Курсовая консультирование в социальной работе

Российский государственный педагогический университет

имени А.И Герцена

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогике и социальной работы

Социально - педагогическое консультирование

Курсовая работа на тему:

Социально – педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений.

Выполнила студентка 330 группы

Топчий М.В.

Проверила: кандидат

педагогических наук;

доцент кафедры социальной

педагогики и социальной работы

Зинкевич Е.Р.

Санкт-Петербург

2003год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях

§1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений……………………………………………………………..7

§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот (социальных сирот)…………………………………………………...10

ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей в сиротских учреждениях Санкт- Петербурга

§1.Мониторинг современных сиротских учреждений……………..16

§2.Изучение мнения современных школьников о детях – сиротах (социальных сирот)…………………………………………………..27

§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………38

Крик…Мама!..

Вокруг тишина, и только холодные стены,

Как в омуте пронизывают насквозь.

Женщина в белом халате берет за руку,

Ведет по длинному коридору:

“Теперь это твой дом”

Слезы на глазах,

Изнутри еле слышный крик… Мать…

Т.М.

ВВЕДЕНИЕ

Интернат для сирот - это клиника, где встречаются всякие

недомогания души и тела при слабой сопротивляемости

организма, где отягощенная наследственностью, мешает

задерживает выздоровление. И если интернат не будет

моральным курортом, есть угроза, что он станет очагом заразы.

Я.Корчак

В условиях нестабильности социально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктуры отмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства. В 2000 году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за три года этот прирост составил почти 120 тысяч человек.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины как естественные.

В исследовании Л.М. Шипицыной [2,с.6-8] выделены следующие причины сиротства:

- ведущей причиной является алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда-жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тысяч детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них 43,0 тысяч в 2000г отбирается через лишение родительских прав.

- увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-за неестественных причин. Если 5-7 лет назад доля «круглых» сирот составляло примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30%.

- увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся.

- увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия.

- отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса - невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.

«Когда кричит душа? Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Боль о том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить, задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать на тебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимают тебя к стене и не дают свободно дышать… Может это волнует не всех, ведь у каждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни ».

(Из сочинения воспитанницы детского дома, [10, с.4]).

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.

Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:

  1. Определить понятие «социально- педагогическое консультирование».

  2. Проанализировать по данным литературы основные социально-педагогические проблемы детей сиротского учреждения.

  3. По данным литературы определить основные подходы и направления социально - педагогического консультирования.

Объект исследования: содержание социально-педагогического консультирования детей в условиях сиротского учреждения.

Предмет: социально-педагогические проблемы детей в условиях СУ, возможности их решений в процессе социально-педагогического консультирования.

Гипотеза: социально – педагогическое консультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особые задачи и является важной составной частью работы социального педагога.

Методы исследования: анализ литературы, опрос воспитанников и социальных педагогов сиротских учреждений, анкетирование современных школьников.


ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений

Под одинаковой одеждой бьется сто разных

сердец, и каждое - особая трудность, особый характер

работы, особые хлопоты и опасения.

Я. Корчак

По данным Детского фонда, в России насчитывается 720 тыс. детей- сирот (Парламентская газета, №29 (660) от 14.02.2001). Существующие в нашей стране формы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные (опека (попечительство), усыновление); государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа); государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства (приемные семьи (семейные детские дома), патронажные семьи, детские общины, приюты, социальные гостиницы); негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.) [ 24,с.10].

Рассмотрим разные варианты обучения детей-сирот:

  1. Дети, лишенные родительского попечения, живут и обучаются школе-интернате. В этом случае встречаются две разновидности:

Школа-интернат, в которой группы скомплектованы по возрастному и половому признаку, из мальчиков и девочек одного возраста. При таком комплектовании класса ограничен круг общения детей, что, несомненно, приводит к значительному недоразвитию коммуникативных навыков детей-сирот.

Школа-интернат, которой группы скомплектованы по принципу «замещающей семьи» - разные по полу и возрасту. Принцип формирования класса тот же, но в одном классе обучаются дети из несколько «замещающих семей» - групп.

И первый, и второй вариант комплектования класса и обучение детей-сирот в условиях школы-интерната не благоприятствует их социально-эмоциональному развитию, так как «среда обитания ограничена», следовательно, особенно с детьми, воспитывающимися в семьях.

