Курсовая международное право

Лекция. Важнейшие подотрасли международного публичного права.

1. Международное морское право.

2. Международное воздушное право.

3. Международное космическое право.

1. Международное морское право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов. Данная подотрасль является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация была осуществлена впервые лишь в 1958 г. в Женеве Первой Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции:

* о территориальном море и прилежащей зоне;

* об открытом море;

* о континентальном щельфе;

* о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Произошедшие в последнее время изменения в эксплуатации ресурсов Мирового океана нашли свое отражение в новых конвенциях - например, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которую подписали 157 государств, а также ЕЭС.

Пространства Мирового океана с международно-правовой точки зрения подразделяются на

* пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

* пространства, на которые не распространяется суверенитет одного из них.

Принадлежность какого-либо пространства к одной из указанных категорий определяется правовым статусом и правовым режимом.

К первой группе традиционно относятся: внутренние морские воды, территориальное море, архипелажные воды и т.д.. Ко второй группе принадлежат: прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т.д.

Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (Белое море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство.

Указанные выше правила отсчета не относятся к историческим заливам, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов Залив (Канада) и т.д.). Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежном государством по его усмотрению, т.е. регламентировано внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства.

В интересах развития международных отношений прибрежное государства открывают свои порты для свободного захода иностранных судов без дискриминации. Правда это не распространяется на иностранные военные суда. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних (или архипелажных вод), называется территориальным мрем или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Согласно Конвенции 1982 г. “каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время тем не менее около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит.

Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.

Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства.

Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским пространством и т.д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря своему суверенитету.

Дополнительная морская зона за пределами территориального моря, создаваемая для осуществления в ней контроля прибрежного государства с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил, называется прилежащей зоной. Прилежащие зоны сохраняют статус открытого моря, на которое суверенитет государства не распространяется. В Конвенции 1958 г. зафиксировано право государства устанавливать прилежащую зону в пределах до 12 морских миль. Однако Конвенция 1982 г. указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль.

Под континентальным шельфом с геологической точки зрения понимается подводное положение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон. С международно-правовой точки зрения под континентальным шельфом понимается морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Прежде всего в расчет принимаются соображения экономического характера (кораллы, губки, залежи полезных ископаемых и т.д.). Международное право (Конвенция 1982 г.) устанавливает максимальную ширину континентального шельфа в 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины 2500 м. Признается суверенитет прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Права прибрежного государства на континентальный шельф не распространяются на покрывающие его воды, и воздушное пространство над ним. Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами.

Район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, называется экономической зоной. В этом районе нормами международного права прибрежному государству предоставляется суверенное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности. Конвенция 1982 г. предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промыслах живых ресурсов в исключительной экономической зоне. Однако это право может быть осуществлено только пол соглашению с прибрежным государством. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 миль.

На части моря, расположенные за пределами исключительной экономической зоны в сторону от берега, Конвенция 1982 г. распространяет действие правового режима, который традиционно применялся к открытому морю. На этом пространстве все государства пользуются свободой на основе равенства. Дно Мирового океана, расположенное под открытыми водами, называется международным районом морского дна, ресурсы которого Конвенция 1982 г. объявила “общим наследием человечества”. При этом Район открыт для эксплуатации исключительно в мирных целях. В соответствии с данной Конвенции должен быть создан Международный орган по морскому дну, который будет осуществлять контроль над добычей ресурсов. Главными органами Международного органа по морскому дну являются Ассамблея, Совет, включающий 36 человек, избираемых Ассамблей, а также Секретариат.

Под закрытым морем понимается море, которое омывает берега нескольких государств и по своему географическому положению не может быть использовано для транзитного прохода через него в другое море. Доступ из открытого моря в закрытое море осуществляется по узким морским путям, ведущим только к берегам государств, расположенных вокруг закрытого моря. В качестве примера можно привести Черное и Балтийское моря.

Проливы - естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (Лаптева), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства.

Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:

* части открытого моря (или экономических зон);

* части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств.

В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для международных проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего это означает свободный транзитный проход через международные морские проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности прибрежному государству его остановить.

Правовой статус и режим отдельных наиболее важных международных поливов регламентирован специальными конвенциями (Черноморские поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).





Похожие курсовые работы

1. 1 электрооборудование бурового станка сбш 250 мн 2 электропривод карьерного экскаватора 3 а также курсовая о горных машинах и электрооборудовании

2. Готовые презентации по теме международное право

3. Курсовая аграрное право

4. Аграрное право учебник аграрно

5. Аграрное право Быстрова

6. Аграрное право под ред м и козырь

7. М и козырь аграрное право

8. Учебник аграрное право

9. Аграрное право украины

10. Авторское право Украина список литературы

11. Курсовая административное право

12. Авторское право курсовая

13. Гражданское процессуальное право курсовая

14. Курсовая на тему государство и право их соотношение

15. Римское право залоговое право решение задач

Курсовые работы, рефераты и доклады