Государственное устройство Финляндии
Доклад по политологии студента 3 курса исторического факультета Вострокнутова Максима
Москва - 2010
Государственный академический университет гуманитарных наук
Государственное устройство
Финляндия — демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция — Основной закон Финляндии была принята 11 июня 1999 г. и вступила в силу с 1 марта 2000 г. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию:
- Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 — изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000);
- Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922;
- Закон о Высшем суде (1922);
- Парламентский Устав (1928).
В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 г. страна перешла от президентской к парламентской демократии.
Согласно Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней:
в Эдускунт — однопалатный парламент;
выборы президента (на 6 лет);
выборы в местные органы власти (446 коммун);
выборы 16 депутатов в Европарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.
С марта 2000 г. этот пост занимает избранная а качестве кандидата от Социал-демократической партии Тарья Халояен (после избрания в соответствии с традицией вышла из партии) - первая женщина-президент в истории страны, в 2006 году переизбрана на второй срок (2006-2012). Глава государства осуществляет руководство внешней политикой совместно с правительством, утверждает законодательные акты и постановления, назначает членов правительства и высших государственных должностных лиц, является верховным главнокомандующим Оборонительными силами.
Вместе с однопалатным парламентом – Эдускунтом - он осуществляет законодательные функции. В составе парламента, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования, 200 депутатов. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство.
По итогам парламентских выборов, 17 апреля 2007 г. было назначено правительство, состоящее из представителей четырёх партий: «Финляндского центра», Национальной коалиционной партии, Союза «зеленых» и Шведской народной партии. Премьер-министр – Матти Ванханен («Финляндский центр»). Подробнее о политических партиях Финляндии см. главу 5.
Правительство Финляндии — Государственный совет — осуществляет общее руководство страной. В его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им министерства, и министры без портфелей.
Премьер-министр избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители от партийных групп Эдускунты знакомятся с программой правительства и его составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он представил Эдускунте то лицо, которое предлагается кандидатом в премьер-министры.
Если кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов.
Административное устройство
Низшая административно-территориальная единица страны — коммуна (община). Из-за слияний их число почти каждый год сокращается. К 2010 году насчитывается 342 коммуны.
Коммуны объединены в 20 провинций, управляемых провинциальными советами. Провинции служат для развития и взаимодействия составляющих их коммун.
Кроме того коммуны в пределах провинций объединены в 72 субпровинции, представляющие собой экономические регионы.
До 2010 года провинции были объединены в губернии (ляни), которые управлялись правительствами во главе с губернаторами, назначаемыми президентом страны. 1 января 2010 года губернии упразднены, и образованы агентства регионального управления.
Крупнейшие города Финляндии: Хельсинки — 583 549 жителей, Эспоо — 244 474 жителей, Тампере — 211 633 жителей, Турку — 176 242 жителей, Оулу — 139 275 жителей.
Правовая система
Финляндия входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также местные правовые обычаи (объявление Финляндии в 1581 г. Великим княжеством в составе Швеции не изменило ее правовую систему). Важнейшая роль в правовой истории Финляндии принадлежит Закону Шведского государства 1734 г. - фундаментальному своду законов, в составлении проекта которого принимали участие как шведские, так и финские юристы. Он состоял из 9 разделов, в которых подробно излагались многие институты гражданского, торгового и семейного права, а также уголовного права и судопроизводства. По существу, Закон 1734 г. являлся кодификацией ранее изданных шведских законов, где в существенной мере были использованы и нормы обычного права, однако некоторые правовые институты он регулировал впервые. Закон 1734 г. послужил основой для дальнейшего развития законодательства Швеции и Финляндии, а некоторые его нормы продолжают действовать в этих странах и поныне. Законодательные изменения, в частности в Финляндии, вносились либо непосредственно в текст соответствующих разделов Закона 1734 г., либо путем издания отдельных актов, самостоятельно регулирующих тот или иной правовой институт или целую отрасль (уголовное право).
С 1809 г. после присоединения к России (в результате Русско-шведской войны) в Великом княжестве Финляндском в условиях автономии сохраняли силу ранее действовавшие шведско-финские законы. После того как в 1863 г. был созван Сейм, уполномоченный принимать законы (они подлежали одобрению со стороны российского императора), на протяжении нескольких десятилетий финляндское законодательство было весьма существенно обновлено в самых различных отраслях: издан ряд таких важнейших актов, как Уголовный кодекс, законы о банкротстве, об опеке и др., внесены изменения в законодательство, регулирующее торговлю, банковское дело, наследование и многое иное. Период 1863-1890 гг., после которого царское правительство резко ограничило автономию Великого княжества, некоторые исследователи называют "золотым веком" в истории финляндского законодательства. После революции 1905 г. трудящимся Финляндии удалось добиться издания нескольких законов, частично обеспечивающих их социальные права.
