
Если глубже вникнуть в эту проблему, то выяснится, что только посредством обмена различными мнениями, дискуссий создается четкое представление о своеобразном облике, путях развития, главных особенностях общества, основанного на этих принципах, которые мы должны использовать в качестве критериев.
С этой целью средства массовой информации должны открыть широкую дорогу различным мнениям, разнообразным взглядам и подходам, должны пробудить сознательное отношение людей к сегодняшним переменам в обществе. Чтобы каждый человек имел не только собственное мнение и взгляд на эту проблему, но и стал активным участником и строителем создаваемого нами общества.
Прежде чем приступить к обсуждению этой проблемы, следует внести ясность в один вопрос: идеология не только сегодня, но и во все времена являлась самой важной общественно-политической проблемой, объединяла и призывала любое общество к осуществлению здоровых и благих намерений, служила морально-нравственной основой для достижения поставленных целей.
Речь идет о том, чтобы разъяснить суть этой задачи, этой истины нашему обществу, нашему народу, разъяснить, насколько актуальна эта истина сегодня, глубоко осознать ее сущность, превратить ее в непоколебимую силу для осуществления стоящих перед нами великих задач.
Потому что идеология совмещает в себе общественную сущность жизни людей и их стремления. Человек, естественно, не может жить без цели. Значит, пока существует жизнь, пока существуют страны, государства и их интересы, они стремятся определить свой путь развития, горизонты завтрашнего дня посредством собственной национальной идеи, национальной идеологии.
По моему мнению, жизнеспособность идеологии определяется степенью ее соответствия природе народа, образу его жизни и мышления, а самое главное – как она отражает национальные интересы и чаяния общества. Только такая идеология выдержит испытания временем и жизнью, ей поверят люди и примут ее в качестве убеждения. Только тогда она приобретет духовно-нравственную силу и станет сильнее самого современного оружия.
Сегодня в распоряжении человечества накопилось столько оружия и боеприпасов, что его достаточно, чтобы несколько раз уничтожить земной шар. Мы хорошо осознаем это. Однако самая большая опасность сегодня – непрерывно продолжающаяся идеологическая борьба за души и сознание людей. Сегодня решающую роль играют не сражения на ядерных полигонах, а борьба на идеологическом фронте. Никогда не следует забывать эту горькую истину.
Если вспомнить историю, то в прежние времена могущественные государства в открытую захватывали слабые государства, устанавливали там свое господство, но к концу ХХ века такая политика обрела новую форму. Сегодня сильные государства и соответствующие политические центры для достижения своих целей, прежде всего, стремятся завладеть сознанием масс тех государств, которые они хотят вовлечь в сферу своего влияния.
Известно, что мы отреклись от ложных коммунистических идей, противоречивших нашей национальной природе и нашим тысячелетним традициям, обычаям. Однако вакуум в сфере идеологии недопустим, при возникновении такой ситуации несомненно, что чуждые идеи, абсолютно противоположные нашим мечтам и стремлениям, постараются занять это место.
Основная мысль заключается в следующем: если внимательнее всмотреться в происходящие вокруг нас события, то мы не сможем отрицать, что наша страна богата природными ресурсами, расположена на очень удобной, с геополитической точки зрения, территории, и что существуют различные силы, желающие господствовать над нами. Сегодня уже очевидно, что они не гнушаются ничем для достижения своих целей.
Эти силы обладают большими средствами и современным оружием. Однако их самое страшное оружие, не соответствующее нашим национальным ценностям, – разрушительная идеология, отравляющая душу и сознание молодого поколения, которое завтра должно придти нам на смену.
Некоторые негативные явления, неблаговидные поступки, злонамеренные действия совершаются, прежде всего, по причине идеологического вакуума. Потому что молодежь, еще не имеющая достаточного жизненного опыта, не отличающая белое от черного, очень восприимчива к различного рода воздействиям.
Взять, к примеру, угрозу религиозного экстремизма, сбивающего с верного пути некоторую часть молодежи. Это опасное течение имеет свою историю. В конце 80-х годов в нашу страну приехали люди, выдававшие себя за «друзей», «единоверующих», «соотечественников», призывающих к борьбе за чистоту ислама. Они вовлекли в свои сети неокрепшую молодежь, простых людей, не знакомых с основами нашей священной религии, и пытались распространять чуждые нам религиозные догмы.
Конечно, были приняты соответствующие меры для предотвращения этого. Однако в те времена были и такие люди, которые по простоте своей души приняли их сторону. Всем известно, как душевно, искренне и доверчиво воспитана наша нация, особенно наши дети. В их душах сильно чувство уважения к старшим, стремление к нашей священной религии. Потому что на воспитание нашего народа, его мировоззрение оказываю свое влияние многочисленные, дорогие для нас святые, жившие на нашей Родине, куда упал взор Аллаха. Поэтому не удивительно, что отдельные злые силы для достижения своих целей злоупотребляют добрыми чувствами, естественным стремлением к вере и убеждениями наших людей.
Однако в то время, когда мы только освободились от ига коммунистической системы, только начинали свободно дышать, к сожалению, было очень мало религиозных деятелей, глубоко осознававших эту проблему, то есть требования суннито – ханафийского толка, обладавших знанием аятов Корана и умением их толковать, способных указывать людям верную дорогу.
В этих условиях религиозные фанатики начали выступать с довольно «красивыми агитационными речами» и даже добились расположения к себе и восхищения у некоторой части молодежи. Вначале их родители, вообще наша общественность, не осознавали, какая мрачная цель стоит за этими действиями. Только после кровавых событий, происшедших в Намангане и Ташкенте, выяснилось, что цель этих сил – борьба за власть, а они – члены одной из группировок международного террористического движения, действующего под прикрытием религии. Однако пока общественность распознавала эту истину, черные силы успели затянуть в болото жестокости и преступности некоторую часть молодежи с несформировавшимся мировоззрением.
Следует уделить особое внимание еще одной проблеме. Я кратко упомянул об опасности религиозного экстремизма, которая сегодня угрожает нашему региону. Угрозы типа наркобизнеса, незаконной торговли оружием и боеприпасами, терроризма – также из их числа. Однако в мире существуют и другие средства идеологического воздействия, кажущиеся на первый взгляд такими безобидными, далекими от политики, что мы часто не обращаем на них внимания.
Взять, к примеру, многочисленные фильмы-боевики, которые демонстрируются в последние годы. Многие, особенно молодежь, с удовольствием смотрят их, потому что по природе человек имеет тягу к таким фильмам.