Предполагаются несколько путей решения этой проблемы:

Активное включение детей-сирот в работу учреждений дополнительного образования за пределами школы интерната. Это обогащает их эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определить позицию своего «Я» в разных микросоциумах. При этом очень хорошо, если ребенок посещает не один кружок (студию, школу искусств), а 2-3, в которых взаимодействует с разными группами детей.

Очень часто школа-интернат становится культурообразующим детским центром для детей микрорайона, небольшого села, поселка. Школу-интернат посещают и дети из семей. Такая ситуация более благоприятна для детей-сирот, не только в плане коммуникативных отношений, но и в плане их эмоционального развития. У них формируется чувство «хозяина», а не «гостя»; чувство собственного достоинства и желание показать себя и свою школу-интернат с самой лучшей стороны.

Посещение детей в воскресенье, праздничные дни, каникулы попечительских и опекунских семей; своих родственников. Этот путь социализации ребенка и решения проблем его социально – эмоционального развития важен, прежде всего, тем, что ребенок оказывается в реальных, а не смодулированных условиях семьи, приобретает опыт навыка семейных отношений, социально-бытовых умений.

2) Дети-сироты проживают в детском доме, посещаю школу, соответствующую уровню их образования, в микрорайоне.

В настоящее время наблюдается две формы комплектования классов в школах, которые посещают дети, воспитывающиеся в детском доме:

В школе создаются «сиротские классы», укомплектованные только детьми из детского дома. Искусственное выделение их в отдельные классы часто приводит к агрессивности этих детей, вызванной отношением к ним не только «семейных детей», но и педагогов.

Более благоприятной для ребенка-сироты оказывается ситуация обучения в классе совместно со сверстниками, воспитывающимися в семье. При этом ребенок-сирота может занимать разное положение в коллективе сверстников в классе и в детском доме. Каждая из этих ситуаций приводит к различным эмоциональным проявлениям: от состояния агрессии, лживого, приспособленческого поведения до хороших дружеских отношений с «семейными» детьми.(14,с.8, 9, 10)

Все сиротские учреждения (СУ) выполняют задачи не только физического «взращивания» ребенка, но и воспитательную, образовательную и иные, способствующие подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Тем не менее, ( СУ) не в состоянии полноценно выполнить функции благополучной семьи, и феномен социального сиротства исследователями рассматривается как стрессовая и трагическая ситуация, оставляющая глубокий след в судьбе ребенка.

Специфика организации жизни детей в условиях сиротского учреждения и необходимость компенсировать разнообразные функции семейного воспитания, требуют привлечения достаточно большого круга специалистов. Это, прежде всего, воспитатели, учителя, психологи, врачи, социальные педагоги и др. Данная работа посвящена лишь одному из многих аспектов жизни и воспитания детей в условиях (СУ), а именно - к социально-педагогическим проблемам воспитанников. Большой круг задач затрагивает социально-педагогические аспекты жизни ребенка в условиях (СУ) и его подготовки к интеграции в социум, и одним из методов работы социального педагога является социально-педагогическое консультирование.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

Дошкольный возраст

Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13)

По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Младший школьный возраст

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из (СУ), не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из (СУ), что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники (СУ) с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

Дети подросткового возраста

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

По данным А.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из (СУ) показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками из (СУ) составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

При работе с подростками из (СУ) следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из (СУ) это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».(4)

Юношество

Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:

неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;

несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;

несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );

низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.( 14,с.66-80)

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Дети - самая незащищенная часть общества, незащищенная от

непрофессионализма и

невежества медицинского персонала,

педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных

учреждений.

Я. Корчак

К сожалению, до сих пор, по данным литературы, нет четких представлений о содержании и основных подходах в социально-педагогическом консультировании воспитанников сиротских учреждений, хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многими исследователями и практиками – социальными педагогами (СУ) [13, с.5-6].

Консультирование – профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.

Консультирования – может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консультирование. По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна психологическое консультирование – очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящим». В широком смысле консультирование – это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово « консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам».( 2,с.5-7)

Тем неимение, когда ребенок сталкивается с социально- педагогическими проблемами, он нуждается в социально - педагогическом консультировании.

Современному поколению детей с каждым годом сложнее справляться со своими проблемами, особенно детям, подросткам, проживающим в условиях сиротского учреждения.

2.1. Мониторинг современных сиротских учреждений.

Трагедия детей, попадающих в СУ из-за потери родителей, усиливает потребность в близком человеке. Дом, где нет человека, любящего тебя, нет человека, к которому ты испытываешь уважение, - это уже не дом, а казенное учреждение, где только кормят, спят. На современном этапе развития СУ отказываются от крупных школ-интернатов и переходят на воспитательные детские дома.