В след за признанием Советским правительством государственной независимости Финляндии (декабрь 1917 г.), поражением рабочей революции (1918 г.) и провозглашением буржуазной Финляндской Республики (1919 г.) начался процесс весьма существенных преобразований финского права. Однако проведенные до настоящего времени реформы, затронувшие многие его отрасли, все же не привели ни к полной кодификации всей системы законодательства, ни к изданию кодексов, которые бы по-новому регулировали какую-либо большую отрасль права.
Среди актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон 1919 г. Наряду с этим и другими конституционными законами парламент издает и так называемые обычные законы, составляющие основной массив законодательства в стране. Президент вправе совместно с Государственным советом издавать декреты по вопросам экономического характера, управления государственным имуществом и организации деятельности государственных учреждений. В свою очередь Государственный совет и отдельные министры могут в пределах своей компетенции издавать распоряжения - подзаконные нормативные акты. Эти акты наряду с законами и законопроектами, вносимыми в парламент Государственным советом, подлежат опубликованию на финском и шведском языках. Обеспечению равноправия языков придается большое значение и в делопроизводстве, и в деятельности судебных учреждений.
Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.
Существенное влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с 1870 г. сближение права северных государств, к которому страна официально присоединилась в 1919 г. (ныне Финляндия наряду с Данией, Исландией, Норвегией и Швецией участвует в соответствующем соглашении о сотрудничестве 1962 г.). Проекты законодательных актов, подготовленные комиссиями экспертов-юристов из этих стран, были использованы при издании финских законов в сфере семейного, торгового права, страхования, морского права и др. Однако финский законодатель не всегда следует общему образцу. Например, в отличие от всех других скандинавских государств здесь не был принят закон о купле-продаже.
Судебная система.
Высшим звеном в системе общих судов в Финляндии является Верховный суд, основанный в 1918 г. Он состоит из президента суда и 21 судьи. Суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов по гражданским и уголовным делам в коллегиях из 5 судей. Наиболее важные вопросы обсуждаются на пленарных заседаниях. Обжалование судебных решений в Верховный суд допускается, как правило, лишь с разрешения Верховного суда, выдаваемого коллегией из 3 судей в тех случаях, когда этого требуют интересы единства судебной практики, или в целях исправления существенной судебной ошибки. Верховный суд может также давать заключения по законопроектам.
Апелляционные суды, старейший из которых был основан в г. Турку в 1623 г., действуют в 6 больших городах в разных частях страны. Они состоят из президента и постоянных (а иногда и временных) членов суда. Апелляционные суды рассматривают жалобы в коллегиях из 3 судей на постановления нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. Наиболее важные дела по указанию президента суда рассматриваются на пленарных заседаниях. В большинстве случаев эти суды выступают в качестве последней инстанции. Они также рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные дела о государственной измене и о преступлениях высших должностных лиц. Процедура разбирательства дел в этих судах, кроме рассматриваемых по первой инстанции, носит письменный характер: судьи анализируют представленные документы в отсутствие (как правило) подсудимых, сторон или их представителей, которым впоследствии сообщается о вынесенном решении.
Окружные и городские суды - низовое звено судебной системы Финляндии. Они рассматривают по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел (кроме указанных выше). Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. Окружные суды (их около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших статус города после 1959 г. Городские суды (их 10) действуют в так называемых старых городах. Окружной суд состоит из профессионального судьи и 5-7 непрофессиональных судей (асессоров). При расхождении позиций судьи и асессоров решение выносится исходя из мнения всех асессоров, если они единодушны, но если хотя бы один из них присоединится к мнению судьи-профессионала, то от имени суда выносится именно их решение. Городской суд обычно состоит из 3 профессиональных судей во главе с председателем. Дела рассматриваются в коллегиях из 3 человек и в тех судах, где судей больше.
При разбирательстве большинства гражданских дел (кроме морских и некоторых других) в окружных и городских судах не проводится предварительная подготовка дела к слушанию, обмен письменными документами между сторонами и т.п. Имеется запрет на обжалование решений по малозначительным гражданским делам.
