Готовый план одного урока

«За что мы боремся?» (9 класс)

Тип урока – урок анализа и синтеза

Вид урока – дискуссия

Форма урока – урок с элементами групповой работы

Цель – обобщение материала по теме «Глобальные проблемы человечества» при характеристике одного из аспектов системы прав человека – право народов на самоопределение с использованием межпредметных связей.

Задачи:

Предметно-информационные:

- должны называть обстоятельства, повлиявшие на постановку вопроса о самоопределении народов;

- должны знать содержание понятия «право народов на самоопределение»;

- должны знать хронологию движения курдов за самоопределение в ХХ веке;

- должны называть политических и общественных деятелей (М. Барзани, Б. Джаф).

Деятельностные:

- должны характеризовать различные формы самоопределения (автономия, субъект федерации, суверенное государство);

- должны объяснять мотивы, цели деятельности отдельных лиц и организаций (курдских партий, ООН);

- должны характеризовать международные и региональные документы, касающиеся права народов на самоопределение.

Оценочные:

- должны оценивать вклад указанных деятелей и организаций в реализацию идей самоопределения;

- должны оценивать возможности сотрудничества по данному вопросу региональных и международных органов.

Средства обучения: документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека, Алжирское соглашение 1975 года), Севрский договор, «14 пунктов» В. Вильсона, резолюция ООН № 688; тексты интервью с М. Барзани (ДПК) и Б. Джафом, таблица «Восстания в Курдистане в ХХ веке».

Предварительная подготовка - распределение ролей участников дискуссии: ведущий, историки (рассказывают об основных вехах борьбы курдов за самоопределение), юристы (характеризуют документы, выявляя необходимые аспекты), политики (М. Барзани, Б. Джаф) – высказываются о целях курдского народа и достигнутых результатах), представитель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации (рассказывает о мерах, принимаемых государствами с целью выполнения их обязательств в соответствии с положениями международных конвенций).

Ход урока:

Ведущий обосновывает проблематику, акцентируя внимание на примерах нарушения прав человека (геноцид, апартеид, дискриминация) и вводит в проблему курдского самоопределения (можно использовать материал «Курды заслуживают независимости»). Затем ведущий ставит цель работы – познакомиться с историческими, политическими, правовыми взглядами на проблему права курдов на самоопределение как злободневной проблемой, с которой столкнулось мировое сообщество. Он представляет участников дискуссии и выражает надежду, что в результате общения удастся раскрыть преимущества идей и практических действий политических партий, изучить документы, где закреплены международные правовые нормы, регулирующие данный вопрос, выявить хронологию борьбы курдов за независимость. Ведущий призывает к корректному отношению друг к другу и оглашает программу.

Программа:

  1. Обсуждение проблемы: «Основные вехи движения курдов за независимость».

  2. Обсуждение проблемы: «Примеры нарушения прав человека».

  3. Обсуждение проблемы: «Юридическое обоснование права курдов на самоопределение».

  4. Обсуждение проблемы: «Цели политической борьбы».

Первоначально ведущий обращается к представителю ООН, который актуализирует тему. Представитель Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации выражает обеспокоенность по поводу «действий и политики подавления фундаментальных прав и идентичности курдов как отдельного народа». В заявлении, принятом единогласно 18 членами Комитета на сессии в Женеве, подчеркивается, что курдам вне зависимости от того, где они проживают, должно предоставляться право на сохранение своего достоинства, культуры, а также право пользования высокой степенью автономии». Комитет также выступил с широким призывом к властям и организациям, осуществляющим свою деятельность по поддержанию мира, справедливости и прав человека, «принять все необходимые усилия для достижения мирных решений, которые бы способствовали соблюдению фундаментальных прав человека и идентичности курдского народа».

Затем выступают историки, которые кратко перечисляют факты, связанные с национально-освободительной борьбой курдов (используя таблицу «Восстания в Курдистане в ХХ веке), после выступления историков слово вновь предоставляется члену Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, третья обозначенная проблема рассматривается юристами и, наконец, выступают политики (используя тексты интервью).