- Сирот надо воспитывать не в интернатах, а в детских домах. Детский дом есть дом, школа-интернат- это некий детский конгломерат.( 17,с.121-122)

1. Государственное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии

детский дом №41 «Благодать»

Инновационная модель социализации семейной

реабилитации детей - сирот

«КОЛЛЕКТИВНАЯ СЕМЬЯ»

детского дома

В рамках учреждения

Общественно-благотворительна

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ

СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ

«ЗАОЧНАЯ СЕМЬЯ»

«ГОСТЕВАЯ СЕМЬЯ»

«ОПЕКУНСКИЙ ДОМ

С УЕБНОЙ ФЕРМОЙ»

«ДОМ БЕЗ ГРАНИЦ»

«РОДНАЯ СЕМЬЯ»

ПРОГРАММА «ТВОЙ ДОМ»

«СЕМЬЯ ВОСПРИЕМНИКОВ»

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «РОССИЯ БЕЗ СИРОТ»

ВЫПУСКНИК

ДЕТСКОГО ДОМА

ОБУЧЕНИЕ

В ПТУ

ГОВТЕВАЯ СЕМЬЯ

РОДНАЯ СЕМЬЯ

ПРОЖИВАНИЕ:

СОЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ИЛИ ОБЩЕЖИТИЕ

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

ПРОГРАММА «ТВОЙ ДОМ»

ОПЕКУНСКИЙ ДОМ

С УЧЕБНОЙ ФЕРМОЙ

СЕМЬЯ ВОСПРИЕМНИКОВ

ПРОГРАММА «ТВОЙ ДОМ»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

СЛОЖИВШИЕСЯ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ

СВОЯ СЕМЬЯ

В ДЕТСКОМ ДОМЕ

ИНОЙ ПУТЬ

ТРУДОУСТРОЙСТВО

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ И СОЦИАЛЬНО-

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

ПРОГРАММА ПОМОЩИ

ТЫ НЕ ОДИН

РАБОТА ПО ПРОГРАММАМ ОБЩЕСТВЕННО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III этап

начало

самостоятельной жизни

II этап

переходный

I этап

основной

Разработанная модель раскрывает содержание поэтапного решения задач, определенных концепцией системы воспитания.

Первый этап: назван основным, так как в период проживания в детском доме, реализуется основные программы по социализации и семейной реабилитации ребенка.

Цель: Адаптировать детей к новым формам семейного воспитания и создать из детского сиротского сообщества «семью коллективного типа»

Задачи:

? Обогатить жизненный, семейный опыт ребенка, через приобщение к разнообразным проявлениям жизни благополучной семьи ( на примерах взаимоотношений, ведения хозяйства, устройства быта, приобщения к духовным ценностям, традициям, практическим умениям и навыкам ).

? Научит самостоятельному ведению домашнего хозяйства в условиях городской квартиры и сельского дома. Способствовать освоению новых социальных ролей и расширению социального опыта – помощника старшему в семье, помощника младшему в семье, роль самостоятельного человека.

? Формировать социально-нравственную устойчивость к неблагоприятной внешней социальной и родственной среде.

На представленной схеме можно увидеть, что деятельность по реализации программы происходит в двух направлениях: общественно-благотворительной и в рамках учреждения. Это объясняется необходимостью привлечения дополнительных средств для расширения финансовых возможностей и социальных кругов общения ребенка. В разработанной системе, детский дом- это не только место вынужденного проживания ребенка, - это главная и центральная программа социализации и семейной реабилитации.

Второй этап:- переходный.

Его можно назвать этапом продолженной опеки, когда выпускники детского дома делают первые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиеся взаимодействия и отношения ребенка со взрослыми членами коллектива и участниками программ. На этом этапе выбор делает он.

Цель: Сохранить у выпускников социально-нравственное здоровье в условиях переходного периода к самостоятельной жизни.

Задачи:

? Создать условия поддержания установленных связей в среде детского дома.

? Продолжить работу по установившимся формам общения в рамках программы семейной реабилитации.

? Оказывать консультативную социально-правовую поддержку выпускников.

Третий этап – заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессионального образования, получением возможности жить на своей площади, началом трудовой деятельности, для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданием семьи.

Цель: Поддержка выпускников в сложных обстоятельствах жизни.

Задачи:

? Посещать дома выпускников.

? Оказывать консультативную социально-правовую поддержку.

? Проводить работу с будущими мамами и молодыми семьями.