В дополнение к общим судам в Финляндии имеется несколько видов судов специальной юрисдикции. Суды по трудовым делам, созданные в 1946 г., рассматривают споры, возникающие в связи с исполнением коллективных договоров. В состав такого суда входят 3профессиональных юриста и по 3 представителя от объединений нанимателей и профсоюзов. Решения его не подлежат обжалованию. Споры между отдельными работниками и нанимателями рассматриваются в окружных или городских судах. 3 суда по водным делам, каждый в составе судьи-председателя и 2 инженеров водного транспорта, рассматривают споры о выдаче разрешений на использование водных путей, а также некоторые гражданские и уголовные дела. Их решения могут быть обжалованы в Апелляционный суд по водным делам, а затем и в Верховный суд (в некоторых случаях - в Верховный административный суд). Действуют также 4 суда по земельным спорам; суд по маркетингу, призванный защищать права потребителей и разбирать дела о нарушениях правил торговли; суд по страхованию, разбирающий споры о назначении пенсий (решения этого суда обжалованию не подлежат) и т.п. При возникновении споров по торговым делам может быть использована процедура принудительного арбитражного разбирательства, в частности путем обращения в арбитражную комиссию Центральной торговой палаты в Хельсинки.
Наряду с судами общей и специальной юрисдикции в Финляндии имеется развитая система административной юстиции. Ее возглавляет Верховный административный суд. Он состоит из президента и 21 судьи. Коллегия из 5 судей рассматривает жалобы на решения нижестоящих административных судов, именуемых судами губерний, а также на решения Государственного совета, распоряжения министров, предписания губернаторов и некоторых других исполнительных органов. При необходимости собирается пленарное заседание Верховного административного суда. Административные суды губерний (их 12 по числу губерний) разбирают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и действия административных органов. Большинство рассматриваемых ими дел относится к сфере налогов. Ни административные, ни какие-либо другие суды не могут оценивать конституционность актов, принятых парламентом.
Особой юрисдикцией по Конституции обладает также Государственный суд, который рассматривает обвинения в отношении членов Государственного совета или канцлера юстиции, юридического уполномоченного Эдускунты, или членов Верховного суда, Верховного административного суда, связанные с нарушением законности, совершенным ими при исполнении служебных обязанностей. В Государственный суд входит президент Верховного суда в качестве председателя, а также президент Верховного административного суда и 3 старейших по должности президента надворных судов, а также 5 членов, избираемых Эдускунтой сроком на 4 года.
В системе государственных органов Финляндии особое место принадлежит Канцлеру юстиции. Он назначается Президентом пожизненно и следит за соблюдением законов властями (в том числе самим Президентом, Государственным советом и министрами), осуществляет в ряде случаев уголовное преследование и выступает в качестве юридического советника Президента и правительства.
Большинство судей в Финляндии занимают свои должности по назначению. Президенты Верховного и Верховного административного судов назначаются Президентом Республики. Он же назначает судей этих, а также апелляционных судов, но уже с учетом рекомендаций данного и вышестоящего (для апелляционного) судов. Профессиональные судьи окружного и городского судов назначаются Верховным судом, асессоры - муниципальным советом сроком на 4 года. Судьи судов губерний - органов административной юстиции назначаются Президентом Республики или Государственным советом. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (в 70 лет они обязаны уйти в отставку) и могут быть смещены лишь по судебному приговору, кроме случаев назначения на вышестоящую судейскую должность с их согласия.
Преступления расследуются, как правило, полицией. В суде первой инстанции низового звена уголовное преследование осуществляется городским прокурором, в сельской местности - начальником окружной полиции или его заместителем, в апелляционном суде - прокурором при этом суде. В системе административных судов могут выступать так называемые государственные представители - их функции напоминают роль прокурора в общих судах. Все органы обвинения действуют под надзором Канцлера юстиции. Полиция, прокуроры и суд располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование, например если обвиняемый согласен уплатить штраф за малозначительное преступление без судебного разбирательства дела.
Генеральная прокуратура в Финляндии как самостоятельный орган была образована и начала действовать с 1997 г. До этого прокуроры входили в состав Министерства юстиции. Таким образом, прокуратура вышла из системы исполнительной власти и была отнесена к судебной. Генеральный прокурор и его заместитель назначаются Президентом страны по рекомендации Государственного совета. Государственные прокуроры (национальный уровень) назначаются Государственным советом по рекомендации генерального прокурора, а местные прокуроры - последним самостоятельно.