В ходе дискуссии заполняется таблица по обсуждаемым проблемам:

Национально-освободительное движение курдов в ХХ веке: основные итоги

Примеры нарушения прав человека в мире

Рассматриваемые документы международно-правового характера

-1961-1975- движение Мустафы Барзани;

-11 марта 1970 – «Мартовский манифест»;

-закон № 33 1974 – «Декларация об автономии курдов»;

-Алжирское соглашение 1975 года между Ираном и Ираком;

-Ирано-иракская война;

-март 1988 года – химическая атака города Халабаджи;

- резолюция ООН № 688 (1991) и создание «Свободного Курдистана»;

- 18 марта 1991 год – восстание, в результате подавления которого часть курдов была расстреляна

Нарушение естественных прав на жизнь и на самоопределение как в условиях мирного существования, так и в вооруженных конфликтах (нарушение Женевских конвенций) с использованием политики дискриминации и геноцида (нарушение Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него) – косовские албанцы, курды, жители палестинской автономии, страны басков, Ольстера

- «14 пунктов» В. Вильсона

-Севрский договор (ст. 62, 64);

-Ст. 1 Международных пактов о правах человека;

-Международная декларация Генеральной Ассамблеи ООН № 2625 от 24 октября (закрепила право на самоопределение как принцип JUS GOGENS);

- Декларация о праве на развитие;

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992)

Отдельно фиксируются взгляды политиков – Масуда Барзани, Бурхама Джафа

М. Барзани:

Б. Джаф:

Заключительный этап:

Подводя итоги обсуждения проблем, ведущий называет особо острые вопросы, прозвучавшие в дискуссии, определяет корень противоречий и варианты решения вопросов.

Дополнительный материал для учителя:

КУРДЫ ЗАСЛУЖИВАЮТ НЕЗАВИСИМОСТИ

Эми Исаакс, «Ю-Эс-Эй Тудей».

В Четырнадцати пунктах мирного урегулирования, выставленных президентом Вудро Вильсоном после Первой мировой войны, курдскому народу была обещана собственная родина. Тем не менее, примерно 25 миллионов курдов все еще подвергаются угнетению на земле своих предков, разделенной между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией. В Ираке десятки тысяч курдов с большим риском живут на территории, опустошенной после Ирано-Иракской войны. В Турции отвергаются их наиболее фундаментальные права – говорить на родном языке и создавать культурные общества. Тем не менее, культурные связи между курдами Турции и смежных государств очень сильны и способствуют их выживанию. Основные права человека отвергаются применительно к 15 миллионам турецких курдов. Тех, кто выступают за свободу, заключают в тюрьму, пытают и убивают. Тех, кого подозревают в «подрывной деятельности» пытают, не допуская к ним адвокатов. Им не предоставляют медицинской помощи. В регионе было много боев, и множество жертв среди курдов. Те, кто поддерживает борьбу курдов, немедленно убиваются. Во время Войны в Заливе, президент Джордж Х.Буш призвал иракских курдов восстать против Саддама Хусейна. Когда они восстали, надеясь на независимость, администрация Буша отказалась от них, и они были разгромлены. Курды имеют своеобразные этнические особенности, свой язык и культуру. Основываясь на простом принципе национального самоопределения, курды заслуживают собственного этнического государства. Курдская государственность также могла бы стабилизировать ситуацию в этом бурном регионе, смягчив напряженность в странах, которые теперь имеют курдское население. По всем этим причинам, курды заслуживают, чтобы иметь независимость. До тех пор, пока 25 миллионов курдов не свободны – их притеснение будет источником нестабильности, войн и кровопролития на Ближнем Востоке.

Лидер курдов: мы не переходим границы (Бурхам Джаф)

Курдская проблема со времени распада Османской империи постоянно напоминает о себе, остается источником нестабильности в Ираке и Турции. Со свержением режима Саддама Хусейна, может быть, появилась возможность решить ее цивилизованно, по крайней мере в Иракском Курдистане. Об этом корреспондент "Новой газеты"(29.04.2003) беседовал с главой миссии регионального правительства Курдистана при Европейском союзе Бурхамом ДЖАФОМ в его офисе на Плас-Шуман, в самом центре "европейского квартала" Брюсселя.

- Региональное правительство Курдистана выступило на стороне англо-американской коалиции. Какие дивиденды вы ожидаете?

- Главное - политическая трансформация Ирака. Базовые принципы одобрены лидерами бывшей иракской оппозиции в декабре в Лондоне, подтверждены и развиты на консультативной встрече координационного комитета в Насирии. Демократический Ирак будет построен на принципах федерализма, и курды составят важную часть нового иракского руководства. К участию в многопартийном правительстве Национального единства будут допущены все политические и религиозные группы и авторитетные деятели за исключением баасистской партии.

