Адаптация к обучению в школе
Роженко А.В.
Специфика психоэмоциональной адаптации к обучению в школе детей, воспитывающихся в условиях реабилитационного центра на этапе адаптации к школьному обучению.
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По данным современных исследований от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности адаптации к условиям школьного обучения (в зависимости от типа школы). Анализ литературы по данной теме позволяет резюмировать, что в последние годы значительное внимание уделяется исследованию проблем, возникающих у детей в связи с началом обучения в школе и ведущих к школьной дезадаптации. Особенно остро проблема адаптации стоит перед детьми-сиротами.
Учитывая вышеперечисленные факторы, мы провели психологическое исследование, целью которого явилось получение данных, на основе которых можно не просто корректировать образовательный процесс по факту появления симптомов дезадаптации у первоклассников, но и оказать помощь педагогам в профилактике школьной дезадаптации у детей, воспитывающихся в приюте.
Анализ проведенного на начальном этапе обучения исследования особенностей психоэмоционального состояния первоклассников позволяет констатировать, что подавляющее большинство детей-сирот имеет достаточно стойкие эмоциональные нарушения. Учитывая этот факт, мы сформулировали рекомендации педагогам, работающим с первоклассниками, воспитывающимися в социальном учреждении:
• Отношение взрослого к детям должно быть предельно доброжелательным; хорошо отмечать каждое, даже маленькое достижение ребенка.
• Для развития общения с взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, так и в ходе специально организованных групповых занятий. Полезно обсуждение реально случившихся ссор, драк, но не с целью осуждения, наказания виновных, а для того, чтобы дети поняли, что произошло, попробовали встать на точку зрения другого. Для этого можно предложить обидчику описать ситуацию с позиции обиженного, и наоборот. Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации (что и дает, по существу, возможность овладеть этой ситуацией). Для этого можно проводить с детьми различные игры, в которых они должны вообразить, представить себе, что будет делать их сверстник (а ребенок обычно идентифицирует себя со сверстником), чем может закончиться тот или иной его поступок, например, обещал помочь товарищу и не сделал этого. Можно разыграть подобные сюжеты по типу театральных этюдов. Во всех играх и занятиях необходимо особое внимание уделять тому, чтобы ребенок научился максимально эмоционально, насыщенно представлять будущее, последствия своих поступков для себя и окружающих.
• Для полноценного интеллектуального развития, образного мышления, креативности, творческого компонента необходимо обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт воспитанников: чаще совершайте с детьми прогулки, всевозможные экскурсии, меняйте помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются.
• Для развития вербального интеллекта предложите воспитанникам рассказать какую-то историю, например: "Что было сегодня утром" или "Как прошел праздник".
• Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело: от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон психики ребенка. Огромное значение для ребенка имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объемов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно-образные представления ребенка о величине, форме, строении предметов.
• Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны строиться не просто на копировании образца и отработке отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать. Очень хороши задания типа: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек то, что задумал художник; рисовать одну картинку по очереди всем участникам группы: один начинает, другой продолжает и т.д.
• Помимо развивающих игр, которые по большей части носят дидактический характер, необходимо уделять внимание и всячески способствовать ролевой игре с правилами и свободной игре ребенка.
• С целью развития произвольности поведения, операций планирования и контроля за результатами своей деятельности можно использовать как ситуации учебной деятельности, где все эти операции выступают существенными ее компонентами, так и специальные коррекционные занятия.
В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Следовательно, взрослые, работающие в детском социальном учреждении, могут помочь детям преодолеть те трудности, которые возникают на пути у детей в период школьной адаптации.
Педагог-психолог ГОУ СРЦ Азовского района Ростовской области «Пеликан», аспирантка ФГНУ «СКНЦ ВШ» Роженко А. В.
Список литературы
1. Заполнение дневника по практике практиканта сварщика
2. Заполнение дневника по предной практике пример
3. Заполнение дневника по учебной практике
4. Заполнение дневника по практике бухучет
5. Заполнение дневника по практике в прокуратуре
6. Заполнение дневника по практике
7. Образец заполнения дневника по практике экономиста
8. Заполнение дневника практики по менеджменту
9. Образец заполнения дневника по практике бух чч та
10. Образец заполнения дневника по практике менеджера
11. Образец дневника по практике юрист
12. Заполненный образец дневника по практике
13. Пример заполнения дневника по предной практике
14. Заполнения дневника по строительной практике
15. Правила заполнения дневника по практике экономиста