В сущности, как мне представляется, в душе человека постоянно идет борьба между двумя силами – создающей и разрушительной. С сожалением следует отметить: опыт истории свидетельствует, что легче возбудить в человеческой натуре хищные инстинкты, агрессивность, чем гуманность.
Поэтому большинство молодых зрителей, у которых еще не сформировалось сознание, учатся на примере этих фильмов только жестокости, беспощадности, мерзости, агрессивности. В результате они становятся бесчувственными и не замечают, как в их душах поселяются бессердечие, жестокость, аморальность. Находятся и такие парни и девушки, которые вслепую копируют героев таких фильмов, их образ жизни. Они не понимают, к каким страшным последствиям могут привести их действия, совершаемые под влиянием таких ложных ценностей. К сожалению, наше телевидение также чрезмерно увлекалось показом этих фильмов.
Из истории известно, что силы, желающие подчинить себе какой-либо народ, стремятся лишить его собственного достоинства, истории и культуры. Если и впредь будет продолжаться воздействие вышеперечисленных и подобных им опасностей, то нация легко потеряет свое достоинство, утратит тысячелетние традиции и превратится в толпу.
Возникает естественный вопрос: что нужно предпринять, чтобы идеологическое влияние не привело к отрицательным последствиям?
Это можно решить методом усиления убежденности народа, прежде всего нашей молодежи, укрепления ее силы воли, воспитания всесторонне развитых личностей с собственным независимым суждением. Необходимо возродить в их сознании чувство уважения к себе, бережного отношения и почитания священной памяти наших предков. Стремиться к тому, чтобы они могли жить с честью и гордиться, что они – дети узбекского народа.
Известно, что для предотвращения любой болезни нужно, прежде всего, в организме человека создать иммунитет против этой болезни. Мы также должны привить в сердцах наших детей здоровое отношение к Родине-матери, к нашей богатой истории, к священной религии наших предков, если нужно, укрепить их идеологический иммунитет.
Они должны вырасти людьми с крепкими национальными корнями, обладающими глубокими знаниями, шагающими в ногу со временем. Тогда на них не смогут оказать влияние ни «агитация» неграмотного религиозного фанатика, ни абсолютно чуждые нам аморальные идеи.
В этом плане мы еще раз убеждаемся, насколько сегодня важна и актуальна проблема национальной идеологии.
1.2 Основные понятия «Идеи национальной независимости»
Наше общество, наше государство, не определив четко и ясно благие цели и задачи, которые поставило перед собой, не сможет сформировать национальную идеологию, вобравшую в себя многовековые традиции и обычаи нашей нации, основные наши особенности.
Для этого мы, прежде всего, должны найти ответы на вопросы: что мы за государство, какое у нас общество, какую систему мы создаем, из чего состоят политическая, экономическая, социальная и духовная основы нашего общества?
Кратко их можно сформулировать следующим образом: стратегическая цель политики обновления и развития, проводимой в нашей стране, – построение правового демократического государства и гражданского общества, основанного на рыночной экономике.
Создание соответствующих условий для достойной жизни всем людям, проживающим в нашей стране, независимо от их национальности, языка и вероисповедания, обеспечение уровня жизни и свобод, гарантированных в развитых демократических государствах. И на этой основе – достойное место Узбекистана в мировом сообществе.
Поскольку мы заговорили о политическом и государственном устройстве нашей страны, следует остановиться на следующих его основных особенностях, а именно:
Предоставить свободу во всех сферах политической жизни, установить в обществе принципы демократии, свободы слова и совести, идеи гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Создать основу для многопартийной системы, которая является необходимым условием демократии. Как мной было подчеркнуто выше, многопартийность в действительности – это дискуссия между различными взглядами и идеями, место политической конкуренции для различных партий, в том числе для противоборствующих.
Создать национальную демократическую государственность на основе конституционного принципа деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Расширить функции органов самоуправления местных хокимиятов и граждан, поэтапно передать им часть государственных полномочий, осуществить концепцию «От могучего государства – к сильному обществу», предусматривающую расширение прав и поднятие статуса негосударственных и общественных структур.
Создать необходимые условия для их активного участия, полностью отвечающие принципам гражданского общества, управления и организации жизни граждан и всего общества, развития органа самоуправления – махалли, чуждого Западу, но близкого нашей национальной природе, и повышения ее статуса.
Создать равноправие всех граждан перед законом и верховенство закона, правовое государство, гарантирующее защиту общественных интересов и безопасность населения.
Укрепление семьи, являющейся основой общества. Формирование справедливого общества, базисом которого является материально обеспеченная, морально устойчивая семья.
Всесторонне развивать воздействие независимых и свободных средств массовой информации, обеспечивающих права и свободы граждан, выполняющих функцию общественного контролера, на повышение политического, правового и экономического образования нашего народа.
Экономической основой строящегося в Узбекистане общества является социально ориентированная рыночная экономика. Нам следует хорошо осознать, что сегодня многие страны движутся по этому пути и служат для других образцом достигнутого благополучия. Своеобразной особенностью этого развития является то, что, с одной стороны, приветствуется инициативность и предприимчивость, вера человека в собственные силы и возможности, приобретаются навыки продуктивного ведения хозяйства, производство подчиняется интересам потребителя. Функцию мощного фактора выполняет непрерывное развитие сфер производства и обслуживания, основанных на взаимозаменяемости, конкурентоспособности, внедрении в производство современных достижений науки и техники. В результате, содействует высоким темпам роста уровня нашей жизни, повышению ее качества. Выражаясь простым языком, обеспечивает непрерывное повышение благосостояния народа, уровня его жизни. Эта истина доказана историей. В нашей стране за последние восемь-девять лет было покончено с системой, построенной на основе централизации и единовластия и не оправдавшей себя. На пути к рыночной экономике, при закладке ее фундамента, были проведены правовые и практические мероприятия, соответствующие новой системе.
Были сделаны большие шаги на пути создания экономики, включающей в себя многоукладные, то есть разнообразные формы собственности. Следует подчеркнуть, что в целях предоставления свободы предпринимательству была проведена ощутимая работа по созданию конституционных, правовых и экономических условий и гарантий, формированию класса собственников, усилению их прав, повышению и закреплению их статуса.
Поощрение инициативности и предприимчивости, воспитание в людях чувства хозяина, непрерывное развитие среднего и малого бизнеса значительно расширяет источники роста благосостояния и доходов населения, решает проблему безработицы.