- Она же была самой массовой.

- То же самое, что коммунистические партии, правившие в СССР и Восточной Европе. Не думаю, что все их члены были убежденными коммунистами. Без партбилета нельзя было работать в государственных органах, системе образования, делать профессиональную карьеру.

- Не вызовет ли аллергии оккупационный режим?

- Союзные войска останутся в Ираке на какое-то время. Понятно, что четверть миллиона военных нельзя эвакуировать за два-три месяца. К тому же переходное правительство нуждается в стабильности и безопасности. А у Ирака больше нет армии. На службу в полиции вернулись только средние и нижние чины, которые уверены, что их нет в списках преследуемых лиц. Союзники напечатали на игральных картах портреты 55 высших чиновников и военных. Насколько я знаю, полный список состоит из 200 имен. В целом же предстоит всеобщая амнистия и будут созданы комитеты примирения.

- Что-то типа "навязанной демократии", как полвека назад в Германии и Японии?

- Демократию нельзя ни заимствовать, ни навязать. Мы на севере Ирака, в Курдистане, в последние 10 лет стараемся ее развивать. Но я не готов утверждать, что она там есть. Когда мы говорим о демократии в Курдистане, не надо понимать это буквально, как на Западе. Демократия - это результат накопленного опыта.
Самый яркий пример - Европа. Здесь люди пришли к демократическому сознанию через мучительный опыт конфликтов, накопление культуры. Мы у себя пытаемся обеспечить свободу слова и народного волеизъявления, некую степень толерантности. Люди должны высказывать разные мнения, не нападая друг на друга, не убивая оппонента, что при прежних режимах было нормой. В числе базовых принципов - отказ от насилия как средства решения политических проблем, уважение к плюрализму и, что важно в условиях Востока, уважение роли женщины в обществе. У нас в Курдистане нет политзаключенных, смертной казни. Это записано в региональной конституции. Мы рассказываем о правах человека в школе, в этом духе реформирована полицейская академия, в курдских вооруженных силах права человека - пункт устава. Когда курдские бойцы шли за англо-американскими союзниками, не было мародерства и других военных преступлений, даже если население относилось к ним не очень дружественно. Демократия - это долгий и нелегкий процесс.

- Не все в Ираке так уж рады освобождению.

- Многие города, прежде всего на севере, освобождены без боев, хотя остаются очаги сопротивления. Мы не исключаем, что баасисты еще долго будут использовать в своих целях демонстрации, на которых часто звучат требования допустить БААС в переходное правительство. Но в целом демонстрации мирные, с конкретными требованиями. Люди протестуют против навязанной администрации или отдельных лиц, навязанных во власть. Эта проблема уйдет по мере развития политического процесса. Главное, никаких уличных боев, раздоров между уроженцами разных районов, шиитами и суннитами, курдами и арабами. В Мосуле демонстрации были направлены против городской управы, где разместились американские военные. Мосул всегда был оплотом Саддама наряду с Багдадом и Тикритом. Этих людей можно понять. Кто-то сознательно симпатизировал саддамовскому режиму, а остальные хотят электричества, воды, порядка, связывая их отсутствие с оккупацией. Некоторые перешли грань мирного протеста и стали нападать на военных. А те в таких случаях стреляют. Основные силы англо-американцев не обучены полицейской профессии. Их целью была иракская армия, а не общественный порядок. У нас на севере ситуация несравненно лучше, потому что добрый десяток лет там работают свое правительство, органы правопорядка, не действуют законы Багдада.

- Так что же с идеей единого и независимого Курдистана?

- В 1925 году курдов заставили стать частью Ирака, Турции, Сирии, хотя они хотели референдума и самоопределения. Тогда у нас не было выбора. Нас никто и не спрашивал, как и шиитов на юге. Была английская колониальная система, которая навязала нам извне даже короля. Сейчас есть выбор, но мы захотели остаться частью Ирака. Хотя де-факто уже давно независимы. У нас были все основания требовать собственного государства, но мы не стали этого делать. Наш выбор должны оценить все иракцы.

- И какова теперь цель?

- Сделать Ирак сильнее, не разваливая его. Как это делается в Швейцарии и других федеративных странах. Мы отказались от строительства Ирака по общинному признаку, которым руководствовались с 60-х годов баасисты. Президентом или премьером может быть представитель любой общины: шиит, суннит, курд, христианин, ассириец... Но мы хотим баланса регионов и курдской идентичности по примеру Великобритании, где есть Англия, Шотландия, Уэллс. Мы - иракцы и одновременно курды. У нас есть особая территория, особый исторический опыт.