Обвиняемый в уголовном процессе и участник гражданского дела вправе иметь адвоката, хотя они могут и сами защищать свои интересы или направить в суд личного представителя (по малозначительным уголовным делам - даже без явки обвиняемого в судебное заседание). Титул адвоката носят лишь лица, окончившие юридический факультет одного из финляндских университетов и принятые в Финский союз адвокатов после трехлетней стажировки у опытного защитника или иной юридической практики. Общее наблюдение за деятельностью адвокатов осуществляет Канцлер юстиции. Имеется система бесплатной юридической помощи для лиц, испытывающих финансовые затруднения. Ее оказывают либо адвокаты, либо специально на то уполномоченные муниципальные советники.
В 1920 г. в Финляндии учреждена должность парламентского омбудсмана (юридического уполномоченного), избираемого на 4 года парламентом и подотчетного ему. Омбудсман осуществляет контроль не только за соблюдением прав и свобод человека, но и вообще за законностью в деятельности исполнительной и судебной властей, а также чиновников органов местного самоуправления. Для этого ему предоставлено право присутствовать на заседаниях соответствующих органов, требовать от них необходимые документы, возбуждать преследование против виновных лиц.
Согласно Закону о защите потребителя 1978 г. учреждена и самостоятельная должность омбудсмана потребителей. Ему поручено следить за соблюдением правил торговли, прежде всего на стадии заключения договоров купли-продажи, и иными путями защищать интересы потребителей.
Для осуществления надзора за государственными финансами и выполнением государственного бюджета Эдускунта избирает из своей среды государственных ревизоров. Кроме того, для проверки государственных финансов и исполнения государственного бюджета имеется связанное с Эдускунтой Государственное ревизионное управление, которое является независимым. Государственные ревизоры и Государственное ревизионное управление имеют право получать от государственных органов и других подконтрольных служб сведения, необходимые им для выполнения их обязанностей.
Политические партии Финляндии.
Социал-демократическая партия (СДПФ) (SDP) создана в 1918 году на базе старой рабочей социал-демократической партии, основанной сто десять лет тому назад в 1899 году. СДПФ (ок. 100 тыс. членов) опирается на поддержку большей части рабочих, имеет существенное влияние среди служащих с низким и средними доходами, мелких предпринимателей, радикально настроенной интеллигенции. Играет ведущую роль в профсоюзном движении. Входит в Социнтерн, тесно сотрудничает с социал-демократическими партиями Скандинавских стран. По программе и политической направленности партия представляет социал-демократическое движение Северных стран, в котором много внимания уделяется развитию так называемого государства всеобщего благоденствия. Партия стремиться к снижению разницы в доходах населения, к социальному обеспечению высокого уровня. В 1995 году председатель – Пааво Липпонен. На выборах 1995 года партия имела в парламенте 63 мандата (28, 3%), на выборах 21 марта 1999 года число мандатов сократилось с 62 до 51, что составило 22, 9%. Это было большое поражение партии. Социал-демократами были президенты Финляндии Марти Ахтисаари (1994-1999 г.п.), Муно Койвисто (1982-1994 г.п.).
Партия Финляндский центр (ПФЦ) (Kesk) создана в 1906 году, До 1965 года называлась Аграрный союз, до 1998 года – Партия центра. Партия насчитывает более 280 тыс. членов. На протяжении почти всего периода независимости страны партия центра входила в состав правительства. Однако после поражения на парламентских выборах 1995 года перешла в оппозицию. Опирается преимущественно на сельское население, мелкие и средние предпринимательские круги в городах. Входит в Либеральный интернационал. На выборах 1995 года в парламенте было 19, 9% (45) членов партии. В 2003 году - 22, 5% (48). Председатель – Эско Ахо. К аграрной партии, предшественнице партии центра, принадлежали президенты Финляндии Лаури Реландер (1925-1931 г.п.), Кюести Каллио (1937-1940 г.п.)
Национальная коалиционная партия (НКП) (Кок) создана в 1918 году, насчитывает около 80 тыс. членов. Это самая крупная партия правых в Финляндии. Финляндия единственная страна Западной Европы, где правящая правая партия на протяжении долгого времени сотрудничает в правительстве с левыми. Придерживается в политическом плане традиционных консервативных позиций, тесно связана с промышленным и финансовым капиталом, пользуется поддержкой лиц наемного труда, имеющих высшее образование и высокую зарплату. Последние годы партия стремиться избавиться от консервативных традиций и во все большей степени становиться партией рабочих, а не работодателей. Временами стираются различия между политическими взглядами коалиционной партии и социал-демократов. Входит в Европейский демократический союз. На выборах 1995 года число мандатов 39 (17, 9%), 1999 год – 46 (22, 5%). Председатель – Саули Ниинисте. К партии национальной коалиции принадлежали два президента Финляндии: Петр Эвинд Свинхувуд (1931-1937 г.п.), Юхо Кусти Паасикиви (1946-1956 г.п.). Из политиков последнего времени известны бывший премьер-министр Харри Холкери.