На сегодняшнем этапе развития, при еще большем высвобождении экономики, ее саморегулировании, первостепенное значение приобретает широкое использование рыночных механизмов, основанных на спросе и предложении, предоставление свободы предприятиям, ведущим хозяйственную деятельность, создание конкурентной среды, недопущение прямого вмешательства государства, различных проверяющих, контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий.
1.3 Цель, задачи и значение «Идеи национальной независимости». Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия
Во-первых, любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею.
Естественно, что государственная система, ее управление и проводимая политика прежде всего должны строиться на основе конкретно сформулированной идеологии. То есть противоестественно такое положение, когда сначала строится государство, а затем появляется идеология. Нам нужно это хорошо осознать. То есть сначала появляется идея, затем на ее основе возникает идеология, на основе идеологии строится система, политика.
Если нам критически взглянуть на нашу сегодняшнюю жизнь, политику, можно увидеть аналогичное положение. Напрашивается такой вывод: еще раз конкретизировать свои ответы на вопросы, прежде всего, какое мы хотим построить общество, каким представляем свое будущее, а потом уже необходимо объединять людей вокруг этих благих целей. Мы не должны забывать, что общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути. Еще один аспект данного вопроса заключается в том, что без изменения сознания, мышления невозможно достичь намеченной нами великой цели – создания свободного и благоустроенного общества. Нация только тогда способна на великие перемены, когда полностью осознает себя.
Во-вторых, мы сегодня живем в эпоху исторических перемен, то есть в условиях перехода от деспотического, тоталитарного строя к свободному обществу. Нам всем должно быть ясно, что в такой переходный период неизбежны столкновения со своеобразными, огромными препятствиями, жестокая борьба. Чтобы в такой период вести, призывать наш народ, общество к новым горизонтам, наши цели должны быть конкретны. А такие цели можно выработать, прежде всего, на основе глубоко продуманной и основательно проработанной идеологии.
В-третьих, среднее и старшее поколения пережили времена старого строя и хорошо знают, какие трудности мы преодолели за последнее десятилетие. Многие из нас – живые свидетели вчерашней жизни, вчерашней истории. Не только свидетели, но и непосредственные участники тех процессов.
Но на основе какой идеи должна воспитываться молодежь, растущее ныне поколение, к каким благим целям стремиться?
В-четвертых, для того чтобы нам не сойти со своего пути в вопросах нравственности и морали, этических норм, надо последовательно проводить отвечающую национальным интересам политику, нельзя допускать никакого идейного вакуума. Потому что наиболее жесткая борьба из происходящих в мире ведется на идеологической арене. На победу в ней брошены большие средства, возможности и силы. Я и раньше неоднократно говорил, и сейчас хочу подчеркнуть: у нас военного потенциала, сил государства достаточно для надежной охраны границ страны, обеспечения их неприкосновенности, защиты мира и спокойствия наших граждан. Но меня беспокоит то, что еще не окрепшие наши дети, у которых сознание только формируется, могут подпасть под влияние чуждых нам идей. Не будет преувеличением сказать, насколько велика опасность, когда молодые люди подвержены ложным идеям.
И потому нам надо их беречь, всерьез задуматься о национальной идее, национальной идеологии, которые как воздух и вода необходимы для нашего настоящего и будущего.
В-пятых, еще одно важное значение национальной идеи в том, что она должна служить росту самосознания нации, народа, чтобы он не растерял своих национальных ценностей, обычаев, а восстанавливал их, сохранял, почитал, передавал новому, подрастающему поколению.
В-шестых, если речь зашла об основных требованиях, предъявляемых к национальной идее, то тогда должны поразмыслить о двух ее опорах.
В первую очередь, национальная идеология должна опираться на исконные традиции, обычаи, язык, религию, духовность народа, словом, на свои национальные ценности, мировоззрение и мышление народа. Вместе с тем она должна вбирать в себя все современные достижения человечества, служить прогрессу страны, процветанию Родины, интересам народа, его благополучию.
В-седьмых, национальная идеология ни в коей мере не должна стать на уровень государственной идеологии, превратиться в нее. Еще раз хочу подчеркнуть, что этому вопросу надо уделить особое внимание. Должен быть сохранен плюрализм мнений, разнообразие идей, не должно быть препятствий или оказываться давление на проведение дискуссий, споров, борьбу идей, чтобы любая партия, движение, любой человек, гражданин могли свободно высказывать свои мнения и защищать их. Думаю, целесообразно свою работу в области формирования национальной идеи, национальной идеологии проводить в соответствии с вышеизложенным.
Здесь считаю уместным вспомнить, какое серьезное внимание уделялось при прежнем строе идее, идеологии. Возникает естественный вопрос: почему старый строй всеми силами держался за идеологию? Причина в том, что тогда хорошо уяснили: любая идея, даже заведомо ложная, фальшивая, но если ее непрерывно насаждать в сознание людей, обретет огромную силу. И поэтому деспотический строй, используя весь свой идеологический потенциал, все средства массовой информации, всегда и на все готовых прислужников, беспрестанно отравлял сознание людей ложными идеями.
Минувшее время – для нас история, следовательно, из этой истории мы должны сделать правильные выводы. В то же время, изучая опыт развитых государств, должны строить свое будущее. Из давней и недавней истории хорошо известно, что когда в какой-то стране, в каком-то государстве господствует единственная идея или идеология, такое общество, такое государство обязательно терпит крах. Нельзя забывать эту истину.
Те, кто жил в старое время, при прежнем строе, к тому же пострадавшие тогда люди, хорошо знают, что такое кабала.
Если нам сегодня удастся разъяснить людям нелепость, пагубность старого строя в политическом, экономическом и нравственном отношении, почему он абсолютно противоречит нашим национальным интересам, тогда люди найдут правильный путь.
Человек только тогда может полностью реализовать свой потенциал, выбрать отвечающий своим стремлениям путь, когда он мыслит свободно, живет свободно. Свободно мыслящий человек, независимо от того, в какой сфере он работает, имеет возможность самому строить свою жизнь, защищать ее.
Если помните, в одном из выступлений я страстно призывал: «Если хочешь быть свободным – будь свободным! Если хочешь быть вольным – будь таким! Если хочешь быть независимым – будь независимым!» Скажите сами, можно ли построить новую жизнь, не освободившись от старых пут? Не изменив сознание, мышление людей, не воспитав молодое поколение, имеющее свое мнение, независимое мировоззрение, можно ли достичь наших благих целей – построить свободное и процветающее общество?