- Будет центральное правительство Ирака. А что с курдами?

- Курды должны играть в нем важную роль. Они это заслужили хотя бы тем, что воспрепятствовали распаду страны. Курдское правительство будет подчиняться центральному. Сделка такова: если мы не получаем независимости, что в современном мире считается <красной линией> , и отдаем Багдаду много полномочий, много ресурсов, то хотим не меньше взамен. Это предмет ведущихся переговоров.

- Вы уверены, что получите для Курдистана желаемые права?

- Не думаю, что у участников политического процесса будет проблема с принципом федерализма. Согласие по нему достигнуто в Нисирии. Это свершившийся факт.
Следующий этап - демаркация территории. На Мосул мы не претендуем, хотя там и проживают четверть миллиона курдов. А вот Киркук, совершенно очевидно, войдет в нее. Но он создает и серьезную проблему. Там живут курды, но арабов за последние два десятилетия стало больше. Баасисты проводили этническую чистку, поощряя миграцию. Мы не разыгрываем курдскую карту против арабов. Решение может быть простым: дать Киркуку особый статус, обеспечив одинаковые права курдам, арабам, ассирийцам, туркменам. Многие из неарабов были изгнаны и захотят вернуться в свои дома, вернуть собственность. Этим должно заняться центральное правительство. Мы не можем прогнать арабов, большинство которых не виновато в чистках. Им надо дать выбор - остаться или на приемлемых условиях уйти на историческую родину. Надо решать проблему путем переговоров и компромиссов, думать о том, как разместить и обеспечить работой тех, кого депортировал Хусейн и чьи дома заняли мигранты. Только за последние 3-4 года депортированы более 50 тысяч.

- В прессе Курдистан упоминается в основном как богатый нефтеносный район. Не создаст ли это трений в новом Ираке?

- Нефть, которой богат Киркук, не будет проблемой. Мы договорились, что природными ресурсами распоряжается централизованно Багдад. Но у нас есть условие. Часть прибылей от нефти Курдистана должна идти на развитие региона. Это в равной мере относится и к югу, где нефти еще больше, но население которого еще беднее. Басра богата только историей и культурными традициями, интеллектуальным потенциалом, но люди там живут бедно. Они тоже имеют право на свой процент от нефти.

- Анкара беспокоится в связи с возможным усилением Курдистана за счет нефти Киркука и давит на союзников.

- Проблема нефти в Иракском Курдистане - это не проблема Турции. Ее мы, иракцы, будем решать между собой. У нас четыре миллиона беженцев, на обустройство которых нужны деньги.

- В Насирии достигнуто согласие по базовым принципам. Что дальше?

- Со дня на день пройдет совещание с более широким участием. Кроме базовых принципов на нем обсудят процедуры и механизмы избрания или назначения на руководящие посты в переходном правительстве. Оно состоится пока не в Багдаде. Столица - это место для последнего заседания, на котором будет объявлен состав переходного правительства. По моим прогнозам, это случится в первой декаде мая.

Интервью лидера иракских курдов (М. Барзани) журналистке Тане Гусузян («Гольф Ньюс», Дубаи).

Какую роль будут играть курды в войне США против Ирака?

М.Б. Мы полагаем, что наша роль начнется после смены режима. Наша роль будет заключаться в защите стабильности и безопасности нового режима, как это и обозначено в заявлении конференции иракской оппозиции, прошедшей в Лондоне в прошлом месяце. Мы участвовали в этом соглашении как представители иракского народа, с одобрения Соединенных Штатов.

Были сообщения о войсках, которые укрепляются в Харире, к северо-востоку от Эрбиля. Что происходит?

М.Б. (Смех). Это очень странно. Ситуация развивается таким образом, что любое наше действие подвергается неверному толкованию. Харир – хорошее место для военных учений, но всякий раз, когда мы проводим там учения, это интерпретируется по-другому. Люди думают, что это – иностранные силы, в то время как на самом деле это – наши собственные силы. Если здесь, в регионе, люди в это не верят – как я могу ожидать, что этому поверите вы? Войска в Харире принадлежат нам.

Были еще сообщения, что иракские отряды пересекли демаркационную линию, чтобы занять деревни в области Баштапа, вне контрольно-пропусконого пункта Куштапа. Беспокоит ли вас это?

