«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.»
В.А. Сухомлинский.
По определению Всемирной организации Здравоохранения - здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. В борьбе за здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе и окружающему.
Цель программы: Сообщение детям знаний о строении собственного тела, работе различных органов , а так же вызвать у детей оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, приобщать детей к социальному миру людей.
Реализация программы идет через выполнение следующих задач:
1.Сформировать у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода.
2.Осознание своего «Я» как части природы, воспитание особого отношения к живой природе.
3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
4.Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям.
Достижение цели и задач программы предусматривает следование принципам:
системности
возрастной адресованности
последовательности
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Программа «Что я знаю о себе?» охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:
младший 3-4 лет(2 младшая группа)
средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)
старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)
Программа составлена по 4 направлениям:
чистота - залог здоровья
знания о собственном теле
оказание элементарной помощи.
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную цель.
Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:
познавательные эвристические беседы
чтение художественной литературы,
изобразительная и конструктивная деятельность
экспериментирование и опыты, наблюдения.
музыка и игра.
Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая детей определенными знаниями , навыками, умениями, воспитывая определенные полезные привычки , среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни, педагоги делают первые шаги в воспитании здорового ребенка.
Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.
Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя.»
В.А. Сухомлинский.
Цель - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, подготовить его к полноценной жизни в 21 веке.
Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономической состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам материнства и детства.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20-25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального давления.
Приведенные данные отражают влияние средовых факторов на состоянии здоровья детей, в частности гигиенических условий воспитания, обучения, образа жизни в семье, и обуславливают необходимость сосредоточения первоочередных усилий на профилактической педиатрии.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.
В основе интегрированной программы лежат следующие задачи:
1.Сформировать у ребенка представление о себе как о
представителе человеческого рода.
2.Осознание своего «Я» как части природы.
3.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
4.Воспитание в ребенке чувства собственного
достоинства и уважения в людях.
Программа построена на следующих положениях:
1.Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Дошкольник понимает свою человеческую сущность, постепенно осознает себя, свои возможности, ребенок приучается быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
2.Потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях.
3.Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста происходит в тесном единстве.
4. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир, опираясь на социальный опыт ребенка.
Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения - своего видения мира, своей «картины мира».
Программа составлена по 4 направлениям:
чистота - залог здоровья
знания о собственном теле
оказание элементарной помощи
безопасное поведение в социуме и природе
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою воспитательно - образовательную цель.
Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей дошкольного возраста:
младший 3-4 лет(2 младшая группа)
средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа)
старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы)
Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию полностью.
Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и индивидуальные формы.
Программа реализуется через разнообразные виды деятельности:
познавательные эвристические беседы
чтение художественной литературы,
изобразительная и конструктивная деятельность
экспериментирование и опыты
музыка.
Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка.
Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук.
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели.
Мой организм
Я- человек. Я- мальчик или девочка. У меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши, рот, язык. Они мои помощники, помогают мне узнать мир, в котором я живу. У меня как у всех людей есть: руки- чтобы брать, ноги- чтобы ходить, бегать и прыгать, глаза- чтобы смотреть, уши- чтобы слышать, нос- чтобы дышать и чувствовать запахи, язык- чтобы говорить и чувствовать вкус, рот- чтобы кушать, кожа- чтобы чувствовать тепло или холод.
Я люблю своих помощников и оберегаю их от грязи, болезней и ушибов. Я знаю и выполняю правила: бегать аккуратно, не толкаться, чтобы не было ушибов, не брать руками и в рот грязные предметы, не залезать в мусорные баки. Я умею попросить воспитателя или маму о помощи, когда мне жарко или холодно, когда я плохо себя чувствую. Я могу рассказать , что у меня болит. Я могу попросить добавку, когда я голоден, и отказаться от еды, если я сыт. Я могу прилечь отдохнуть или поспать, когда я устал.
Мои чувства.
Я умею радоваться и смеяться, огорчаться- плакать, грустить- сидеть тихо. Когда я радуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказать кому - нибудь о своей радости. Когда я грущу, я сижу тихо, не разговариваю, не хочу играть, не хочу смотреть книги. Когда я огорчаюсь, я плачу и хочу кому - нибудь пожаловаться.
Мои мысли.
Я- человек, поэтому умею думать о себе, о папе, о маме. Мысли бывают грустные и веселые.
Мои знания.
Я знаю, что хорошо: гулять на свежем воздухе, вовремя кушать, вовремя ложиться спать днем и ночью, заниматься физкультурой, вовремя пользоваться туалетом, быть вежливым и помогать другим.
Мои поступки.
Поступки- это то, что я делаю по отношению к другим людям и животным. Поступки бывают хорошие, когда я помогаю маме или кормлю птиц, и плохие, когда я капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то.
Мои умения.