Все мы должны знать одну правду. Чем быстрее мы в новых исторических условиях освободимся от влияния ложной, властвовавшей и отравлявшей в свое время наше сознание идеи рабства, покорности, бездумности, тем быстрее мы, наряду с развитыми государствами мира, достигнем своих благих намерений.
Два года тому назад мы не зря выдвинули лозунг: «Против идеи можно спорить и бороться только идеей, против мысли – только мыслью, против невежества – только просвещением».
Если так, то как мы используем свои добрые идеи против чуждых нам идей? В частности, в школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, во всех слоях общества что мы предпринимаем против чуждых нам ядовитых стремлений, угроз и действий?
1.4 Национальная идея – потребность и гарантия сохранения своеобразия народа и его специфического развития
Понятие «национальная идея» в толковых и энциклопедических словарях встречается редко и, поэтому, в многочисленных трудах и публикациях она определяется по-разному. Однако из этих, часто пространных, определений, как например, в «Современном философском словаре», можно сформулировать следующее более краткое:
«Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса – народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов».
Национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок – партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в НИ, выражающей волю большей части народа – титульной нации.
Нация не может существовать длительное время без национальной идеи – лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый, как это произошло в Израиле.
Поэтому, разумная власть в первую очередь должна быть заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации, понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи, закрепленной в Конституции, Декларации Независимости и в Государственном Гимне. Эта НИ пропагандируется средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства, на ней воспитывается подрастающее поколение в духе патриотизма – любви к своему народу и своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процветанию.
Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает как один из сильнейших факторов духовного сплочения нации.
Национальная идея меняется с течением времени, когда перед нацией открываются новые перспективы и возможности, возникают новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами. В этом случае НИ – корректируется.
Однако когда в жизни нации происходят резкие, часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя НИ становится неприемлемой, тогда возникает, осознанная обществом, необходимость сформулировать новую Национальную идею – новые цель и смысл ее бытия.
Наконец, иногда у народа, нации есть одна, сложившаяся на протяжении веков, судьбоносная НИ, а у ее ВЛАСТНОЙ интеллектуальной элиты другая, прямо противоположная, Национальная идея.
В первом случае примером являются – США, во втором – Россия, а в третьем – Израиль.
В такой последовательности вниманию читателей предлагается краткий анализ НИ этих стран – двух Великих держав и одного небольшого государства, но на Святой Земле.
2. Взаимосвязь прогресса общества и современность
2.1 Взаимосвязь развития общества, идей и идеологий
Понятие «идеология» в литературе и научных исследованиях имеет множество смысловых оттенков своего определения. В значительной степени это обусловлено историей происхождения и применения этого термина. В истории понятия «идеология» мы можем выделить три основных этапа его историко-логической эволюции;
– Идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;
– Идеология как понятие, отличающее и обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций и т.д.;
– Идеология как предмет исследования и как инструментальное понятие в социальных науках.
Термин «идеология» был предложен французским философом и экономистом Дестютом де Траси в начале 19-го века для обозначения науки об идеях, позволяющей установить твердые интеллектуальные основы для политики, этики и иных сфер общественной жизни и гуманитарных наук. В условиях распада многовековых устоев общественно-политической жизни европейского общества возникла необходимость в теоретическом и, по возможности, беспристрастном осмыслении новых реалий с целью выработки стабильных ценностных ориентиров развития общества, а также основ мировосприятия и понимания действительности, что и обусловило возникновение идеологии как науки. Дестют де Траси определял свою науку следующим образом: «Эту науку можно назвать идеологией, если исходить только из ее темы, общей грамматикой, если обращать внимание только на ее средства, и логикой, если рассматривать только ее цель. Однако, как бы ее не именовать, она обязательно охватывает эти три аспекта, ибо невозможно серьезно заниматься одним из них, не занимаясь двумя другими. Идеология представляется мне родовым термином, так как наука об идеях включает в себя и науку об их выражении, и науку о допускаемых ими дедукциях».
Пафос Дестюта де Траси состоял в том, что подлинное понимание человеком того, в чем состоит сущность идей, позволит построить справедливый и разумный общественный порядок. Во главу угла ставится понимание той всеобъемлющей роли, которую идея как одна из основных форм человеческого мышления и восприятия играет в жизни человека и всего общества. В гносеологическом плане без идеи как формы существования смысла и ценностей невозможно себе представить ни процесс самого мышления, ни реализацию его мыслительных продуктов на практике. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя на практике и изменяет ее.
Однако в качестве всеохватывающей науки идеология в значительной степени обладала утопическим и схоластическим характером. Для реализации выработанных в ее рамках теоретических и идейно-ценностных концепций на тот момент не было ни объектного социального поля, ни носителей идей, способных в этом отношении заменить традиционные для старой культуры общественные и политические институты. В связи с этим понятие идеологии закономерно перекочевало из лагеря беспристрастной науки на просторы политической борьбы за умы и сердца людей. Этим переносом акцентов в понимании и применении данного термина знаменуется начало второго этапа в его эволюции.
С переходом в новое качество понятие идеологии стало применяться преимущественно в случаях, когда речь шла об оценке определенных идейных концепций и систем взглядов, имеющих ярко выраженную социально-политическую направленность. К середине 19-го века идеология уже определяется главным образом в политической сфере как совокупность идей и теорий, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы больших социальных групп. Идеологический характер принято стало приписывать фактически любому социальному явлению или фактору, если он имел отношение к формулировке целей или программ социальной деятельности, направленной на изменение или сохранение существующих общественных отношений. Термин идеология стал служить инструментом для выражения и характеристики внешней политической направленности концепций и институтов общества.
Вследствие своего, как считалось, изначального качества «ложности», понятие идеологии приобрело в значительной степени негативный оттенок, поскольку ассоциировалось с тем, что внушается, насаждается, поддерживает диктат и принуждение. И в наши дни применение термина зачастую носит спекулятивный характер.
Третьим логическим этапом в развитии термина «идеология» явилось его представление и использование в различных социальных науках в качестве предмета исследования и инструментального понятия.