Опыт работы показал, что выпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыми наставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительный этап и начало самостоятельной жизни. На всем периоде жизни в детском доме, за ребенком проводятся педагогические наблюдения, анализируется динамика его личностного роста. Помимо указанных показателей, оценивается учебная деятельность, творческая активность, изучаются особенности поведения и развития.

Семейные формы воспитания и

социализация детей-сирот

Основным ядром разработанной системы воспитания является «коллективная семья» детского дома.

    1. Коллективная семья.

Для создания атмосферы семьи весь дом должен представлять собой « целостное жизненное пространство».

Главный принцип взаимоотношений: « Мы равны в главном – желании жить вместе». Мы взрослые приходим в дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого дома у них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» - место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем отклик в душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем, как о «своем родном».

? Дополнительное развивающее обучение.

? Укрепление психофизического здоровья.

Главные принципы жизнеустройства.

? Качество жизненной среды должно быть педагогично.

Устранить или не допустить отрицательное педагогическое воздействие.

? Для создания «домашнего уклада».

Жизнь детей в детском доме не должна быть похожа на жизнь школы, пионерского лагеря и любого другого детского учреждения.

? Административно- организационные принципы.

- оптимальное количество человек (не превышая 40).

- автономность жилых помещений.

- формирование целостного коллектива. Требования к кадровому составу.

«Коллективная семья», как особый уклад жизни, стирает стереотип казенных взаимоотношений между детьми и взрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.

2. « Гостевая семья».

Практика приглашения детей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работы детского дома. Как правило- это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесь возможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит от домашних условий и возможностей сотрудников.

У детей расширяются социальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений, между мужем и женой, ближайшими родственниками. В домашних условиях у детей складываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общения со сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некой таинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинают понимать, что мы просто люди, живущие на скромный заработок, они высоко ценят, когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.

3. « Дом без границ».

Это разовая акция приглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мир детского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть более искренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться и делиться радостью – такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв двери своих домов.

4. «Заочная семья».

С помощью общественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России и за рубежом удалось развит сотрудничество и организовать переписку детей с зарубежными семьями и сверстниками из Щвеции и Финляндии, поездки на семейный отдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, бать внимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца – важные качества, которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».

5. «Родная семья».

Родная семья (или биологическая семья, когда существует только биологическая связь между родителями и детьми) в нашем случае – это сохранившиеся социальные связи или возможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи. Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их не повторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.

6. « Опекунский дом с учебной фермой».

В 1994 году на базе безвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км от Санкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанников детского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условиях сельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни в естественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физические и волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей, выращивающих его.

7. «Твой дом».

Программа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучению взаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой, жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.

8. «Ты не один» (программа помощи выпускникам).

Помощь выпускникам в связи с рождением ребенка или имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главная цель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти на помощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мы по-прежнему рядом».

9. «Семья восприемников».

Важной частью семейного воспитания является участие старших и духовно умудренных наставников в формировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной жизни. Такие обязанности принимают на себя «крестные» или, по – церковному «восприемники».

Таким образом, через «коллективную семью» и другие формы семейного воспитания в совместной духовной, повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицы детской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными по плоти, но с родными по духу.(15)

Государственное образовательное учреждение для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, Детский дом № 9

Детский дом открыт в 1988 году для музыкально одаренных детей. С 1990 года основную часть контингента составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Детский дом является уникальной моделью детского дома интегрированного типа, где вместе с детьми, имеющими ЗПР, проживают практически здоровые, в том числе музыкально-одаренные дети –сироты.

Всего на попечительстве Детского дома находится 270 человек, дети в возрасте от 1,6 до 23 лет, которые разделены на 22 группы.

? традиционные группы по интернатному типу;

? семейные смешанные группы, в которых роль родителей играет воспитатель;

? семейные группы по типу семейного подряда, где роли и штатные должности воспитателей занимают члены одной семьи;

? группы со свободным проживанием за приделами пансионата, когда дети-сироты проживают в обычной семье без усыновления, т.е. оставаясь под попечительством Детского дома.

Основной задачей Детского дома является комплексная реабилитация детей-сирот на основе 3-х главных принципов:

? интеграции детей в общество на правах полноценных членов;

? развития личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных психических возможностей;

? психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка.

Для диагностики и контроля за динамикой развития детей-сирот введены дополнительные штаты психологов, дефектологов и врачей-психиатров. При детском доме создан медицинский центр, который обеспечивает комплексную диагностику, профилактику и лечебно-оздоровительные мероприятия для воспитанников. В работе Детского дома используются современные инновационные подходы к обучению и воспитанию детей-сирот.

