Верификация
А.А. Грицанов
Верификация (от лат. verificatio — доказательство, подтверждение) — установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений, Этот термин получил широкое распространение в связи с неопозитивистской программой эмпирического обоснования науки. С т.зр. неопозитивизма, эмпирический базис науки образуют абсолютно достоверные протокольные предложения, выражающие «чистый» чувственный опыт субъекта. Лишь те предложения науки истинны и осмысленны, которые могут быть верифицированы, т.е. сведены к протокольным предложениям. Задача логического анализа науки заключается в том, чтобы, с одной стороны, связать научные утверждения с протокольными предложениями и обеспечить науке прочный эмпирический базис, а с др. стороны — очистить язык науки от неверифицируемых, следовательно, бессмысленных предложений. При осуществлении этой программы встали две главные проблемы: выяснение природы протокольных предложений и разработка процедур В. Попытки неопозитивистов решить эти проблемы привели их к новому пониманию эмпирического языка — как языка, фиксирующего факты и результаты наблюдений и экспериментов, и к признанию косвенной верифицируемости: лишь небольшое число научных предложений должно быть непосредственно сводимо к протокольным, все остальные предложения верифицируются косвенно — благодаря их логической связи с непосредственно верифицируемыми предложениями, В современной философии науки термин В. употребляется редко, причем в самом широком смысле: верифицировать некоторое предложение или теорию — значит как-то (прямо или косвенно) подтвердить ее с помощью эмпирических процедур — наблюдения или эксперимента.
***
Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение лат. verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы (равно как и частного, конкретно-научного утверждения) на основе их соответствия эмпирическим данным (прямая или непосредственная В.) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная В.).
Концепция верификационизма была разработана участниками Венского кружка, нередко ссылавшихся в этой связи на идею Витгенштейна о том, что «понимать предложение – значит знать, что имеет место, когда оно истинно». (Хотя сам Витгенштейн как-то отметил: «Одно время я часто повторял, что для прояснения употребления какого-нибудь предложения не плохо было бы задаться вопросом – как можно верифицировать это утверждение? Но это лишь один способ прояснить употребление слова или предложения... Некоторые люди превратили данный мной совет обратиться к верификации – в догму, представив дело так, будто я выдвигаю теорию значения»). Первая эксплицитная формулировка принципа верифицируемости была осуществлена Ф.Вайсманом в работе «Логический анализ понятий вероятности» (1930). В рамках логического позитивизма принцип верифицируемости мыслился (содержательно исчерпываясь почти полностью в рамках формализованного представления методов Маха и К.Пирсона) критериально исчерпывающим способом апробации научных утверждений, понятых в качестве «протокольных предложений» как фиксаций данных непосредственного опыта.
Согласно Шлику, «первоначально под «протокольными предложениями» понимались – как это видно из самого наименования – те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо еще, – факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в «протокольных предложениях», без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания». Возможный логический алгоритм осуществления верификационной процедуры Шлик характеризовал так: для того, чтобы верифицировать суждение А, необходимо вывести из него посредством истинных суждений A1, А2, А3... Ак – последовательную цепочку суждений A1, A2, А3... Ак. Последний член этой последовательности должен являться суждением типа «... в таком-то месте, в такое-то время, при таких-то обстоятельствах переживается или наблюдается то-то».
Поскольку предложения, только и могущие, согласно концепции Венского кружка, фигурировать в научном знании делятся на два класса:
1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, – аналитические, логические истины
2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук – фактические истины.
Прочие же предложения или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны («метафизические» или философские предложения, оперирующие с понятиями типа «материя», «абсолют», «принцип» и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение – способу его В. Позже, в книге «Философия и логический синтаксис» (1935) Карнап разграничил косвенную и прямую В. Первая предполагала непосредственную В. исходного высказывания: на основе уже известного и апробированного посредством В. закона осуществляется предсказание, конституируются необходимые условия и предсказание верифицируется.
Вследствие очевидности того, что не допускали чувственной В. многие подлинно научные предложения –
а) «общие» предложения, не могущие быть подтвержденными конечным количеством опытных процедур
б) предложения, касающиеся будущего и прошлого, не подвластных сиюминутному наблюдению, – принцип В. был смягчен в идею «возможной проверяемости» (в принцип «верифицируемости»).
Наука 20 в., опровергнувшая процедуру В., как и сопряженную с ней идею независимости «чистого опыта» от самого экспериментатора, отдала некоторое предпочтение идее фальсификации и ориентировалась на элиминацию В. из дисциплинарного арсенала философии. Так, в докладе на Xiv Международном философском конгрессе (1968) Айер предложил интерпретировать принцип В. как требование, чтобы гипотеза науки хотя бы «нетривиально фигурировала в теории, которая, взятая как целое, была открыта для подтверждения». (См. также Айер, Шлик, Карнап, Поппер, Гипотеза, Истина, Опыт, Теория, Фальсификация, Венский кружок.)
Список литературы
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998
Carnap R. Testability and Meaning // Philosophy of Science. 1937. Vol. 4, Источник: «Философский энциклопедический словарь", Используемые сокращения,
1. Аристотель интересные факты из жизни ученого
2. Аристотель и Птолемей интересные факты из жизни
3. Интересные факты из жизни ученых аристотель птолемей
4. Аристотель интересные факты из жизни
5. Птолемей интересные факты из жизни ученого
7. Интересные факты из жизни ученого птолемея
8. Интересные факты из жизни аристотеля и птолемей
9. Курсовая конфликтология семейной жизни
10. Вернадский суть книги начало и вечность жизни
11. Интересные факты из жизни птолимея
12. Здоровый образ жизни курсовая
13. Анализ стиха Пушкина Телега жизни
14. Интересные факты из жизни Аристотеля и Птолимея
15. Интересные и важные факты из жизни теофраста