Вопросы идеологии еще в 19-м веке стали предметом научных исследований. В трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Манхейма, Р. Мертона, Д.С. Милля, В. Парето, Т. Парсонса, Г. Спенсера, М. Шелера и др. исследователей рассматриваются вопросы соотношения идеологии и науки, идеологии и истины, природы идеологии, ценности и объективности познания и т.д. Был введен даже термин «идеологоведение». Вокруг идеологии появляется наука «социология знания», смысл которой заключается в подготовке и осуществлении познания общественных явлений посредством выхода «над» различными точками зрения и синтезом их в одно целое. В этой связи Манхейм различал тотальную и частичную идеологии. Частичная идеология представляет собой определенную систему идей, которые являются более или менее искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам ее носителя. Понятие тотальной идеологии отражает особенности, своеобразие и характер структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества или же в целом эпох. Проблематика идеологии как понятия и социального явления разрабатывалась и разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной науке. В центре внимания находятся как содержательные аспекты идеологии, так и функциональные. Исследования по проблемам идеологии могут носить как методологический, так и прикладной характер. Традиционный подход западной науки к исследованию идеологии основывается преимущественно на трех основных пунктах:
– Тезис о плюрализме идеологий;
– Определение идеологии как ложного или сочетания ложного и истинного сознания;
– Сведение идеологии к предвзятости в суждениях, отрицание в ней творческого начала.
Центральным пунктом исследований по идеологии является представление об идеологии как о ложном сознании. Однако понятие «ложности» идеологии здесь не тождественно понятию лживости. Идеология включает в себя не обязательно истинное или ложное знание, она может иметь вероятностный характер. Соответственно, в определении сущностных черт идеологии произошел переход от противопоставления качеств ее истинности и ложности к анализу ее идейно-ценностной природы, к пониманию ценностей как основы идеологии. По своей сути идеология «ложна» не потому, что она намеренно искажает действительность в угоду тем или иным политическим интересам, а в силу того простого факта, что ценности по своей природе не являются простым адекватным отражением действительности. Ценности и идеи, их выражающие, представляют собой как бы иную реальность, чем та, что дана человеку в его простых ощущениях. На языке философии этот факт отражен в определении трансцендентного характера ценностей по отношению к «объективной реальности». Человек не может воспринимать окружающую реальность иначе, как сквозь призму своих идейно-ценностных ориентаций. Исторически одним из первых в исследованиях по проблемам идеологии было позитивистское направление, у истоков которого стоял К. Манхейм. По мнению последнего»… в самом слове «идеология» содержится понимание того, что в некоторых ситуациях коллективное бессознательное определенных групп затушевывает реальные условия общества, как для себя, так и для других, и таким образом стабилизирует их». Это коллективное бессознательное существует в виде ценностей, и идеология приравнивается фактически к ценностной ориентации. Характерными чертами идеологии, по мысли Парсонса и Уилларда Муллинза, являются познавательная и оценивающая способность, ориентация на действие, логическая согласованность. По мнению представителей данного направления, задачей науки является формулирование и реализация в обществе ценностных ориентаций, соответствующих целям общественного прогресса, которые бы обеспечивали адекватное этим целям познание социальной действительности, ориентировали на действия, были логичны и научно обоснованы. В некотором смысле здесь повторяется пафос Дестюта де Траси применительно к созданию научных основ идеологии и общественного развития.
В рамках антипозитивистского, или феноменологического, направления, мы встречаем иной взгляд на идеологию. Ядром идеологии здесь признается естественное мировоззрение, жизненный мир, основанный на элементарных ценностях, нормах, взглядах и обыденных представлениях. Соответственно, этот мир по своей природе не поддается строгому научному определению и сознательному регулированию, идеи и ценности существуют объективно в виде стихийно складывающихся мировоззрений. Кардинально отличен как от «ценностного», так и от «обыденного» подхода взгляд на идеологию в рамках иррационализма. Здесь происходит гипертрофия мифологического характера идеологии. Данное направление восходит к отдельным мыслям и идейным концепциям Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Райха, З. Фрейда. Льюис Фойер выделяет три основные части идеологии:
– Инвариантный миф;
– Философские доктрины, чередующиеся в процессе исторического развития;
– Учение о ведущей роли в обществе определенной социальной группы или класса.
По мысли А. Винера, духовным цементирующим началом всякой идеологии является миф. Любая идеология стремится к тому, чтобы на основе ее идей и ценностей у человека была сформирована картина действительности, которая давала бы ему возможность непосредственно воспринимать окружающую действительность, внешние цели и задачи своей деятельности в масштабе общества. Классический пример мифологичности идеологии дают идеологии так называемых идеологизированных обществ, в которых идеология стремится занять главенствующее место в системе взглядов человека на мир, в системе общественных и индивидуальных ориентиров познания и деятельности.
В рамках Франкфуртской школы нашел развитие тезис о гипер – идеологичности действительности. В соответствии с ним ложность идеологии происходит не от ее обусловленности социально-политическими интересами и не вследствие ее ценностного характера, а от «ложности самой действительности», которая представляется как «насквозь идеологичная». Такие представители школы, как Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, обращают внимание на проблему манипулирования сознанием масс и отдельного человека, на негативные процессы появления в массовом масштабе феномена «рафинированного», «одномерного» человека. При этом наука и техника приобретают статус «новой идеологии», поскольку производимые ими теоретические концепции насквозь идеологичны, партийны. Подобный взгляд на идеологию подчеркивает ее всеобъемлющий характер и огромное значение в условиях современного общества, когда практически за любым социальным актом или действием можно усмотреть или, по крайней мере, предположить наличие тех ли иных интересов его участников. Следующий шаг здесь – признание того факта, что любое социальное действие, любой факт действительности в сложном современном обществе потенциально обладает тем или иным семантическим значением, как для отдельного человека, так и для общества в целом, соответственно, может быть идеологизирован.
Подобный подход конкретизируется представителями леворадикальной социологии. По мнению Райта Миллса, любая идеология является, прежде всего, теоретическим выражением политических интересов определенных социальных групп. Идеология как способ оправдания или опровержения существующего порядка вещей лежит в основе любой политической философии. При этом идеология, по мысли А. Гоулднера, является, прежде всего, рациональной системой и представляет собой «коренящиеся в интересах социальные теории, верования, способы рассуждения с ограниченной рефлективностью, наборы символов и правил для их использования, языки, программы действий». Наука же представляет собой «новую идеологию», поскольку ее развитие, формулировка выводов из научных исследований и их практическое использование неразрывно связаны с теми или иными общественно-политическими интересами. Наука также «склонна» мифологизировать свои выводы и представлять их в рамках той или иной идейно-ценностной системы. В целом, идеология рассматривается как сфера сознания, которая в рациональной форме выражает интересы социальных групп и служит для них руководством к действию.
