Развитие образования в Германии конца XVIII – XX вв.
Меньшиков В. М.
В развитии образования Германии с конца XVIII в. можно выделить следующие главные моменты.
Дошкольное воспитание. В середине XIX в. трудами Фребеля и его последователей в Германии создаются дошкольные учреждения, которые затем получают признание и распространение не только в Германии, но и во многих странах мира.
Начальное образование. В XIX веке Германия добилась заметных успехов в деле народного образования. И уже в первой половине XIX века целый ряд немецких государств приняли законы об обязательном начальном образовании. Хотя попытка В. фон Гумбольдта создать единую систему образования в Германии и не удалась, но его работа дала мощный толчок развитию всех ступеней образования, в том числе и народной школы.
Его реформы способствовали, во-первых, расширению сети народных школ, во-вторых, переходу народной школы на методику обучения Песталоцци, в-третьих, открытию сети учительских семинарий, где стали готовить немецких народных учителей по системе Песталоцци.
Для развития народной школы Германии характерны высокие темпы увеличения числа обучающихся. Так например, в 1816 г. в Пруссии народную школу посещало 60% детей, в 1846 – 82%, в 1864 – 93%. К концу XIX в. в Германии практически не было неграмотных.
После 60-х гг. в городах стали вводить народные школы с семилетним сроком обучения. В школе, помимо чтения, письма, счета, религии, давались знания по грамматике, истории, географии, естествознанию. Обучение в ней продолжается с 5 до 12 класса. По закону 1872 г. начальная школа, равно как и все частные школы, переходила под контроль государства. Государство платило теперь учителю и часть его жалования.
Средняя школа. Развитие средней школы в Германии в XIX веке определялось реформами начала века. В основу реформы гимназии положено единство классической культуры и современных наук. В 1810 г. был введен экзамен на должность учителя, в , 1812 г. – новые правила для сдачи экзамена для учащихся гимназий. В дальнейшем состав предметов колебался в зависимости от социальных и политических обстоятельств, и на первое место выходили разные предметы, разные подходы и требования к содержанию образования, но, в принципе, вплоть до начала XX в. содержание классической гимназии не претерпело серьезных изменений. Она давала обширные и глубокие, может быть, лучшие в Европе знания, но зато на протяжении всего XIX в. она страдала перегрузкой учащихся.
XIX в. – это время интенсивного развития реального образования в Германии. В 1834 г. в реальные школы вводится государственный экзамен, в 1859 г. школы, которые ввели в свои учебные планы латинский язык, получили название реальных гимназий. Реформы средней школы Германии 1898–99 года фактически создали две равные средние школы Германии: классическую и реальную. В 1900 г. классические и реальные школы были уравнены в правах.
С середины XIX в. в Германии начинает быстро развиваться среднее женское образование.
Высшее образование. В XIX в. германское высшее образование, видимо, было лучшим в мире. Особенно славилось философское, гуманитарное и естественно-математическое образование.
В XX в. развитие образования в Германии отразило в себе социально-политические события, происходящие в этой стране. Наиболее важные этапы развития германского образования: начало XX в., Веймарская республика, нацистское правление, послевоенное развитие образования в ФРГ и ГДР, развитие образования после объединения этих государств.
В начале XX в. образование Германии развивалось на основах, заложенных в XIX в. Росло число дошкольных учреждений, повсеместным явлением стала 8-летняя народная школа, с двумя циклами по 4 года. После первого цикла можно было поступать в среднюю школу, но обучение в ней было платное и поэтому большинство учеников продолжало учиться в народной школе, где получали знания по родному языку, истории, физике, естествознанию, географии, рисованию, черчению. Расширялось среднее и высшее образование.
Конец XIX–начало XX вв. – это время интенсивной экспериментально-педагогической и научно-педагогической работы.
Первой экспериментальной школой в Германии стала «немецкая национальная школа будущего» Германа Литца. В 1906 г. была открыта «Свободная школьная община Виккерсдорфа». Она просуществовала до 1922 г. и получила широкую известность. Ее организовали Г. Винекен и П. Гехеб. Это была школа-интернат, где целый день посвящался обучению и воспитанию детей. Содержание образования в этой школе приближалось к содержанию реальных школ, но формы и методы обучения в ней существенно отличались от обычной школы. Большое внимание придавалось нравственному воспитанию, учительскому и ученическому самоуправлению.
