Занятие по физическому воспитанию в детском саду

План

Введение

1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания

  1. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду

  2. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы)

Заключение

Литература


Введение

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Многие учёные, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.

Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.

Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.

При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.

Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников – их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказать одобрение хорошего поведения товарища.

Вместе с тем нравственные проявления детей старшего дошкольного возраста отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, более тонкого их применения.

Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.


1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребёнка нужно учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.

Ребёнок раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр. В старшем дошкольном возрасте значительную роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребёнка, его стремление самостоятельно оказывать помощь другим.

Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.

Учтём особую восприимчивость детей – дошкольников – поэтому важно, чтобы они видели положительные примеры.

На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или к группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.

  1. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду

Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, определим в чём же состоит необходимость привития, воспитания её у ребёнка. Продолжая в старшем дошкольном возрасте развивать культуру поведения, заложенную ещё в раннем возрасте, родители и воспитатели должны помнить, что ребёнок в этом возрасте готовится к ному этапу своей жизни – школьному обучению. Поэтому на них ложится большая ответственность в формировании у детей навыков поведения, осознанного, активного отношения к порученному делу, товарищества.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Не стоит забывать ещё одно самое ценное, общёё для всех правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются неохотно. Однако не стоит каждый случай неприветливости рассматривать как факт проявления невежливости.

Воспитывайте у детей любовь и привычку к труду, следуя правилу воспитания «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам». Делая что – либо за ребёнка, взрослые думают, что помогают ему. А на самом деле они лишь мешают выработке у него полезных навыков, мешают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.

Когда ребёнок овладевает правилами, культурной поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.

Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об окружающем мире, а должен и хочет его познать. И не только физически жить, но и чувствовать себя комфортно среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, сто поощряют, за что хвалят, за что ругают и даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это всё – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие нравственности. (Козлова, с.98-99).

Приходится сознавать с сожалением, что практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения не представлена задача трудового воспитания детей. Почти не планируется (и не проводится) коллективный труд, не продумываются трудовые поручения. Автор статьи С. Козлова убеждена в обратном, по её мнению: пользу детям принесёт тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.

Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Причина видится в опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Но не стоит забывать, что только в обществе, в коллективе раскрываются лучшие качества ребёнка: доброжелательность, взаимовыручка, чувство ответственности за другого, товарищество. Безусловно, отдельные моменты заслуживают критики, безусловно, что каждому ребёнку нужно дать возможность раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. И здесь ещё уместно задуматься о развитии такого чувства у детей, как самоценность личности. Речь идёт о том, что человек не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Большую помощь в осуществлении развития нравственных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста могут оказать Центры раннего развития дошкольников, способные удовлетворить целый ряд социальных потребностей:

компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;

выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;

обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии).

Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это составляет суть культуры. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребёнка – в определённой последовательности – основных элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества. Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

  1. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4-4,5 лет до 6-7 лет, а потом развиваются в течение всей жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.

  2. Примерно в возрасте 5 лет начинает формироваться чувство долга перед другими и самим собой. Ребёнок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от других людей и обстоятельств, а также научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.

  3. На основе развитого чувства долга постепенно, начиная с 8-9 лет, вырабатывается чувство ответственности, т.е умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.

Таким образом в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга. Однако некоторые педагоги, работающие с дошкольниками, нередко допускают ошибку, считая, что заниматься этим должны только родители. Практика же показывает: многие родители не представляют, в каком возрасте и под воздействием каких факторов складывается механизм нравственного развития ребёнка. Педагог, знающий об этом механизме, может и должен выступать в качестве консультанта при решении вопросов нравственного становления ребёнка.

Нравственное развитие ребёнка – это процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношений. Попытаемся определить нормы взаимодействия соответствующие перечисленным типам отношений.

В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребёнка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.

В отношениях со сверстниками – это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.

В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребёнка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребёнок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.

В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной сфере, заботиться о ней и защищать от уничтожения.

При этом важнейшими принципами нравственного взаимодействия ребёнка с окружающими его людьми являются принципы «безопасной жизни»: своим поведением не создавать опасности, угрозы для других; своими действиями не ограничивать свободу окружающих; в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека.

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания в семье.

Только такая взаимосвязь родителей и педагога-воспитателя, их ежедневная кропотливая работа поможет установить душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает - переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, а также (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и этическую основу.

Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:

  1. знание этикетного правила;

  2. понимание его разумности и необходимости;

  3. умение применять его прагматически;

  4. эмоциональное переживание от его выполнения.

Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. (Курочкина, с.108).

1

4

2

3

Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты. Постоянное закрепление и позитивная оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия и поступка.

Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

  1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

  2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребёнок наблюдает и оценивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание для развития личности ребёнка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

  3. Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

  4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников. Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей.

  1. Приучение: детям даётся определённый образец поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показывать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

  2. Упражнение: многократно повторять то или иное действие, например, правильно держать нож и вилку. Следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

  3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом, или одной вилкой.

  4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

  5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к доли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

  6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом, необходимым ребёнку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребёнок, литературный (сказочный) герой.

  7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создаёт эмоциональное восприятие поведенческих правил.

  8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

  9. Беседа: помогает выявить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребёнок может высказать своё мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно её построить.

Вся жизнь ребёнка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.

3. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы)

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности, уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительных, героических персонажей известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей всё большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности и интеллектом, познавательным и интересным отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребёнок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнёра или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога, на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребёнка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания, отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и прежде всего самих воспитанников. Воспитатель даёт характеристику тем фактам и поступкам, которые ребёнок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребёнку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых надо усилить в данной группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребёнка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как воспринимают его.

Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребёнка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, мораль произведения, и даёт возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают те факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащённым понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определённой системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения ещё не велико. Но в этом возрасте ребёнок уже в состоянии оценивать своё поведение. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие другие. Названные темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности и.т.п. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем, и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без этого нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а также систематизировать и обобщать представления о нравственности, которые приобрели дети в предыдущих группах.

Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей в различных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.

Подготовительная группа.

Основная задача на этом возрастном этапе состоит прежде всего в закреплении, углублении и расширении всего того, что дети приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Приобретают большую обобщённость и навыки нравственного поведения – более естественные и прочные, обретают большую широту и устойчивость. Ребёнок всегда вёл себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя в данной возрастной группе должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

Названные задачи конкретизированы в соответствующих разделах «Программы воспитания и обучения в детском саду»: «Воспитание культурно-гигиенических навыков», «Воспитание навыков культуры поведения», «Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, этических представлений» и др.

Для обеспечения органической преемственности между детским садом и школой в нравственном воспитании очень важен высокий уровень воспитанности в широком понимании слова. Именно положительный опыт гуманных отношений детей начальная школа справедливо рассматривает как главный результат нравственного воспитания ребёнка в предшествующий период; именно на этом фундаменте в начальных классах происходит дальнейшее развитие новых форм нравственного поведения.

От достигнутого воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств первоклассника, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Чистоплотность, воспитанная в годы дошкольного детства, обеспечивает первокласснику естественное, без особых усилий поддержание порядка в портфеле, на рабочем месте и тем самым экономит время для учебной деятельности.

Многие учителя начальных классов нередко сетуют на то, что у первоклассника можно отметить «леность ума». Неприученность к настойчивости в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточиться – это серьёзная проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада.

Хорошим средством для привития этого качества служат коллективные чтения с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни и т.д. Это очень помогает воспитанию ребёнка, готовящегося к обучению в школе, формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приёмов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретённый опыт ребёнка не шёл в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений различных жизненных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретают задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга Нои позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведения.

Используя нравственно направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия: культуру поведения в этических местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, сто в подготовительной группе не теряют своей значимости игровые приёмы, включенные в воспитательный процесс; сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также чтобы нравственно направленные знания, беседы содержали не только правила этикета, но и интересные практические упражнения культурного общения. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребёнка.

Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными видами детской деятельности. Эта работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребёнка предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

Воспитание – творческий процесс, поэтому предусмотреть и планировать работу на две недели, месяц и т.д. без анализа предшествующих дневниковых записей невозможно.

Продуманное использование многовариантных связей позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игры, музыкальную, изобразительную и другие виды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательного процесса – самостоятельная деятельность.

Очень важно, чтобы весь режим детского сада, всё то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует формированию духовного мира ребёнка. Решая данную задачу, педагог создаёт благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств личности.

На укрепление культурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия, игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания (мой руки перед едой, правильно пользуйся носовым платком и т.п.).

При этом воспитатель должен неустанно подчёркивать социальное значение правил аккуратности. Их выполнение – это признак уважения к близким, и вообще к окружающим.


Заключение

В результате выполнения работы можно сделать следующие выводы:

Овладение правилами поведения способствует образованию у ребёнка первых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, воспитанию организованного поведения. В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культуры поведения активно продолжается. От достигнутого уровня воспитанности зависит и процесс обучения в школе. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.

В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому, что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.

Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы; чтение художественной литературы; беседы по художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; занятия.

Воспитание культуры личности во многом ложится на плечи родителей. Именно отношения в семье дают возможность детям раскрыть те культурные знания, которые они получили в детском саду. Органическая согласованность в работе детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога всемерно содействовать повышению педагогической культуры родителей, чьи дети не посещают ДОУ, ведь им придётся самим закладывать основы культурного поведения.

В формировании культуры поведения воспитатель обязан постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть для ребят образцом, примером для подражания. Поэтому в ДОУ ведётся методическая работа – творческий и комплексный процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми по формированию культуры поведения.

Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.


Литература

  1. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001.

  2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Островская. Поведение – результат воспитания / Дошкольное воспитание. - № 5 – 1997.

  4. Ерофеева. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Дошкольное воспитание. - № 5 – 1980.

  5. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности / Дошкольное воспитание. - № 9 – 1988.

  6. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Дошкольное воспитание. - № 8 – 1979.

  7. Бархатова. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. - № 11 – 1989.

  8. Островская Л.Ф. Азы воспитанности / Дошкольное воспитание. - № 8 – 1985.

  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.

  10. Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11).





Похожие курсовые работы

1. Дыхательная гимнастика после сна в детском саду

2. Гимнастика пробуждения после сна в детском саду

3. Гимнастика после сна в детском саду упражнения

4. Гимнастика после сна в средней группе в детском саду

5. После сна гимнастика в детском саду

6. Гимнастика в детском саду после сна

7. Гимнастика пробуждение после сна в детском саду

8. Задачи зарядки после дневного сна в детском саду

9. Веселые упражнения после сна в детском саду

10. Гимнастика пробуждения комплексы в детском саду

11. Комплекс зарядки после дневного сна в детском саду

12. Комплекс гимнастика пробуждения в детском саду

13. Комплексы зарядки после сна в детском саду

14. Виды гимнастики после сна в детском саду в

15. Комплексы зарядок после сна в детском саду

Курсовые работы, рефераты и доклады