В развитии взглядов на идеологию в рамках западной социологической мысли четко прослеживаются две сменяющие друг друга во времени тенденции:
– Концепции всеобщей «деидеологизации». Авторы – Р. Арон, Д. Белл, С.М. Липсет, К. Поппер, Э. Шиллз и др. Основной тезис имеет позитивистский характер, – возрастающее влияние науки приводит к падению влияния идеологических систем. Возможность развития подобных взглядов в значительной степени обусловлена тем, что в демократичном индустриальном обществе в условиях неочевидности действительных механизмов власти, размывания смысловых границ различных идеологий и самих ценностей, широкой дифференциации носителей идейных ценностей по социальным, духовным и иным параметрам, роль идеологии как ценностного регулятора деятельности становится неочевидна. На фоне стремительного развития технологий материального производства приобретают все большее значение «объективные» факторы жизнедеятельности человека. Происходит «объективация» жизни человека, на фоне которой идейные концепции приобретают некий второстепенный, вторичный характер.
– Концепции «реидеологизации». Представители этого направления – А. Винер, Дж. Лодж, а также значительное число авторов концепции деидеологизации. Одной из главных причин движения «назад к идеологии» явилась необходимость идеологически противостоять коммунистическим и рабочим идеологиям. Деидеологизация общественной жизни не могла не привести к определенному вакууму общенациональных идей и ценностей, которыми традиционно подпитывалась интеллигентская, научная, студенческая среда. Что же касается фактора деидеологизации, – возрастание значимости информации, природных ресурсов, экологии, то именно состояние окружающей среды и угроза межгосударственных конфликтов обусловили необходимость создания «глобальную, вселенскую» идеологии для всех, которая бы примирила все существующие и противодействующие идеологии под сенью новых, гуманистических идей и «общечеловеческих ценностей».
2.2 Влияние идей и идеологий на жизнь человека и общества. Созидательные и разрушительные идеи
В зависимости от уровней анализа, подходов и взглядов на идеологию, меняются представления о назначении идеологии в обществе. Л. Браун видит его в ликвидации психопатологических напряжений, А. Винер – в разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар – в обеспечении политических решений. А. Сейхи – в способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс – в способности сплачивать людей. В представлении М. Фуко идеология являет собой некую спонтанную эманацию «массового сознания», обеспечивающую самоописание общества. Д. Белл представляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг, Брахер – как ориентированную на действие систему убеждений, и т.д. Различия в оценках роли и значимости идеологии обусловлены в немалой степени тем, что идеология как специфическая область социально-культурных явлений потенциально несет в себе как позитивное, так и негативное. Ее роль и характер влияния зависят от того, какое место она занимает в обществе, и как с ней обращаются. Об актуальности идеологии свидетельствуют следующие высказывания. К. Поппер: «идеи, особенно моральные и религиозные, обладают такой силой, которую можно сравнить по меньшей мере с силой в физике», Л. Козер: «идеологии придают коллективную ориентацию всякому движению, укрепляют социальные общности и делают борьбу людей целенаправленной», Э. Шпрангер: "…настоящая идеология является выражением того, ради чего человек живет», О. Лемберг: «идеология придает смысл существованию и всему происходящему, она интерпретирует мир для людей и ориентирует их в нем», Я. Барион: «идеологии дают человеку общую ориентацию в жизни, цели и задачи, приготавливают его к осуществлению этих целей, дают систему ценностей и норм его поведения».
В советской науке до недавнего времени вопросам идеологии придавалось первостепенное значение. Идеология в советском обществе была одним из его основных системообразующих элементов, важнейшим фактором общественного и государственного строительства. Система целенаправленного идеологического воздействия была детально проработана и охватывала практически все стороны и области жизни советских людей. В советской теории применялся преимущественно социологический подход, т.е. исследование идеологии проводилось с позиций выделения интересов классов и их отражения в идеологических системах. Идеология в своих содержательных аспектах рассматривалась как выражение классовых и партийных интересов в теориях и концепциях. По мысли Губерского Л.В., «идеология-то, прежде всего, система взглядов и идей, отражающих общественное бытие с позиций определенного класса, а также теоретическая программа деятельности класса, в которой определены роль класса в обществе и его отношение к объективной действительности на данном этапе общественно-исторического процесса».
В русле социологического подхода, акценты в исследовании идеологии сместились в ракурс практического ее рассмотрения, оставив за чертой внимания ее феноменологические, мифологические, в целом – рациональные черты. В центре внимания советских исследователей стояли вопросы социальных и психологических функций идеологии, рассмотрение идеологии как системы, назначение и роль идеологии в духовном производстве, в развитии и воспитании человека. Идеология, как по своему содержанию, так и по методам и целям реализации, имела четко партийную принадлежность. Вместе с тем ситуация идеологического противостояния странам Запада, а также изменения целей партийных программ, порождали необходимость постоянного контроля за состоянием идеологии, а также ее развития.
Одним из путей ее развития было создание «научной теории идеологии», в рамках которой идеологическая жизнь общества рассматривается как объект научного управления, включающий в себя:
– саму идеологию как систему идей и взглядов;
– идеологические отношения;
– деятельность идеологических институтов.
В работе, посвященной прикладной проблеме – методологии измерения степени интериоризации идеологии, Панина В.В. определяет идеологию как «форму сознания, которая является продуктом социализированного духовного производства, развертывающегося в рамках духовно-практического способа освоения действительности. Она отражает определенную предметную область через призму интересов определенного субъекта, содержит в себе социальное целеполагание и социальную технологию, служит руководством для практической деятельности» и выделяет три основные части структуры системы идеологии:
– Подсистема отражения;
– Подсистема продуцирования идеалов и полагания целей;
– Инструментальная подсистема.
2.3 Общественно-духовная потребность в разнообразии идей
По мнению Сороковиковой В.И., идеологию необходимо исследовать «как целостную систему производства, распределения и потребления духовных продуктов, осуществляющуюся посредством социальных институтов и выражающую интересы определенной социальной группы общества».