М.Б. Мы не имеем конкретной информации по этому вопросу, но знаем, что это – часть программы Ирака. Туда были переведены люди, чтобы заменить местных жителей. Во многих случаях эти люди, занимающиеся земледелием, заменили местных крестьян и стали работать на их полях. В связи с этим возникали проблемы. Мы определенно поддержим и защитим наших крестьян, потому что мы – против этой политики. Но, как я сказал, мы не получили об этом никаких достоверных сообщений. Но если будет какое-либо нарушение – мы защитим своих людей.

Во вторник, представитель иракского президента Тарик Азиз угрожал, что Ирак нападет на любое правительство, которое помогает США в его действиях против багдадского режима. Не боитесь ли вы, что они могут выбрать своей целью области, которыми управляют курды?

М.Б. Тарик Азиз и вообще все отлично знают, что никакое правительство не может помешать американцам сделать то, что они захотят. Я говорю вам, что управляемая курдами область не станет плацдармом для нападения.

Поддерживаете ли вы войну?

М.Б. Мы – не сторонники войны. Если бы были какие-нибудь другие средства, позволяющие достичь той же цели – мы предпочли бы их. Война – не лучший выбор. Всякий раз, когда гибнут люди – это трагедия.

Что потребуется курдам, чтобы играть активную роль в войне США против Ирака?

М.Б. Мы не думаем об участии в войне, мы озабочены прежде вопросом: что будет на следующий день после смены режима. Нам было бы сложно принять участие в войне по нескольким причинам. Мы не намерены двигать наши войска за пределы находящихся под нашим контролем территорий, а на этих территориях нет никаких целей, против которых мы могли бы вести боевые действия.

Премьер-министр Турции Абдулла Гул заявил в интервью агентству Рейтер, что в случае войны США против Багдада Турция пошлет войска в Северный Ирак, чтобы защитить туркменское меньшинство, а также курдов, от «резни».

М.Б. Наша позиция ясна. Мы – против регионального вмешательства в наши внутренние дела. Примерно месяц назад, я встречался с премьер-министром Абдуллой Гулом. Он сказал мне – и это подтвердили военные – что Турция не имеет никаких планов насчет Киркука и Мосула. Турция не стремится занять какую-нибудь часть этой страны. Они сказали, что они только вмешаются по нашей просьбе, но ничего не предпримут в одностороннем порядке. Мы рассматриваем это, как позитивную позицию – постольку, поскольку это было заявлено нам официально.

Что случилось бы с торговым маршрутом через пункт «Ибрагим Халил» в случае смены режима?

М.Б. Это один из многих пограничных пунктов между Ираком и соседним странами. Но для нашей администрации это – главный источник дохода. В случае смены режима, ситуация изменится к лучшему, и в условиях стабильности и демократии мы будем иметь нашу законную долю доходов с «Ибрагим Халил». В этом случае, «Ибрагим Халил» станет давать только небольшую часть наших доходов.

Каковы были результаты Ваших переговоров с иранцами?

М.Б. Мой визит в Иран прошел очень успешно, и наши отношения в высшей степени хороши.

Как Вы оцениваете отчет об осмотре оружия, опубликованный в понедельник Гансом Бликсом и Мохаммедом Эль-Баради?

М.Б. Мое впечатление от отчета таково, что он был сформулирован таким образом, что, если СБ ООН захочет рассматривать его как отрицательный, он легко сможет это сделать. Но если он захочет рассматривать его как положительный – он может сделать и это. Вопрос в том, как его оценит Совет Безопасности? Это – уже его дело.

Как вы думаете, нарушил ли Багдад резолюцию №1441?

М.Б. Я не имею никакой конкретной информации по этому вопросу, чтобы судить, нарушал ли Ирак резолюцию. Мы должны положиться на отчет Бликса и Эль-Баради.

Полагаете ли Вы, что Саддам Хусейн все еще имеет ядерный потенциал?

М.Б. В прошлом Ирак определенно обладал оружием массового поражения. Они использовали его против нашего народа в 1988 г.<Имеется в виду химическая бомбардировка Халабджи – ред.> Обладают ли они этим оружием в данный момент? Я не в таком положении, чтобы иметь возможность подтвердить или опровергнуть это.

Есть ли необходимость в военных действиях, чтобы свергнуть Саддама Хусейна?