С 1997 года начал работать центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка в условиях детского дома. Основные задачи Центра это оказание целенаправленной психологической и психотерапевтической помощи и поддержки, обеспечение социальной компетенции, адаптации к определенной среде, медицинская и педагогическая реабилитация, оказание социально-правовой поддержки, направленной на обучение ребенка.

Основная же из них – научить детей жить в обществе. Вести самостоятельный образ жизни, осознать свою жизненную ситуацию.

С ноября 1990 году Детский дом имеет летнюю базу в поселке Вырица Ленинградской области, которая в настоящее время является филиалом детского дома круглогодичного функционирования. Там проживает 70 воспитанников в возрасте от 1,6 до 11 лет.

Важную роль играет в воспитании круглогодичный спортивно-трудовой лагерь в Лужском районе, рассчитанный на 100 детей от 13 лет и старше. В нем могут работать и отдыхать юноши и девушки. С 1996 года лагерь стал круглогодичной базой отдыха для детей-сирот из различных детских домов Санкт-Петербурга.

В 1997 году для разработки системы постинтернатной адаптации выпускников Детских домов создан постоянно действующий молодежный центр. Возникновение модели постинтернатной адаптации было обусловлено созданием дополнительных социально-педагогических условий, обеспечивающих поддержку выпускникам детского дома. Важнейшим условием Центра является взаимодействие с руководителями учебных учреждений, общественными организациями по делам молодежи, с другими службами по делам молодежи. Педагоги и специалисты помогают воспитанникам Молодежного центра в реализации жизненных планов, решают педагогические задачи по формированию готовности к трудовому самоопределению, навыков делового общения и адекватной самооценки.

Учебно-воспитательная работа с детьми-сиротами разнообразна по формам и методам в ее основе - индивидуальный подход с учетом способностей и возможностей ребенка. При информационно-аналитическом компьютерном центре детского дома («Инфо-АКЦ») создан компьютерный кабинет оснащенном современным оборудованием (компьютерами, сканерами, принтерами ), в котором воспитанники кроме обязательной программы «Компьютерная грамотность» имеют возможность выполнять работы по написанию рефератов, работать с мультимедиа, электронной почтой. Воспитанники, используя возможности компьютерного кабинета периодически выпускают газету «Наш дом», создают презентации, подготавливают Web-страницы для локальной и корпоративной сети.

Большое значение придается формированию профессиональных навыков. Созданы мастерские: швейная, токарная, сапожная, а так же мастерские художественной росписи и лаковой миниатюры, где под руководством мастеров-воспитателей проходят профессиональное обучение все дети, начиная с 7-летнего возраста.

Вся организация, учебная, воспитательная, коррекционно-развивающая деятельность и профессионально-трудовое обучение в детском доме направлено на создание наиболее полной системы социализации и интеграции детей-сирот.(5)

2.2 Изучение мнения современных школьников о детях-сиротах

Класс

Вопросы

Ответы

11а

  1. Причины возникновения детского сиротства?

  2. Укажите, с какими проблемами сталкиваются дети-сироты в современном обществе, при выходе из СУ?

  3. Могли бы вы указать характерные признаки детей, воспитывающихся в СУ?

  4. Хотели бы вы дружить с ребенком из СУ.

  5. Если бы вы могли помочь, то чем?

1.100% считают, что причина сиротства: алкоголизм, безнравственное поведение родителей, отказ от детей.

30% смертность родителей, множество войн, плохое отношение государства к проблемам семьи.

2. По мнению современных школьников существую ряд проблем у детей из СУ: развития 30%, трудоустройства 89%, образования 75%, место жительство 95%, дезодоптация 50%, общение 70%, материальная сторона 95%, непонимание со стороны окружающих 80%.

3. Признаки: неадекватное поведение 80%, внешностью 90%, умственным развитием 40%, недоверчивостью 60%, озлобленностью 60%, самостоятельностью 50%, агрессивностью 80%, замкнутостью 90%, страхом 30%.

4. 90%-да, 60%-незнаю, 20%-нет.

5. материально 90%, общением 70%, 40% пониманием, 10% ни знают чем.

