Державин памятник анализ

Державин о назначении поэта

Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и пережившим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой "На тленность".

Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски.Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но он никогда таковым не был, несмотря на попытки склонить его к этому (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицким, статс-секретарем Екатерины II). Державин не мог стать ручным стихотворцем, хотя бы из-за своего горячего нрава. "В правде черт", - говорил он сам о себе. Характер заставлял его наперекор вельможам и царям говорить "истину... с улыбкой".Ясно, что без простодушной улыбки, себе на уме, царям ничего нс скажешь. А Державин говорил и умел, пусть не всегда, добиваться своего, зная, что правда на его стороне. В сознании своей правоты он обращался в стихах к Богу, к Высшему Судии.

Находясь под судом после тамбовского губернаторства, в оде "Величество Божие" он создает гимн во славу Творца, но не может не воскликнуть:Но грешных пламя и язык Да истребит десницы строга!Эта мысль была почерпнута поэтом из одного из псалмов книги Давида. После счастливого оправдания Державин обращается еще к одному псалму "Милость и суд воспою Тебе, Господи", и под гнетом мучающих его размышлений о суде и справедливости поэт вновь и вновь развивает излюбленную тему, используя ту же неисчерпаемую книгу Давида.

В переложении очередного псалма "Истинное счастие" он вновь обрушивается на "беззаконников":Они с лица земли стряхнутся, Развеются и разнесутся, Как ветром возметенный прах.

Используя псалом в стихотворении "Радость о правосудии", Державин говорит:Да правый суд я покажу, Колеблемы столпы земные Законом Божьим утвержу...

В переложении из псалма "Доказательство творческого бытия" поэт рисует величественную картину мира: Небеса вещают Божью славу... Нощи нощь приносит весть...

Охватывая в воображении как бы сразу все мироздание, бездны и выси, поэт словно стремится взлететь туда, где можно дышать полно, не боясь ледяного и разряженного воздуха. Но это удавалось ему далеко не всегда.

А если удавалось, то оттого, что ногами он всегда крепко стоял на земле.

Его чеканное (через Юнга восходящее еще к библейскому) "я червь - я Бог" было и метафорой, рисующей образ самого поэта. Ведь о том же позднее говорит и Пушкин, являя поэта, погружен-ного в "заботы суетого света", но с душой, готовой встрепенуться, как "пробудившийся орел".

Державин искренне полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листа бумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде "Бессмертие души":Как червь, оставя паутину И в бабочке взяв новый вид, В лазурну воздуха равнину На крыльях блещущих летит, В прекрасном веселясь убранстве, С цветов садится на цветы: Так и душа небес в пространстве Не будешь ли бессмертна ты?Определив в "Доказательстве Творческого бытия" гармонию мироздания как главный аргумент Божьего присутствия в мире, Державин живописует его картины с лирическим удивлением перед Творением, перед грозной и прекрасной его тайной, а не просто как созерцатель:В тяжелой колеснице грома Гроза, на тьме воздушных крыл, Как страшная гора несома, Жмет воздух под собой, - и пыль И поит кипят, летят волнами, Древа вверьх вержутся корнями, Ревут брега и воет лес...

Позднее в "Памятнике" поэт записывает себе в заслугу умение "в сердечной простоте беседовать о Боге", в полной уверенности, что:Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит...

Одой "Бог" он начинает свое собрание сочинений. Державин всегда отмечал первостепенность для стихотворца религиозной поэзии.

В своем "Рассуждении о лирической поэзии" Г. Р. Державин писал: "В духовной оде удивляется поэт премудрости Создателя, в видимом им в сем великолепном мире чувствами, а в невидимом - духом веры усматриваемой; хвалит провидение, славословит благость и силу Его".

У самого Державина Бог - это песнь, и восхищенное любование мирозданием, и определение своего места в нем, это - и удивление перед Создателем и созданием, и своеобразный лирический символ веры. Осмыслив изложенные моменты из творческого поэтического наследия Г. Р. Державина, можно утверждать, что назначение поэта он видел прежде всего в посредничестве его между Создателем и людьми. Державинские представления о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин, явление которого само по себе подчеркнуло правоту державинского гения. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России, которое еще с большей лукавинкой улыбалось царям, отстаивая правду на земле, еще более откровенно говорило с Богом и людьми о смысле бытия.

В завершение хочу вновь вернуться к оде "На тленность", которой Г. Р. Державин закончил свой творческий и жизненный путь. Ее текст на грифельной доске, написанный рукой поэта за два дня до смерти, постепенно тускнел и осыпался, подтверждая свойства "реки времени". Но звуки его лиры еще слышны, вера в слово крепка, и по-прежнему величественно, красноречиво и прекрасно говорит нам о бессмертии души, об истине и Боге "старик Державин"..

Список литературы





Похожие курсовые работы

1. Державин памятник анализ стихотворения

2. Державин анализ стихотворения Снегирь

3. Анализ стихотворения Снегирь державин

4. Памятник державин анализ

5. Признание анализ стихотворения державин

6. Признание державин анализ стихотворения

7. Анализ стихотворения В Брюсова Памятник

8. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Я люблю

9. Анализ стиха памятник пушкин анализ стиха памятник

10. Анализ стихотворения я памятник себе воздвиг пушкин

11. АНАЛИЗ стихотвория брюсова люблю одно

12. А блок анализ стихотворения перстень страданье

13. Анализ стихотворения юному поэту В Брюсова

14. Анализ стихотворения брюсова я люблю тебя и небо

15. АНАЛИЗ стихотворная брюсова я люблю

Курсовые работы, рефераты и доклады