М.Б. Я не думаю, что Саддам Хусейн уйдет добровольно. Я не думаю, что он сбежит или оставит страну.

Каково Ваше видение постсаддамовского Ирака? Будет ли другой президент, триумвират, президентский совет?

М.Б. Это еще неизвестно. Ничего определенно запланированного нет. Народу Ирака необходимо дать возможность самому определить, какое у него будет правительство. На Лондонской конференции был принят документ относительно переходного правительства. Но это еще может измениться.

Курдская оппозиция приняла лозунг «федерализма». Но в настоящий момент курды пользуются уровнем автономии, близким к абсолютной независимости. Ожидаете ли Вы, что эта ситуация сохранится после войны при федеральной системе?

М.Б. Федерализм – не только наш лозунг. Это – лозунг всех групп иракской оппозиции, которые согласились, что будущее правительство Ирака должно быть демократическим и парламентским. Эта проблема была решена, и ее решение было поддержано Соединенными Штатами.

Но все-таки – относительно управляемых курдами областей? Какое воздействие это окажет на вашу ситуацию?

М.Б. Наша ситуация не изменится сильно, потому что все будет оформлено в рамках законных структур, и отношения между нашей областью и центральным правительством будут основываться на принципах федерального союза.

В настоящее время, вы имеете собственную валюту, собственную армию. На какие уступки вы согласны в федеральном Ираке?

М.Б. Мы не имеем собственной валюты. Это – та же иракская валюта, но та, которая используется здесь, называется «Швейцарский динар», хотя фактически напечатана в Великобритании. Конечно, силы пешмарга войдут в состав иракской армии. Ясно, что в вопросы внешней политики, обороны и природных ресурсов, также как и финансовая политика, останется в компетенции федерального правительства. Остальное будет предоставлено региональным правительствам.

Расскажите о Ваших отношениях с Патриотическим Союзом Курдистана Джалала Талабани. Вы достигли понимания? Чего мы можем ожидать – борьбы за власть или сотрудничества?

М.Б. Конечно, будет сотрудничество. Борьба продолжится, но цивилизованным путем, с помощью выборов и бюллетеней. Каждая партия сможет демократически оценить свою реальную силу, вес и поддержку на данный момент. Конечно, мы – две разные партии. Мы могли бы выступать на выборах единым списком, или различными списками. Будет соревнование.

Каковы идеологические различия между ДПК и ПСК? Сторонние наблюдатели иногда озадачиваются наличием двух курдских партий, борющихся за одно и то же дело.

М.Б. (Смех). Не только сторонние – даже и внутри люди озадачены! Никаких различий нет. Безотносительно к тому, что написано в манифестах, мы – одни и те же. Различие – в историческом фоне и некоторых незначительных проблемах.

Каково нынешнее положение курдов на их длинном пути к независимости?

М.Б. Курды, подобно любой нации мира, имеют естественное право на независимое государство. Но время для этого еще не пришло. В настоящее момент, этот вопрос еще не может быть поднят.

«Галактический союз» (9 класс)

Тип урока – урок анализа и синтеза

Вид урока – игра

Форма урока – групповая работа

Цель – обобщение материала о «втором поколении» прав человека на основе интеграции предметов новейшая история и право.

Задачи:

Предметно-информационные:

- должны называть права человека, относящиеся ко второму поколению прав человека (социально-экономические и культурные права и свободы) – право на частную собственность, на труд, на социальное обеспечение, на достойный уровень жизни, свобода выбора занятий, право на образование и др.;

- должны называть исторические факторы, вызвавшие появление второго поколения прав человека.

Деятельностные:

- должны анализировать проблемы, связанные с осуществлением социально-экономических прав;

- должны учиться поиску путей решения поставленных проблем.

Оценочные:

- должны оценивать возможности сотрудничества в области прав человека различных международных, государственных и негосударственных институтов;

- должны научиться объективно оценивать работу, проделанную одноклассниками в процессе групповой деятельности.

Предварительная подготовка (средства обучения) – комплект текстов с описанием путешествий по числу групп, игральные кубики и карты мира по числу групп, таблица-схема с классификацией прав человека.

