Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве
Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная психология и педагогика».
Можно выделить три подхода к пониманию природы выразительности движений: психологический, искусствоведческий и психофизиологический.
В психологической литературе известно понятие «выразительные движения»; они рассматриваются в контексте повседневного (невербального) общения между людьми и понимаются как неотъемлемый компонент эмоций человека (С.Л. Рубинштейн), или — иными словами — как носители информации (сигналы) о его настроении, самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и т.д. Можно сказать, что под выразительностью движений подразумевается информативность, в которой слиты воедино значение, закрепленное в самом движении, и личностный смысл, проявляющийся в том, как выполняется движение. Если использовать терминологию А.В. Запорожца, то значение движения прочитывается по «срочным фазическим актам», которые больше отражают предметные (объективные) особенности внешней ситуации; а личностный смысл усматривается в «позо-тонических компонентах», которые больше отражают личные (субъективные) особенности человека и переживаемого им самим отношения к внешней ситуации. В таком контексте движения человека не могут быть «не выразительными», т.е. не информативными, т.к. они всегда, по меньшей мере, сообщают о наличии или отсутствии переживания, отношения человека: информация об отсутствии чего-либо — это тоже информация.
В искусствоведческой литературе, в частности, рассматривающей игру артиста театра, выразительность («пластическая выразительность актера») понимается как степень, яркость проявленности содержания воплощаемого им сценического образа. В этом контексте движения артиста могут выглядеть более или менее выразительными или совсем невыразительными. Это зависит не только от развития физического аппарата актера (эластичности мышц, подвижности суставов и т.п.), но и от его воображения, веры в предлагаемые обстоятельства, способности органично действовать в них с позиции образа, наделенного конкретно-индивидуальными пластическими качествами. И хотя артист для наибольшей органичности игры привлекает опыт собственных пережитых им когда-то эмоций, однако он представляет на сцене образ не себя самого, а другого действующего лица (персонажа). Сложность в понимании природы выразительности применительно к искусству воплощения художественного образа средствами выразительных движений (пантомима, танец, театр), состоит в специфике этих видов искусств. Здесь тело и движения артиста выступают одновременно как инструмент и материал его художественной деятельности. Более того, сценический образ живет только в моменты исполнения и не фиксируется самим артистом в предметно-материальном продукте, что затрудняет при анализе четкое отделение артиста-творца от продукта его деятельности. Тем не менее, природа игры актера (по К.С. Станиславскому) предусматривает удерживание им двойной позиции, которая позволяет ему действовать как персонаж (согласно предлагаемым обстоятельствам) и в то же время наблюдать за этим как внутренний зритель, критик, с тем, чтобы корректировать свою игру, стремясь к более совершенному исполнению.
В литературе по психофизиологии движений понимание природы выразительности высказано Н.А. Бернштейном в рамках его теории об уровнях построения движений. Точнее, он говорил о художественности исполнения (например, музыкальных произведений пианистом), которое есть результат особого качества движений. Оно достигается, с одной стороны, богатой поддержкой уровня, ведущего основное движение или действие, всевозможными фоновыми (нижележащими) уровнями, что обеспечивает высокую исполнительскую технику, а с другой стороны, — и это главное — участием в координации движений вышележащих уровней, осуществляющих их смысловую координацию, благодаря чему исполнение артиста приобретает особую эмоциональность и проникновенность.
В каждом из названных подходов существует то или иное понимание образа. С позиций психологии и психофизиологии, это — внутреннее образование, представление — результат психического отражения (например, восприятия) человеком окружающего мира и себя самого, помогающее ему ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, деятельности. В искусствоведении образ рассматривается как внешнее образование. Он может выступать, с одной стороны, как исходный комплекс некоторых характеристик персонажа (в том числе, телесно-двигательных, связанных с его возрастом, габаритами тела, родом занятий и пр.); многие из характеристик того или иного образа могут существовать в культуре как архетипы (например, сказочных персонажей) или в виде сложившихся сценических традиций. Все это может стать отправной точкой для индивидуально-творческой работы артиста. С другой стороны, образ понимается как результат творчества артиста, воплощающего и проживающего его на сцене.
Учет этих подходов и дополнение недостающих звеньев позволяет сформулировать кратко следующую концепцию двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет.
Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит в повседневной жизни — стихийно и преимущественно неосознанно — в силу подражательного присвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшем окружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболее продуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает при осмысленном и произвольном его освоении и использовании, условия для которого создаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет.
