Влияние аффективных ценностей неоспорта на олимпийскую культуру школьника
Е. Антипова, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
Олимпийская культура школьника формируется на основе специальных знаний по олимпизму и мотивации на активное освоение спортивной практики. На основе олимпийской культуры формируется и олимпийская ментальность современного социума (Л.И. Лубышева, 1999). В последние годы сформировались две новые научные дисциплины: "олимпийская педагогика" и "олимпийская культура", объектом исследования которых является изучение сферы социальной жизни общества, связанной с олимпийским движением (В.И. Столяров, 1999). Отечественными и зарубежными учеными ведется поиск эффективных форм и средств направленного формирования олимпийской культуры школьников через систему олимпийского образования. Разработаны и успешно внедрены в учебный процесс базовые и вариативные учебные программы и методические пособия, способные обеспечить учащимся необходимый уровень олимпийских знаний. Вместе с тем не учитывается один очень важный фактор: параллельное, условно стихийное, формирование у детей и подростков интереса и ценностных ориентаций на социально опасные виды спорта и спортивные зрелища.
Ценности, как известно, образуют неотъемлемый компонент нормативной (нематериальной) культуры любого общества. Как отмечает Фридрих Ницше в работе "Воля к власти" (1994), любое явление, оцениваемое как хорошее или плохое, - ценность. В одном и том же обществе могут существовать плюралистические точки зрения на одно и то же явление. Ценности - это часть мировоззрения социальных общностей, способ реакции групп на различные социальные ситуации. В частности, по теории Р. Вильямса (1979) аффективные ценности связаны с удовлетворением, наслаждени ем, получением удовольствия. Если говорить о зрелищности спорта, то для зрителя спорт в этом случае - аффективная ценность. Ценность любого вида спорта может рассматриваться в двух аспектах: как его положительная или отрицательная оценка и как критерий, с помощью которого данный вид спорта оценивается. Критериями оценки положительного влияния спорта на развитие человека и общества служат гуманистические идеалы и ценности, высший из которых - здоровье человека. В этой связи спорт рассматривается в двух аспектах: педагогическом - с точки зрения меры допустимости нагрузок для занимающихся и моральном - с позиций содержания ценностного потенциала спортивной деятельности и видов спорта.
Если говорить о профессиональном спорте и спортивном шоу-бизнесе, то именно здесь возникает больше всего антигуманистических проявлений. Именно виды спорта группы риска, называемые экстремальными , приобретают популярность среди подрастающего поколения. Опасность влияния ряда видов неоспорта заключается в том, что антигуманистические ценности могут быть приняты индивидом, социальной группой или обществом в целом. Например, спортсмен, занимаясь видом спорта, в котором налицо все проявления жестокости, насилия, грубости, рискует развить в себе отрицательные черты личности. Зрители, которые регулярно смотрят соревнования по видам спорта, пропагандирующим зло и насилие, способны составить социальную группу (возможно, маргинальную), где ценности, признаваемые обществом отрицательными, могут быть данной группой приняты и возведены в ранг императивов (требований). Вероятно, аффективные ценности неоспорта во многом определяют поведенческий выбор подростков и принимаемую ими структуру ценностей и отрицательно сказываются на процессе формирования олимпийской культуры личности и олимпийской ментальности общества.
Предпринятое исследование проводилось с целью определения отношения старших школьников к рестлингу как к спортивному шоу в условиях процесса направленного формирования олимпийской культуры. Рестлинг был выбран из группы экстремальных видов спорта не случайно. Во-первых, он в настоящее время сверхпопулярен в Северной Америке, а во-вторых, при всей своей зрелищности этот вид неоспорта наиболее социально опасен для общества, поскольку открыто пропагандирует жестокость, насилие, властолюбие, беспощадность. Тем не менее по 11-му каналу ТНТ и 6-му телевизионному каналу Петербурга мы регулярно можем наблюдать репортажи с чемпионатов мира по рестлингу, который пришел и в Россию.
Основным методом настоящего исследования являлся анонимный социологический опрос, который проводился в старших классах общеобразовательной школы Санкт-Петербурга. Анкета включала 14 вопросов закрытого характера. В опросе приняли участие 48 человек, в том числе 60,4% юношей. Корреспонденты в возрасте 16-18 лет, посещающие занятия спецкурса "История и теория олимпизма", составили 81,2%, в возрасте 14-15 лет - соответственно 18,8 %. На момент опроса различными олимпийскими видами спорта занимались 96,6% юношей и 84,2% девушек. Опрос показал, что 93,7% респондентов смотрели рестлинг по телевидению, в том числе 58,3% - нерегулярно, время от времени; 27,1% - только однажды; 8,3% - каждую неделю. Большинство учащихся (97,9%) считают, что рестлинг относится к спортивному шоу-бизнесу. Отвратительной бойней данное шоу признали 8,3% респондентов, в жутком восторге от рестлинга 16,7% старших школьников, т.е. почти пятая часть подростков, в то время как его противников оказалось в два раза меньше. О том, что в числе респондентов, не определивших своего отношения к рестлингу, есть его сторонники, говорят следующие факты: только 41,7% респондентов не хотели бы заниматься рестлингом; 25,0 % никогда об этом не думали, однако 27,1% опрошенных школьников предпочитают быть зрителями, а 6,2 % очень хотели бы заняться рестлингом.