Сюжет игры

Из Космоса на Землю прибывает делегация Галактического Союза – организации, объединяющей разумные миры. Они уже давно наблюдают за Землей: многие члены Союза выступают за принятие землян в свою организацию, т.к. высоко ценят усилия жителей этой планеты по созданию общества высокой разумности и гуманности. Об этом свидетельствует, например, Всеобщая декларация прав человека, где изложены основные гражданские права, политические, социально-экономические права, Международные пакты о правах человека, а также создание ООН. Но недавно некоторые из членов группы по принятию Земли получили информацию о том, что не всем людям живется хорошо, не все имеют возможность жить достойно.

Поэтому ООН собирает экспертов из разных стран мира, формирует из них несколько комиссий, каждой из которых предлагается принять участие в подготовке ответов на вопросы Галактического Союза:

1). Что значит жить достойно?

2). Что человечество сделало для достойной жизни?

3). Что мешает всем людям жить достойно?

4). Каковы возможные пути решения проблем?

ООН дает возможность каждой комиссии совершить 4 путешествия в разные точки земного шара и посмотреть, как обстоят дела. Каждая комиссия подготовит отчет по одному из вопросов.

Роли:

«Посланец Галактического Союза». Поясняет сюжет, дает задания, на заключительном этапе игры выясняет те вопросы, которые ему «непонятны», направляя дискуссию.

«Представитель ООН». Организует работу групп, особенно при подготовке отчета.

Ход игры.

Введение в ситуацию и деление на группы (4 комиссии).

Работа в группах. Каждая комиссия получает комплект из 4 бланков с вопросами Галактического Союза и пытается самостоятельно найти ответы.

Путешествия. Представитель комиссии получает карту мира и 4 раза бросает кубик: это значит, что группа (комиссия) совершит путешествие в 4 точки из 6 отмеченных на карте. Описания путешествий выдаются с соответствующим номером. В них освещены различные проблемы, связанные с осуществлением социальных прав. Кое-где содержатся намеки на возможные пути решения проблем. В ходе путешествий группы заполняют свои ответы на бланках новыми идеями.

Подготовка отчетов. Выдаются чистые бланки с одним из четырех вопросов (дополнительный комплект), и на нем объединяются тексты ответов всех групп. Ведущий может помочь в этой работе, задавая провокационные или наводящие вопросы, например: «Кто виноват в том, что появилась данная проблема, - государство, все человечество, кто-либо еще?», «Что могут сделать простые люди для решения этой проблемы? Государство? Международное сообщество?».

Заключительная дискуссия. Представители комиссий зачитывают свои отчеты, они обсуждаются.

В ходе дискуссии представляется важным сделать упор на понятие «достойный уровень жизни». Можно предложить от имени Галактического Союза формулировку, не содержащуюся в Декларации прав человека, и решить, вписывать ее туда или нет, а также порассуждать о том, какие статьи, которые бы обеспечили подобное состояние человека, должны быть в Декларации. Следует обратить внимание учащихся на проблемный характер обеспечения этих прав. Очень важно подчеркнуть, что многие вопросы получили статус глобальных проблем (проблема голода, войны и мира, экологии и т.д.), то есть их нельзя разрешить в отдельно взятой стране. Желательно рассмотреть возможности решения этих вопросов на разных уровнях: с помощью негосударственных организаций (может быть, ребята знают какие-нибудь из них в своем городе, области); государства (целесообразно обсудить роль налогов, а также функционирования системы социального обеспечения); международного сообщества (можно предложить учащимися назвать, если они знают, какие специальные комитеты должны быть в ООН, если не знают – пусть придумают. Можно познакомить их с эмблемами комитетов).

Завершение игры. Несколько вариантов:

Принятие Земли в Галактический Союз.

Земле дается срок для разрешения ее проблем (лет 150-200).

Посланцы улетают за ответом комитета Галактического Союза. В этом случае у них могут возникнуть новые вопросы как по этой, так и по другим темам.

Тексты.

Бывшая Югославия.





Похожие курсовые работы

1. Готовый бизнес план

2. Бизнес план магазина одежды бизнес план магазина

3. Готовый план конспект для класса баскетбола

4. Бизнес план производства одежды на года

5. Экономика курсовая бесплатно бизнес план подстанции

6. Курсовая бизнес план интернет магазина

7. План конспект урока по физической культуре баскетбол

8. Бесплатный курсовая бизнес план

9. Готовый План тренировки для начинающих

10. Бизнес план цветоводства

11. План характеристики одного из металлургических баз

12. План урока по баскетболу для класса урока

13. План конспект урока по боксу в

14. Физкультура план конспект урока

15. План конспект урока физкультуры по л а

Курсовые работы, рефераты и доклады