Двигательно-пластическая выразительность предполагает сочетание двух составляющих. Первая — структурная выразительность движений — это присущая самому движению содержательность, информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазам и направлению протекания движения. С одной стороны, она существует в культуре — в общепринятом языке движений, особенно в жестикуляции — и передается ребенку взрослыми. С другой стороны, структурная выразительность — как результат освоения и присвоения ребенком того или иного движения — это способность четко воспроизвести («артикулировать») структуру движения в соответствии с культурным образцом и тем самым сделать понятным для окружающих содержание своего невербального сообщения. Она отражает интеллектуальный компонент познания языка движений
Вторая составляющая — пластическая выразительность движений. Пластика проявляется в более или менее тонких изменениях тонического напряжения мышц ребенка в зависимости от содержания переживания и степени его эмоциональной включенности в выполняемое движение. Это может порождать дополнительные смыслообразующие нюансы, штрихи, наслаивающиеся на основу (структуру) движения, определяющие своеобразие протекания движения от одной фазы к другой, благодаря чему наблюдается целостность, связность, тот или иной характер движения. Поэтому пластическая выразительность движений — это, с одной стороны, качество эмоционального проживания, смыслового наполнения движений, а с другой, — это способность ребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы. Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже деформировать его значение. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонент познания языка движений.
Произвольные выразительные движения для дошкольника — прежде всего образные движения, т.е. внешние движения самого ребенка, посредством которых он создает образ конкретного персонажа; в результате воплощаемый образ (игровой образ) становится двигательно-пластическим. Игровой образ — как задача и результат двигательно-пластического воплощения, — отвечая природе образного мышления дошкольника, оказывается оптимальным не только с точки зрения интересного для ребенка содержания деятельности. Он становится фактором, который наиболее естественно позволяет сочетать в едином действии как структурную выразительность (поступки персонажа, его внешние движения), так и пластическую выразительность (характерные особенности его движений, переживания, внутренние состояния). Решение ребенком задачи осмысленного и произвольного перестроения своих движений в соответствии с характеристиками игрового образа позволяет задействовать и, следовательно, развивать высшие уровни управления движениями — уровни смысловой координации, благодаря чему постепенно приобретается особое качество движений: слаженность, выразительность, и др. — а также способность ребенка к их тонкой и сложной регуляции. Произвольное и осмысленное двигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольника способность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия и эмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становится необходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями. Иными словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированное интересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляции собственного поведения в целом.
Образные выразительные движения связаны с продуктивным воображением, так как, по Л.С. Выготскому, детскому воображению присуща двигательная природа, и оно наиболее органично развивается, когда ребенком используется «действенная форма изображения при посредстве собственного тела». Развитие у дошкольников образных выразительных движений чрезвычайно активно влияет на развитие у них воображения и творческих способностей, особенно если произвольное и осмысленное использование этих движений проходит в условиях соответствующей творческой деятельности — двигательно-пластического творчества в контексте игровых (сюжетных) ситуаций, построенных на взаимодействии разнохарактерных персонажей. Различаются два вида двигательно-пластического творчества дошкольников. «Сочинение» больше связано со структурной выразительностью движений и состоит в самостоятельном поиске движений, отвечающих образному содержанию, и выстраивании их в более или менее целостные композиции. Творческое исполнение больше связано с пластической выразительностью и проявляется, в частности, в том, что в образное движение ребенок включается «всем телом». В силу импровизационного характера детского творчества пластически выразительное исполнение может порождать интересные решения в «сочинении» образа.
Благодаря двигательно-пластическому воплощению взаимодействия разнохарактерных персонажей в контексте различных сюжетных ситуаций у детей развиваются не только представления о выразительных возможностях языка движений, но и коммуникативные способности в плане использования движений, жестов как средств невербального общения
Итак, выразительное движение дошкольника может рассматриваться как движение, которое несет в себе все многообразие психики ребенка, а двигательно-пластическая выразительность — как система способностей: познавательных (нормативных и творческих), коммуникативных и регуляторных.
Список литературы
3. Дошкольная педагогика курсовая темы
4. Психология и этика деловых отношений в бизнесе
5. Социальная психология курсовая
6. Социальная психология курсовая работа
7. Бесплатно курсовая психология многодетной семьи
8. Курсовая на тему психология успеха
9. Скачять на тему молодежные суб культуры психология
10. Возрастная психология курсовая
11. Управленческая психология курсовая
12. Возрастная и педагогическая психология курсовая
13. Биф кемгу психология курсовая работа
14. Курсовая по психологии психология счастья
15. Психология древнего востока