В начале XX в. широкую известность в Германии получили «сельские воспитательные дома». В это же время стали открываться «трудовые школы». Их развитие в первую очередь связывают с именем Г. Кершенштейнера.
В 20–30 гг. стало широко известно училище П. Петерсена, автора организации обучения, получившей название «Иена-план».
«Школьная община», которую создал Г. Шаррельман, также была известна во всей Европе. Особенно хорошо здесь было поставлено эстетическое воспитание.
Опыт этих и многих других школ по мере его распространения входил в опыт массовой школы Германии того времени.
Р. Штейнер заложил основы вальдорфской педагогики, вальдорфского воспитания и обучения, своеобразный опыт полуофициального признания образования, построенного на оккультной основе.
Образование Веймарского периода (1918 – 1932). Конституция Веймарской республики провозгласила школу единой, светской и бесплатной с обязательным обучением до 18 лет. Основными предметами в этой школе становились: религия, немецкий язык, родиноведение, письмо, рисование, физкультура, рукоделие для девочек, граждановедение, история, естествознание, география и домоводство.
Приход фашистов к власти в Германии сразу же изменил все дело образования и воспитания. Коренным образом изменялось содержание, формы и методы обучения и воспитания. Существовало только то содержание, которое соответствовало фашистской идеологии: немецкий язык, особым образом переработанная история и литература, спорт. Даже рисование – и то поменяло свое содержание. Большое внимание уделялось политическому воспитанию. Были организованы детские и юношеские нацистские организации. После второй мировой войны на территории Германии было создано два государства: ГДР и ФРГ.
Система образования ФРГ в основном государственная. Частных школ мало.
Дошкольное воспитание. Единой государственной системы дошкольного воспитания в ФРГ нет, детские сады принадлежат самым разным организациям: органам местного самоуправления, общественным и церковным организациям, предприятиям. В последнее время детские сады получили большое развитие – их посещают до 80% детей дошкольного возраста.
Школьное образование продолжается до 18 лет. Начальная школа – 4-летняя, в некоторых землях – 6 лет. Далее следует два года ориентировки, когда ученик в соответствии со своими желаниями и способностями может выбрать себе тип школы: основную, реальную или гимназию.
Основная школа. Обучение в ней продолжается до 15 лет. После нее ученик может поступить в профессиональную школу.
Реальная школа. Обучение в ней продолжается до 10 класса. После нее можно было поступать в средние технические учебные заведения.
Гимназия. Обучение в ней продолжается с 5 до 13 класса. Аттестат об окончании гимназии дает право поступления в вуз. Существует три основных типа гимназии: классическая, где главное внимание уделяется греческому и латинскому языку; новых языков, здесь изучают европейские языки и латынь; естественных наук.
Вечерняя школа. Чтобы поступить в вуз после первых двух типов школ, надо закончить вечернюю школу.
Общая школа. В последнее время в ФРГ развивается еще один тип школы, получившей название общей. Эта школа пытается соединить все три типа в одной. Главное достоинство этой школы – единое образование при значительной дифференциации.
Профессиональное образование. В ФРГ существует развитая сеть профессионального образования, представленная множеством центров и школ профессионального образования, средних технических учебных заведений.
Высшее образование дается в университетах, высших профессиональных школах, объединенных высших школах.
После Второй мировой войны на восточных землях Германии образуется Германская Демократическая Республика, которая просуществовала почти 50 лет и достигла заметных успехов в деле образования.
После объединения Германии система образования ГДР перестроена в соответствии с принципами образования ФРГ.
Список литературы
1. Современное дошкольное образование Германии
3. Безплатно образование в германии
4. Китай дошкольное образование курсовая
5. Дошкольное образование в россии
7. Курсовая на тему образование в странах ближнего и дальнего зарубежья
8. Образование централизованного русского государства
9. Образование и развитие московского государства
10. Образование СССР контрольная
11. Презентация на тему образование планетных систем
12. Образование девушек средневековье
13. Образование планетных систем презентация
14. Образование это право или обязанность сочинение
15. Образование СССР