(социальных сирот)

Главная идея исследования показать отношения современных школьников к проблеме детей-сирот и детей лишенных родительских прав. В исследование участвовали две общеобразовательные школы: № 512 (Невского района), № 481 (Кировского района). В результате проведенного исследования были получены следующие данные (см. таблицу). Эти данные свидетельствую и подтверждают информированности современных школьниках о детях воспитывающихся в (СУ). В ответах можно сделать вывод о существующей проблемы, волнующий не только взрослых специалистов в данной области, но и нынешнее поколение подростков.

Результаты методики изучение мнений о детях-сиротах (социальных сиротах) подтверждают актуальность исследование.

Следовательно, в государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье как таковой, чтобы помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка. Чем больше государственных, общественных, благотворительных учреждений будет принимать в этом живое, а не формальное участие, тем больше шансов сократить ряды осиротевших детей при живых родителей.

2.3 Консультирование детей-сирот (социальных сирот)

Консультирование детей-сирот один из важных этапов социализации и адаптации в (СУ). Консультирование помогает понять глубину внутренних проблем ребенка, и найти верный путь решения этих проблем. В современной литературе нет разработок, программ, методов консультирования детей-сирот. Наша задача выделить наиболее волнующие, затрагивающие проблемы детей, и с помощью прошлого опыта специалистов в этой области найти решения. Рекомендации социальному педагогу в социально-педагогическом консультирование детей-сирот и детей лишенных родительских прав с разным возрастом.

Дошкольный возраст

1. Занятия в (СУ) представляют серьезную трудность, как для социального педагога, так и для педагогов и детей. Для этого контингента детей значительно более эффективным средством обучения является дидактическая игра. На занятиях в (СУ) должно быть как можно меньше число словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.

2. Наблюдая за самостоятельными действиями ребенка во время игры, иногда участвуя в ней на правах партнера, педагога время от времени можете задавать ему вопросы, направленные на осознание действий и состояний. Вопросы педагога, включенные в деятельность ребенка, преследуют три основные цели:

? Устанавливать связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребенка, выделять для него цель действий и средства ее достижения ( Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что потом? и.т.д ).

? Способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Социальный педагог может выделить эти переживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли в игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? и.т.д.

? Ставить ребенка в ситуацию сознательного выбора, побуждать к принятию самостоятельных решений. В (СУ) дети привыкают жить по инструкции, подчиняясь решениям взрослых. Социальный педагог может направить на самостоятельный выбор вопросами: Во что хочешь играть? С кем хочешь играть? и.т.д.

Таковы основные задачи речевого общения со взрослым, включенного в самостоятельную деятельность ребенка. Конечно, число, содержание и формулировки вопросов не могут быть рекомендованы заранее в достаточно конкретном виде. Все это зависит от характера ребенка и от особенностей его деятельности.

3.Совместное планирование игры предполагает специальную организацию педагога совместной деятельности детей. Педагог с несколькими детьми 5-6 человек заранее составляет план их будущей игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждого персонажа, его характер, конечные и промежуточные звенья деятельности. При этом педагог советуется с детьми и охотно принимает всякое их предложение.

4. Каждый вечер с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Педагог может начать разговор сам, кто приходил в группу. Иногда нужно обращаться к кому-нибудь из детей, чтобы он напомнил, что было дальше. Если ребенок молчит, можно продолжать самому. Важно, чтобы дети узнавали свой прожитый день в рассказе педагога и сами попытались вспомнить, что с ними было. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них.

5. Жизнь детей в (СУ) нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии, организовывать новые игры.

В (СУ) не может быть свободы, какая бывает в семье. Но все же и в жизни (СУ) случаются моменты, когда дети вольны выбирать, что им делать, сами планировать свою игру и занятия. Эту возможность надо предоставить им в той же беседе.

Младший школьник

  1. Для полноценного интеллектуального развития детей и особенно образного мышления, креактивности, творческого компонента необходимо всемерно обогащать и расширять конкретно-чувственный опыт детей (СУ). Полезно увеличивать пространство обитания, чаще совершать прогулки, всевозможные экскурсии, по возможности менять помещения, обстановку, в которой дети играют и занимаются. Остро необходимо увеличить числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело,- от бытовых вещей (кувшин, ваза, рожок для обуви и. т д) до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон психики ребенка.

  2. Целесообразно разработать особый курс занятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленных на развитие воображения. Очень хорошие задания: дорисовать начатый рисунок, угадать по расположению точек и их прочерчиванию, что задумал художник и.т.д. Очень полезно составлять рассказы по заданным словам. При подборе заданий для развития мышления и воображения необходимо учитывать возможности ребенка, добиваться того, чтобы задания были в меру трудными и, выполняя их, ученик испытал радость как преодоления сложности, так и своего успеха.