На базе социологического исследования идеологии, в отечественной науке получил развитие системный подход к анализу и определению идеологии. Вне зависимости от оценочного отношения к той или иной идеологической концепции, она может рассматриваться как особая система, функционирующая на основе процесса идеологического воздействия. Следует отметить, что в данном случае понятие идеологии отражает не просто систему тех или иных идей, а систему, в которой эти идеи на основе идеологического процесса формируются, распространяются и усваиваются объектом идеологического воздействия. В системе идеологии могут быть обозначены структурные связи между идеями, их носителями и предполагаемым объектом идеологического воздействия. В систему идеологии в качестве ее элемента входит также сам аппарат идеологического воздействия, разрабатывающий и создающий инструменты и средства реализации идей и ценностей.
Различение системы идеологии и идеологии как системы идей имеет принципиальное значение в плане понимания специфики идеологии как явления. К примеру, система идеология может утверждать посредством содержания своих идей цели мирного характера и быть в то же время в целом воинственной, непримиримой к другим идеям и их носителям.
Системе идеологии присущи специфические функции. В самом общем виде можно сформулировать две основные, первичные функции системы:
– Отображательная функция;
– Регулятивная функция.
Система идеологии выступает в двух основных ролевых качествах – она обеспечивает процесс отражения действительности и процесс деятельностного ее изменения.
В работе Волкогоновой О.Д. сформулированы пять функций системы идеологии:
– Интегративная – объединение людей, интеграции общественно-политических и социальных образований на основе принятия как можно большим количеством людей тех или иных общих идей и ценностей.
– Аксиологическая – производство, формулирование и распространение ценностей, имеющих характер социальных норм.
– Познавательная – дает методологические и гносеологические основы взгляда на мир, исполняет функции различения и наименования объектов и явлений действительности, предоставляет и развивает определенные методы и способы познания, разъясняет и объясняет те или иные стороны и проблемные стороны действительности. Идеология интерпретирует мир и осуществляет ориентацию человека в нем.
– Мобилизующая – посредством общности идей и соответствующего их содержания, идеология мобилизует людей и побуждает к тем или иным действиям.
– Прогностическая – идеология является специфическим инструментом социального ориентирования и прогнозирования. Основным элементом прогноза является идеал, который носит нормативный характер, – он обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть. Идеологическое прогнозирование может осуществляться как на теоретическом уровне, так и на программно-директивном. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры. Целью идеологического прогнозирования, в отличие от иных видов прогнозов, является не только объяснить, но и направленно воздействовать на действительность. Идеологический прогноз может носить глобальный характер, а также выражать непримиримость к прогнозам других идеологий.
Система идеологии функционирует на основе процесса идеологического воздействия. Теория идеологического процесса как широкая межотраслевая система научного знания затрагивает целый ряд научных дисциплин: социология, философия, психология, политология. В самом общем определении, идеологический процесс охватывает и представляет собой деятельность субъектов по производству, воспроизводству и практической реализации идеологии. В советской литературе идеологический процесс рассматривается главным образом как процесс возникновения, развития идеологии и процесс пропаганды, внедрения идей в сознание масс, как процесс «формирования и развития социалистического сознания трудящихся». В более широком выражении идеологический процесс как определенная область жизни общества охватывает сферу производства социально-политических, оценочно-классовых идей, взглядов, теорий, их воспроизводство, дальнейшее развитие, уточнение, распространение и усвоение, в том числе через систему средств идеологического воздействия. Суть идеологического процесса, – воспроизводство и реализация идеологии. Калинин А.Е. характеризует различные типы идеологического процесса:
– По характеру деятельности;
– По направленности распространения;
– По содержанию отношений;
– По генезису возникновения идеологий;
– По характеру взаимодействия идеологии и массового сознания.
Система идеологии с точки зрения форм ее социально-психологического представления в обществе является, прежде всего, семиотической системой. Она отражает внезнаковую реальность и является средством социальной связи индивидов. Знаковые системы в силу своей природы переводят структуры общественного бытия в структурные компоненты индивидуального сознания. Именно в этом заключается и на этом основан эффект идеологического воздействия. Этот перевод лежит в основе всех функций системы идеологии. В силу своего вероятностно – аксиологического характера реализация идеологии предполагает возникновение личностно-смыслового отношения к ней со стороны воспринимающего субъекта. Здесь мы можем говорить о специфическом процессе интериоризации идеологических представлений, который означает, что у личности установилось определенное отношение к ним. На следующем этапе это отношение фиксируется в убеждения, веру, ценности.
Система идеологии может в рамках процесса интериоризации своих норм рассматриваться как определенная форма, посредством которой выражают себя внутренние отношения сложной системы общества. При этом идеология скрывает их фактический характер путем собственной их интерпретации. По мнению Араповой М.А., идеология как видимая форма действительных отношений «играет роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы». Идеология как «превращенная форма» действительности выполняет функцию «вытеснения, замещения и восполнения предметов в системе». Таким образом, мы можем видеть, что в зарубежной и отечественной теории существует множество подходов и взглядов на определение идеологии как понятия и явления – от взаимодополняющих до взаимоисключающих. Во многом это обусловлено тем, что, в силу своих качеств и специфических особенностей, идеология может рассматриваться с различных позиций, разными методами и под углом достижения различных целей и решений исследовательских задач.
Общим фоном для современных исследований по идеологии является признание того факта, что дать исчерпывающее универсальное определение этому понятию и явлению принципиально невозможно. Понятие идеологии охватывает сложный комплекс явлений и факторов, имеющих физическую, психическую и социальную природу. Идеологические формы языка и мышления являются предметом семантики, синтаксиса, логистики, лингвистики, и др. прикладных дисциплин. Содержание и функции идей, составляющих основу идеологии, могут рассматриваться с позиций социологии, психологии, истории и т.д. Однако в процессе познания сущности идеологических форм существует предел в научной интерпретации и формализации, который обусловлен природой человеческого сознания и мышления. В своей основе идеология состоит из принципиально неверифицируемых суждений надэмпирического свойства. В таком качестве понятие идеологии имеет выраженный феноменологический характер.
Вместе с тем идеологии присущи определенные атрибутивные черты, которые можно отразить в двух ее взаимообусловленных определениях:
– В самом простом и первоначальном определении, идеология предстает перед нами как ориентированная на действие и логически согласованная система идей, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы социальных групп общества. Эта система по своей природе отражает определенный тип мышления и представления реальности, основанный на сознательном или неосознанном ее искажении. В таком своем качестве идеология может быть представлена политическим учением, социологической теорией, программой действий, глобальной стратегией, социальным прогнозом, религиозной доктриной, нормативным кодексом и т.д. Характерными чертами идеологии при этом являются, в той или иной степени, ее гиперидеологичности, феноменологичность, мифологичность.
