Характеристика судебника хаммурапи

Наказания по вавилонскому талмуду

А.И.Казанник, Омский государственный университет, кафедра государственногои муниципального права

Вавилонский Талмуд, в отличие, скажем, от Судебника Хамурапи, законодательно оформил разветвленную систему наказаний за совершение преступлений. Применялись следующие их виды: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, лишение свободы, насильственный разрыв привычных родственных и общинных связей осужденного.

В Вавилонском Талмуде названы четыре вида смертной казни: удушение, отсечение головы мечом, сожжение, сбрасывание на камни.

Удушение считалось самым легким видом смертной казни. Ее суть заключалась в том, что кусок полотна оборачивался вокруг шеи осужденного и два свидетеля преступления или специально назначенные лица тянули концы полотна в разные стороны. Эта смертная казнь назначалась судом за такие преступления, как: нанесение побоев отцу или матери, а равно причинение им телесных повреждений; захват или похищение еврея с целью получения выкупа, его продажа либо принуждение к рабскому труду; вступление в половую связь с замужней женщиной (прелюбодеяние); супружеская измена мужу без умысла опорочить его перед евреями; объявление себя без законных на то оснований пророком; проклятие отца или матери с упоминанием Всевышнего; обучение и дача практических советов евреям, противоречащих решению Верховного Суда, тем Мудрецом, который принимал участие в его заседании; отрицание решения Верховного Суда, заседания которого проходили в Храме.

Смертная казнь через отсечение головы мечом применялась за умышленное убийство человека, не состоявшего в родственных отношениях с осужденным. Приговоренного к смертной казни ставили на колени, связывали руки за спиной, и палач ударом по шее мечом отсекал голову.

Термин "сожжение", который встречается в тексте Вавилонского Талмуда, носит весьма условный характер. Его ни в коей мере нельзя понимать как сожжение на костре человека, что так широко практиковалось в средневековье, в годы разгула священной инквизиции. Эта смертная казнь осуществлялась путем заливания в горло осужденному расплавленного свинца. Она назначалась судом за вступление в половые отношения с матерью жены, за измену дочерью священника своему жениху в период обручения.

Самым тяжелым и мучительным видом смертной казни древнееврейские Мудрецы считали сбрасывание человека на камни. Наказание назначалось судом почти за все виды преступлений против основных заповедей религии, общественной нравственности и ритуальной чистоты. В числе этих преступлений можно выделить: оскорбление царя; богохульство; вступление в половую связь о матерью, женой или невесткой; мужеложество; использование животных для удовлетворения своих половых потребностей; вступление в половую связь с обрученной девушкой; супружеская измена жены с целью опорочить своего мужа; неоднократное проклятие отца или матери с упоминанием имени Всевышнего; неповиновение сына отцу; совершение акта идолопоклонства или служение Молоху; склонение одного еврея к идолопоклонству или подстрекательство к идолопоклонству многих; гадание по костям или предсказание судьбы; колдовство.

Судебные приговоры по этой категории уголовных дел исполнялись за чертой города, при участии толпы народа. Казнь совершалась следующим образом: осужденного ставили на высоте в два человеческих роста и сталкивали спиной на камни. Если он оставался жив, то два свидетеля преступления бросали ему на грудь тяжелый камень, который они с трудом могли поднять. Если же виновный не умирал и после этого, то его забрасывали камнями все присутствующие. Тела казненных вывешивали на людном месте, и они висели до захода солнца.

При вынесении судом обвинительного приговора за скотоложество точно таким же способом умертвлялось и животное, чтобы оно "не напоминало своим видом о столь отвратительном преступлении".

За менее тяжкие преступления Вавилонский Талмуд предусматривал только один вид телесных наказаний - "удары". Это наказание назначалось судом в трех случаях:

1. Когда галаха Талмуда прямо предусматривает данную меру ответственности за конкретное преступление. Так, самой Торой определено наказание в виде ударов за огульное обвинение мужем своей жены в прелюбодеянии (Дварим 22:13-19). По решению суда ответственность несет муж, оклеветавший свою жену.

2. Если в Торе приводится запрет, но не указывается наказание за его нарушение, это означает, что наказанием являются удары. С помощью такой законодательной техники сформулирована галаха Торы: "Не бери птицу вместе с птенцами" (Дварим 22:6).

3. В целях поддержания порядка в обществе древнееврейские Мудрецы могли самостоятельно устанавливать наказание в виде ударов за определенные преступления. По решению Мудрецов ударами наказывались лица, виновные в совершении таких преступлений, как вступление в половую связь с нееврейкой, нарушение их собственных постановлений, отступление от клятвы, проявление неуважения к суду.

Если в решении Мудрецов не указывались конкретные виды наказаний за установленные преступления, то подразумевались именно удары ремнем, поскольку в силу своей компетенции они не могли предусматривать иные меры уголовной ответственности.