  3. Задача педагога научить ребенка играть с игрушками, в настольные игры, работать с конструктором. В контексте работы педагога полезно пользоваться системой развивающих и коррекционных игр. Она должна содержать игры разных типов; дидактические, ролевые, развивающие, сюжетные, игры-драматизации, игры с правилами.

  4. Для оптимизации процесса общения ребенка со взрослыми необходимо в первую очередь уточнить позицию взрослый в отношении ребенка. Часто педагог (СУ) использует силу зависимости ребенка от их настроения, внимания, авторитета для управления поведением. Педагог должен стремиться ослаблять влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка от взрослого. Для развития общения со взрослыми и сверстниками полезны тренировка, отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, так и в ходе специально организованных групповых занятий. Полезно учить ребенка не только правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить за пределы актуальной жизненной ситуации.

  5. Для развития произвольного поведения, операций планирования как ситуации учебной деятельности, где все эти операции выступают существенными ее компонентами, так и специальные коррекционные занятия.

  6. Педагог работающий в (СУ), должен обращать внимание на то, как складываются его эмоциональные связи с детьми, учитывая все возможные последствия как недостатка, так и переизбытка эмоциональности и интенсивности общения.

Подросток и юношество

  1. Для оптимизации процесса развития самосознания, отношения к себе в подростковом и юношеском возрасте следует вести активную воспитательную работу по основным направлениями:

? необходимо всемерно стимулировать процесс рефлексии, самопознания. Для этого полезно проводить индивидуальные и групповые беседы, сочинения на тему; Что я знаю о себе?, Что я люблю и ненавижу?, Что я умею?.

? следует поощрять у подростков стремление к ведению личных дневников, обучать их этому. Дневник способствует развитию внутреннего мира подростка.

? полезно использование простейших психологических тестов самопроверки с последующим обсуждением результатов.

? следует обращать особое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих.

? формирования правильного отношения подростка к себе любой общающийся с ним взрослый должен постоянно удерживать два способа отношения к воспитаннику: подход к подростку как к личности в целом; множественные конкретные оценки, которые могут быть любыми – положительными или отрицательными, отдельных его действий, черт характера, достижений; в объективности и определенности подобных оценок подростка остро нуждается.

  1. Специфика профориентационной и профконсультационной работы с учащимися в (СУ) определяется необходимостью, с одной стороны, сформировать далекую перспективу профессиональной деятельности, где обучение в ПТУ или в техникуме является лишь первой ступенью, а с другой – развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственного профессиональной деятельности, которые делали бы жизнь ребенка ( сейчас и в дальнейшем ) духовно богатой. Такая работа должна начинаться рано, с самого начала пребывания ребенка в (СУ). Необходимо его знакомить с миром профессий, причем не только по книгам, но и совершая походы, экскурсии на почту, лабораторию института, на стройку, на швейную фабрику и.т.д. Надо обратить внимание на то, чтобы «вписать» область деятельности, которая соответствует профессиональным намерениям воспитанника, в широком контекст как профессиональной, так и общечеловеческой культуры, ибо только при этом условии человек может личностно реализоваться в профессиональной деятельности. Серьезное социально-педагогическое консультирование должно вестись в плане активизации самопознания воспитанников (СУ) в связи с выбором профессии. Для этого подходят все традиционные методы профконсультационной работы, методики и тесты, позволяющие подростку раскрыть свои способности, склонности, предпочтения.

  2. Остановимся на подготовке воспитанников (СУ) к их будущей семейной жизни. Желательно чтобы педагоги обращали внимание на данную сторону своего поведения, помня, что они не только педагоги, но и мужчины или женщины. Кроме того, важно иметь в виду, что характерное для любого подростка обостренное отношение к своей внешности, к оценке собственной привлекательности с точки зрения представителей противоположного пола у детей, растущих вне семьи, оказывается еще более акцентированным. Для подготовки воспитанников (СУ) к будущей семейной жизни их следует учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми, чему уделяется, как правило, определенное внимание, но и со старшими и с младшими детьми.

  3. Проблема формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, нельзя обойти вниманием вопрос об оптимизации общения со сверстниками и взрослыми. По мнению большинства исследователей, общения со сверстниками – ведущая деятельность в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому именно в групповых занятиях наиболее эффективно формируются все стороны личности подростка.(20, 150-231)

Умение социального педагога и психолога работать в реальной жизненной ситуации, использовать любое событие в жизни воспитанников для их развития, изменения стереотипных установок выступает, одним из наиболее эффективных способов работы с трудными детьми, каковыми являются воспитанники (СУ). Такая работа требует очень высокого профессионального мастерства, огромного опыта и любовь к детям.