– Вместе с тем идеология может быть рассмотрена как определенная система производства, распределения и потребления духовных продуктов, которая включает в себя систему идей, идеологические отношения субъектов по поводу создания и реализации элементов общей системы, деятельность идеологических институтов в процессе идеологического воздействия, а также объекта и субъекта идеологического воздействия – человека. В таком качестве идеология является элементом социально-психологической практики общества. Отличительной, качественной особенностью идеологии является ее знаковый характер. В качестве знаковой системы, идеология, в рамках процесса идеологического воздействия, осуществляет перевод структур общественного бытия в структурные компоненты индивидуального сознания. Посредством выполнения специфических функций, идеология обеспечивает процесс отображения действительности и процесс деятельностного ее изменения. Наконец, идеология, представляя собой, в качестве элемента более общей системы, инструмент формирования и регулирования сознания и поведения своих адептов, фактически может играть роль самостоятельного механизма в управлении реальными процессами на поверхности системы.
Именно в единстве данных определений мы рассматриваем идеологию в организации.
2.4 Историко-философские корни созидательных идей. Созидательные идеи Заратуштры, Будды, Сократа, Платона, Конфуция, Амира Тимура и др.
Платон родился на о. Эгина вблизи Афин. Его отец Аристон происходил из рода последнего царя Аттики Кодра. Настоящее имя Платон – Аристокл. Сильнейшее влияние на Платона оказал Сократ, после знакомства, с которым Платон уничтожил свои поэтические произведения и всю жизнь посвятил философии. Он много путешествовал, побывал в Египте, Южной Италии, на Сицилии.
Платон был первым крупнейшим философом, сочинения которого почти полностью дошли до наших дней, но проблема подлинности его сочинений существует и сейчас, из 34 диалогов некоторые считаются подделками.
Изложение философии Платона следует начать с описания метода его философствования, который представляет собой развитый до совершенства метод сократовских бесед. Этим методом выступает диалектика, выражающаяся в том, чтобы правильно ставить вопросы, получать на них ответы и благодаря этому приходить к истинным определениям и выяснению сущности рассматриваемого предмета.
Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил своё понимание государства. Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена.
Платон – выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший толчок развитию всей западной философии.
Аристотель – величайший древнегреческий философ, создавший своё оригинальное учение, составившее эпоху философии.
Ещё находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи – это просто копии чувственных вещей и оттождественны им по содержанию.
Аристотель в своих философских рассуждениях исходил, прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских идей, находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.
Важный вклад в философию внесён Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает 4 вида движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или превращение свойств; 3) количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для Аристотеля – движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видом движения и к которому сводятся все остальные. Исследуя движения в пространстве как таковое
Аристотель выступал против атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует, так как даже самая маленькая частица материи состоит и 4-х элементов, в противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми обладает всё тело.
Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвящённые логики. Аристотель чётко сформулировал законы мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего.
В развитие философии внесли значительный вклад наши великие предки – Ходжа Ахмад Яссави, Бахоуддин Накшбанд, Имам-аль-Бухари, Имам-ат-Термизи, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои, Бабур.
В своих знаменитых «Уложениях» Амир Тимур писал, что «власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время свое положение и силу. Она подобна нагому человеку, который заставляет других при встрече с ним опускать глаза, не внушая никакого уважения к себе. Можно также сравнить с домом, не имеющим ни крыши, ни дверей, ни ограды, в который может проникнуть самый презренный человек
Сам Амир Тимур – разносторонне одаренный человек, прекрасно понимал, что духовный фактор крайне необходим и без него невозможно существование самого общества и любой человеческой цивилизации.
Духовный фундамент имеет в империи Амира Тимура особое значение, на него опирается его мощь, сила, слава и величие.
Патриотическое чувство, полководческая и воинская деятельность и созданная им своеобразная Восточная цивилизация – великолепное тому подтверждение. Деятели такого масштаба – редкость в истории человеческого общества.
Амир Тимур хорошо понимал значение совета, состоящего из мудрых людей в управлении государством. В своих «Уложениях» он так писал об этом: «Десять долей государственных дел я решил с помощью совета и совещаний, и только одну долю – с помощью меча». В условиях строительства правового демократического государства и гражданского открытого общества эти высказывания мудрого государственного деятеля имеют большое практическое значение, и потому они своевременны и актуальны.
В духовном наследии А. Тимура очень много полезного для современности. Изучение и использование его является одной из основных задач духовного обновления.
В автобиографии Амир Тимур пишет о нравственных качествах человека как личности с огромным внутренним духовным богатством и красотой, которые сводятся к следующему:
В основе нравственных качеств должна быть бескорыстность;
Беспрекословное соблюдение религиозных догматов, уважать личности, почитаемые по воле аллаха;
Всегда нужно делать больше пожертвований в пользу бедных, каждую ссору надо внимательно изучать и по мере возможности её надо решать положительно;
Всю деятельность направлять к всеобщей выгоде и пользе. В этом деле без причины не обижать никого, оказывать посильную помощь тем, кто пришел к тебе за помощью;
Выше ставить религиозные вопросы над обыденными, жизненными и светскими делами;
Строго придерживаться справедливости;
Никогда не обещать, если не в состоянии выполнить обещания;
Никогда никому не вредить без причин;
Себя считать слугой и рабом аллаха;
Стремиться быть одинаковым и с простыми и с высшими слоями населения;
Никогда не надо завидовать другому;
Строго соблюдать принципы хадисов пророка и аллаха;
Высоко поднимать знамя ислама, признать великую силу тариката веры: «Я слышал, что вера и сила рождены от одной матери. И потому сила, основанная на крепкой вере, будет великой»;
Всегда надо почитать сайидов, беречь шейхов и мулл. «Всегда на моих совещаниях и мероприятиях они присутствовали. В книге по имени мудрого мыслителя поднебесной указано, что если в совещаниях участвуют религиозные деятели, то такого правителя никто не может победить
Заратуштра по гречески Зороастр, его именем и названа эта религия, которая впоследствии послужила одним из источников основных догматов ислама. С ранних лет он был знаком с различными религиозными взглядами и учениями. Зороастр – выходец одного из племен Хорезмского оазиса – Спитама. Родиной зороастризма считают Центральную Азию., Мэри Бонс). Мэри Бонс написала четырехтомный труд по истории зороастризма. Она доказала, что родиной этой религии является Хорезм.