Основной мотив для занятий рестлингом - возможность заработать в спортивном шоу-бизнесе много денег (54,2%). Фактически каждый пятый респондент (22,9%) считает, что, занимаясь рестлингом, всегда можно защитить себя в жизни; 8,3% старших школьников полагают, что рестлинг дает возможность проявить свои физические способности, а 4,2% респондентов - волевые качества. Такое же количество опрошенных (4,2%) в качестве основного мотива назвали желание реализовать себя там, где можно бороться беспощадно и без правил. Рестлинг, по мнению респондентов, воспитывает такие волевые качества, как целеустремленность (22,9%), настойчивость и упорство (16,7%), выдержка и самообладание (14,6%), решительность и смелость, инициативность и самостоятельность (по 12,5%). И юноши, и девушки сошлись во мнении, что занятия рестлингом развивают такие отрицательные качества (свойства) личности, как жестокость (34,5 и 31,6% соответственно). Юноши считают, что рестлинг развивает в человеке тупость (20,7%), эгоизм (10,3%), вспыльчивость (6,9%), а также злобность, властность и тягу к насилию (по 3,4%). Самое опасное при занятиях рестлингом, по мнению респондентов, - перспектива получить инвалидность (35,4%). То, что рестлинг несет в себе социальную опасность в плане роста преступности в стране, принятия обществом антигуманистических ценностей, считают 27,1% старших школьников. Развитие в рестлинге отрицательных черт личности усматривает 8,3% респондентов, а 4,2% опрошенных считают, что рестлинг оказывает антигуманное влияние на зрителей.
Мощным средством пропаганды спорта в широком его понимании, формирования общественного мнения по олимпизму и ценностных ориентаций на физическую культуру является телевидение. Однако, как показало изучение телепрограмм 13 работающих в Санкт-Петербурге каналов, доля спортивных передач в недельном телеэфире крайне ничтожна и составляет в среднем 1,6%. Приоритетное положение занимают футбол и хоккей (37,8 и 19,6% от объема времени всех спортивных передач). На третьем месте - рестлинг (17,6%), далее новая атлетика (6,8%) и таэквондо (3,2%). Из 29 ч 21 мин недельного эфира, предоставленного для спортивных программ, только 13,3% времени приходится на все остальные виды спорта, за исключением перечисленных выше. Причем программы "Пенальти" и "Спортклуб" выходят в эфир после полуночи, а рестлинг кроме ночного показа имеет вечерний эфир (в 19 ч по 6-му каналу и в 20 ч 30 мин по 11-му каналу ТНТ).
Решение проблемы, по-видимому, заключается не только в альтернативной пропаганде олимпийских ценностей и идеалов среди детей и молодежи, распростра нении олимпийских знаний, но и в широкомасштабном развитии олимпийского спорта. Осуществляя направленное формирование олимпийской культуры школьников, следует учитывать как комплексность педагогического процесса олимпийского образования, состоящего из проведения теоретических занятий по истории и теории олимпизма, освоения учащимися двигательных умений и навыков, активного включения школьников в занятия физическими упражнениями и спортом. Необходимо выработать стратегию преимущественного и беспрепятственного продвижения олимпийских видов спорта на рынке физкультурно-спортивных услуг, предоставляемых для детей и молодежи. В основу такого предложения должна быть положена конкурентоспособность услуг олимпийского спорта, выражающаяся в их доступности для детей и подростков из семей с различным материальным и социальным положением, а также в большой привлекательности для юного потребителя. Кроме того, политика формирования олимпийской ментальности современного социума должна заключаться в выработке положительного общественного мнения по олимпизму и восприятии обществом социально опасных видов неоспорта в качестве маргинальных. В занятиях с учащимися следует делать акцент на преимуществах олимпийского спорта, его социальной значимости и убедительно разъяснять социальную опасность видов спорта и спортивных шоу, связанных с проявлением антигуманизма. Олимпийское образование должно быть признано приоритетным направлением в процессе формирования олимпийской культуры детей и молодежи в стране и преподаваться в качестве специальной дисциплины во всех учебных заведениях.
Список литературы
1. Курсовая по возрастной психологии психологические особенности младшего школьника
2. Свет для рабочей поверхности школьника
3. Древняя греция для школьника
5. Курсовая по возрастной психологии
6. Скачать дипломные и курсовая работа по возрастной психологии
7. На тему древняя греция класс
8. Эссе по истории на тему древняя греция
9. Конспект по истории на тему Древняя Греция
10. Курсовая особенности умственной работоспособности детей младшего школьного возраста