Заключение

Нет, не останется голодным, сирым,

никому не нужным у нас ребенок,

опаленный бедой, есть куда ему

отступить, коли невмоготу, под теплую

сень государственной длани.

( А.Лиханов ).

В настоящее время существуют попытки улучшить условия жизни детей, например, создаются группы, приближенные к семейным - разновозрастные, проживающие в помещении квартирного типа; привлекаются постоянные шефы к группе (классу) - студенты, рабочие предприятий, религиозные деятели; получает развитие система попечительства отдельных детей гражданами. Попечители забирают детей на каникулах, в выходные и праздничные дни. Эти меры несут в себе рациональное зерно, однако кардинально не меняют положение ребенка-сироты, так как сохраняется прежней вся система в целом: закрытая, фактически не контролируемая общественностью с бесправным положением в ней детей. В результате жизнь сирот по-прежнему плачевна и в стенах учреждения и после его окончания.

В настоящее время количество детей сирот в нашей стране постоянно увеличивается. По словам М.Н.Лазутовой, данные статистики свидетельствуют о том, что "Республика Шкид превращается в Атлантиду" (9,с.116)

Обществу необходимо повернуться лицом к проблеме сиротства, задуматься о социальных причинах возрастания этой проблемы и мерах по изменению существующего положения дел и предотвращению угрожающих последствий.

Стремление к привязанности у ребенка и у взрослого - глубокая потребность. Если ее не было у одного человека, последствия этого для него самого, его семьи, детей могут быть опустошающими. Если привязанность . перестает развиваться в целой культуре, последствия для культуры могут быть катастрофическими.(3,34-35)

Актуальность социально-педагогического консультирования необходимо в таких учреждениях. Дети нуждаются в индивидуальном подходе, решение своих внутренних проблемах. И только опытный консультант может направить и подсказать правильное решения. Если мы не можем изменить политику (СУ) на государственном уровне, мы можем постараться это сделать внутри самого учреждения через опытных педагогов.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии. 1996.- №4

  2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПБ: Речь, 2001.- 216 с.

  3. Дети социального риска и их воспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.

  4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.

  5. Комплексное сопровождение детей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции. СПБ., 2003.-93 с.

  6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.

  7. Корчак Я. Детский дом; уроки прошлого. М. 1990.-

  8. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1966.

  9. Лазутова М.Н. Республика Шкид становится Атландидой / Комсомольская правда, 1994. 21 сентября.

  10. Лиханов.А. Дети без родителей: М; Просвещение, 1987.-271 с.

  11. Личностное и профиссиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск, 2002.-87 с.

  12. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.

  13. Мастерство психологического консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной )- СПБ, 2002.- 184 с.

  14. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.

  15. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.

  16. Парламенская газета. № 29(660) от 14.02.2001.

  17. «Педагогика», «Советская педагогика», М: 1990- №4, 160 с.

  18. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с

  19. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1991.-374 с

  20. Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.: Педагогика, 1990.-264 с.

  21. Раттер Майкл. Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с.

  22. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.

  23. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с.

  24. Трошихина.Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18 с.

  25. Шипицына.Л.М., Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с.

  26. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.





Похожие курсовые работы

1. Бесплатно курсовая работа по теории социальной работе на тему принципы социальной работы

2. Курсовая бесплатно на тему програмный подход в социальной работе с семьями больных алкоголизмом

3. Бесплатно курсовая работа на тему принципы социальной работы

4. 1 электрооборудование бурового станка сбш 250 мн 2 электропривод карьерного экскаватора 3 а также курсовая о горных машинах и электрооборудовании

5. Курсовая по изо бесплатно формирование технических умений и навыков мл школьников при изучении народного и декоративно-прикладного искусства

6. Технология социальной работы курсовая

7. Курсовая по дисциплине теория социальной работы на тему сиротство как социальная проблема

8. Курсовая бесплатно предмет и задачи социальной психологии

9. Методы экспертной оценки социальной информации

10. Курсовая по социальной психологии

11. Правовые средства реализации социальной политики

12. Место и роль социальной работы

13. Презентацию по социальной философии

14. 1с предприятие курсовая разницы 2010 налоговый учет

15. 1с бухгалтерия курсовая разницы в 2010 году

Курсовые работы, рефераты и доклады