Левый союз Финляндии (ЛСФ) (La) создан в апреле 1990 года по инициативе и на базе Демократического союза народа Финляндии (ДСНФ), образованного в 1944 году и в 1990 году заявившего о своем самороспуске, а так же Коммунистической партии Финляндии (КПФ), созданной в 1918 году и принявшей в апреле решение о переносе своей деятельности в ЛСФ. Политическая линия партии в настоящее время не имеет существенных отличий от линии социал-демократов. Сторонники партии левых сил, как правило, - промышленные рабочие. Создатели ЛСФ преследуют цель превратить союз в основу широкого движения, объединяющего левый фланг финского общества. На практической политике Союза левых сил по-прежнему сказывается начавшееся в девяностых годах XX века разделение коммунистов на два крыла. Одно крыло придерживается более умеренных, другое – более категоричных взглядов. Из нынешних 20 членов парламентской фракции 12 относятся к более умеренным и 8 – к сторонникам более категоричных взглядов. Вторым труднее одобрить сотрудничество в правительстве с правыми. На выборах 1999 года представителей ЛСФ составило 10, 9% (20 членов). Председатель – Суви-Анне Сиимес - самый известный политик Союза левых сил.
Шведская народная партия (ШНП) (SFP) создана в 1906 году, насчитывает около 50 тыс. членов. Принадлежит к политическому центру. На первый план выдвигает защиту интересов шведоязычного населения Финляндии. Доля ее сторонников довольно точно совпадает с долей шведского населения Финляндии. Шведский – родной язык около 6% жителей Финляндии. В парламенте, состоящем из 200 депутатов, 12 представители шведской народной партии. Шведоязычное население живет в основном на побережье страны. Среди сторонников партии много сельского населения, жителей шхер. Благодаря гибкой политике, шведская народная партия активно участвует в работе правительства. Все уже привыкли к тому, что из года в год, независимо от состава правительства, в нем всегда представлена шведская народная партия. Входит в Либеральный интернационал. На выборах 1999 года представителей ШНП - 5.1% (11 чл.). Председатель – Ян-Эрик Энестам.
Христианский союз (ХС) (SKL), основан в 1958 году. Насчитывает около 18 тыс. членов. Как политическая сила выступает с 1970 года его платформа – защита христианских ценностей, сохранение самобытности финской культуры. В последнее время становиться все более универсальным. Партия близка к политическому центру, она придерживается консервативных взглядов, однако в то же время много внимания уделяет социальным вопросам. Христианский союз имеет 10 (4, 2%) депутатов в парламенте. На выборах Председатель – Беярне Каллис.
Союз «зеленых» Финляндии (GU) возник в конце 70-х годов как широкое общественное движение за охрану окружающей среды, начал оформляться в политическую партию в начале 80-х годов. Идейно-политическое и организационное оформление завершилось в 1990 году. В идеологическом плане «зеленые», популярность которых растет, не причисляют себя ни к буржуазному, ни к левому флангу. Правда союзу «зеленых» не удалось приобрести такую широкую поддержку как соответствующим партиям в Германии и некоторых других странах Центральной Европы. В Финляндии зеленых поддерживают в основном образованная городская молодежь. Партия зеленых на парламентских выборах в 1999 году увеличила число депутатов до 12 (7, 2%). Успех объясняется удачным участием в политике председателя партии, женщина из Тампере, дипломированный инженер Сату Хасси.
Список литературы
Были использованы материалы сайта: http://e-finland.ru/
Были использованы материалы сайта: http://finlandia.name/
Были использованы материалы сайта: http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/finlayndiy.html
Были использованы материалы сайта: http://finoved.madistudio.com/
1. Внешняя политика России в начале века краткий ответ
2. Внешняя политика Первых Романовых в России века
3. Внешняя политика россии в первой четверти века
4. Внешняя политика россии в веке кратко
5. Внутренняя и внешняя торговля россии в начале века
6. Внешняя политика россии кратко
7. Внешняя политика России кроссворд
8. Курсовая налоговая политика в россии на современном этапе
9. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИ В НАЧАЛЕ ВЕКА
10. Таблица политические партии россии в начале века
11. Политические партии россии в начале хх века таблица
12. Политические партии в россии в начале века таблица
13. Культура россии в первой половине века презентация
14. Амортизационная политика россии