Человека, приговоренного судом к данному наказанию, привязывали к столбу и наносили ему удары кожаным кнутом до тех пор, пока нарушитель не брал на себя обязательство впредь не переступать закон. Однако по закону Торы число ударов не может превышать тридцати девяти (Дварим 25:3).

Самым распространенным видом наказаний по Талмуду были имущественные наказания. Они устанавливались кратным размером стоимости похищенного или уничтоженного имущества и включали в себя как возмещение вреда, так и штраф. Низшим размером наказания была двойная стоимость имущества, высшим - пятикратная.

Различные наказания имущественного характера назначались за все преступления против собственности. Однако в Талмуде имеется и одно исключение: штрафом в сумме равной пятикратной стоимости наказывается изнасилование незамужней женщины.

Вавилонский Талмуд в качестве самостоятельного вида наказания предусматривает лишение свободы. Наказание исполнялось путем помещения осужденного в "карцер, то есть в тесную камеру с низким потолком".

В карцер пожизненно водворяли лиц, совершивших тяжкие преступления, наказуемые смертной казнью. Это наказание применялось в том случае, когда из показаний свидетелей было ясно, что тяжкое преступление совершено умышленно, однако какие-либо причины препятствовали вынесению судом смертного приговора (например, потерпевший не предупредил о запрете Торы). Такое наказание применялось и в случае повторного совершения менее тяжкого преступления (Дварим 13:6, 17:7, 19:9). В Талмуде предусмотрены наказания за некоторые преступления, связанные с насильственным разрывом привычных родственных и общинных связей осужденного. Среди них наиболее часто применялось "отстранение". Оно преследовало цель заставить человека, допускающего незначительные нарушения Талмуда, подчиниться закону и строго следовать его предписаниям.

"Отстраненный" человек не имел права носить кожаную обувь и стричь волосы. К нему запрещалось подходить ближе, чем на четыре локтя. Если после этого наказания человек не менял свое поведение, он мог быть подвергнут еще более суровому наказанию: изгнанию из общины. Последний вид наказания применялся по решению суда не только в отношении к неисправимому "отстраненному", но и за убийство на почве кровной мести, за случайное убийство или убийство по ошибке. Осужденный должен был находиться в одном из шести городов-убежищ, определенных по приговору суда, до смерти Первосвященника, при котором он совершил преступление. После смерти Первосвященника он возвращался домой (Бе Мидбар 35:2-8).

Характерной особенностью Вавилонского Талмуда является то, что в нем установлена система "наказаний Небес". Эти наказания не назначались судом и не приводились в исполнение светскими и религиозными властями, а снисходили с Небес. В трактате Критон перечислены тридцать шесть видов преступлений, за совершение которых якобы неизбежно последуют "наказания Небес". В их числе названы преступления против веры предков и ритуальной чистоты, а также все наиболее тяжкие виды преступлений, за совершение которых полагается смертная казнь. За последнюю категорию преступлений могло наступить "наказание Небес" в случае, когда суд по какой-то причине не мог изобличить виновного или установить обстоятельства, позволяющие вынести смертный приговор. Наказание Небес предполагало отсечение по воле Всевышнего "от источника Жизни" виновного лица преждевременную или (и) неожиданную смерть; бездетность и смерть потомства; отсечение души в Будущем Мире.

В религиозной стране "наказание Небес" оказывало серьезное психологическое воздействие на население, на состояние и динамику преступности. Лицо, избежавшее уголовной ответственности за тяжкое преступление, всю оставшуюся жизнь находилось под угрозой "наказания Небес", связывая все свои неудачи с нарушением законов Торы.

Таким образом, Талмуд стал одним из первых сводов законов Древнего Востока, составители которого при разработке системы наказаний решительно отказались от принципа Талиона - "око за око, зуб за зуб". Несмотря на некоторую мистическую окраску, все виды наказаний закреплены с учетом общественной опасности преступлений, смягчающих и отягощающих обстоятельств, формы вины лица, нарушившего законы Торы.

Список литературы





Похожие курсовые работы

1. Общая характеристика законов судебника хаммурапи

2. Общая характеристика судебника хаммурапи

3. Горе от ума цитатная характеристика героев действие

4. Общая характеристика законов хаммурапи

5. Общая характеристика законов Хаммурапи в

6. Законы хаммурапи общая характеристика

7. Горький На дне характеристика героев Клещ и Анна

8. На дне горький характеристика героев анна

9. На дне горький цитатная характеристика героев

10. Анна характеристика героя горький

11. М Горький На дне Характеристика героя Анна

12. Характеристика героя васька пепел

13. Васька пепел характеристика героя

14. Горе от ума второе действие цитатная характеристика

15. Горький на дне характеристика героев в цитатах

Курсовые работы, рефераты и доклады