Я много умею- разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, играть с мячом, рисовать, лепить, умываться, пользоваться носовым платком, аккуратно кушать, хорошо пережевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, надевать майку и колготки, аккуратно вешать одежду на стульчик, убирать на место игрушки, ложиться спать, когда я устал, пользоваться вежливыми словами. Я многое еще не умею, но я научусь, потому что я - человек.
Моя семья.
Я знаю свое имя, фамилию, домашний адрес, знаю как зовут моих родителей, знаю, где они работают.
Мы- это, моя семья- мама, папа, сестра, брат. Это наша маленькая семья. Есть большая семья: бабушки и дедушки, тети и дяди. Я люблю свою большую семью.
Мы живем дружно и заботимся друг о друге. Нам нравится быть вместе.
Как мы живем в детском саду.
Я хожу в детский сад. Я знаю как называется моя группа, как зову моего воспитателя.
В детском саду у меня много друзей. Мы вместе играем, гуляем, разговариваем, заботимся о растениях. Хорошо когда у человека много друзей!
Раздел «Кто такие взрослые люди»
Цель - развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания.
Дети и взрослые
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. Отличия детей от взрослых: они маленькие, меньше знают, меньше умеют, а взрослые больше, сильнее, больше знают и умеют. Они умеют работать, защищать слабых, готовить пищу, читать, писать.
Копать картошку, стирать, мыть посуду, готовить еду, убирать, водить автобус, печь хлеб, продавать товары, шить одежду- это работа. Спать, лежать на диване, читать сказки, играть, гулять, ездить на природу- это отдых. Работа и отдых должны чередоваться.
Взрослые работают, дети могут помогать взрослым. Дети и взрослые могут отдыхать вместе.
Программа «Что я знаю о себе» для средней группы
Цель - продолжить формирование у ребенка представлений о своей принадлежности к человеческому роду.
Мой организм.
У меня есть глаза, уши, нос, рот, язык. Мои глаза - видят, уши - слышат, нос чувствует запахи, язык чувствует вкус. Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши - глухим. Таким людям тяжело жить, поэтому мы должны им всегда помогать и никогда не смеяться над ними. Есть люди, у которых глаза видят плохо. Такие люди носят очки. В очках они видят как все другие люди.
Органы чувств у людей и животных похожи. У животных тоже есть зрение, слух, нюх и вкус. Некоторые животные видят значительно лучше, чем мы (птицы, кошка), а некоторые - намного хуже (ежик). Некоторые животные слышат звуки, которых человеческое ухо не улавливает (кошка, мышь). У многих животных нюх гораздо острее, чем у человека (собака, волк).
Мои чувства.
Я человек и у меня есть чувства. Я умею радоваться, грустить, веселится, скучать, злиться, огорчаться, любить, дружить. Я умею выражать свои чувства смехом, улыбкой, поцелуем, объятиями, криком, слезами. Я умею управлять своими чувствами: могу сдержать слезы и не заплакать, могу не засмеяться даже если очень смешно; могу не закричать, даже если очень огорчился или разозлился. Управлять собой и своими чувствами трудно, но я учусь.
Мои мысли
Я человек, поэтому я думаю. Думают все люди - и большие, и маленькие. Мысли есть у всех людей, поэтому они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими как мои. Но я не сержусь на человека, если он думает по-другому. Мне интересны мысли других людей. Я хочу поделиться своими мыслями с другими людьми.
Мои знания
Я знаю, что полезно заниматься утренней гимнастикой, гулять на свежем воздухе и на солнце; мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, есть овощи, фрукты и дикие ягоды, полоскать рот после еды; мыть руки после пользования туалетом, чистить зубы, расчесывать волосы; прикрывать рот носовым платком или ладошкой, когда хочешь кашлянуть, чихнуть или зевнуть.
Я знаю, что хорошо выглядеть опрятно и следить за своим внешним видом, иметь при себе чистый носовой платок, есть бесшумно и аккуратно.
Я знаю, что поступки бывают хорошие и плохие. Я знаю, что люди радуются моим хорошим поступкам и огорчаются от плохих.
Мои поступки
Хорошие поступки, когда я помогаю всем, кому это нужно, когда я радую близких мне людей, говорю хорошие слова, забочусь о животных и растениях, делюсь игрушками и сладостями с друзьями. Совершать хорошие поступки приятно и полезно.
Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то, забываю покормить свою кошку, полить свой цветок
Мои умения
Я умею расчесываться и приводить в порядок одежду, глядя в зеркало, пользоваться носовым платком, правильно пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, делать утреннюю гимнастику.
Я умею здороваться и прощаться, обращаться по имени и отчеству, быть приветливым с людьми - большими и маленькими, благодарить людей за оказанную помощь, вежливо выражать свою просьбу, не перебивать говорящих.
Я умею убирать за собой игрушки и одежду, наводить порядок в группе, помогать маме по хозяйству.
Я многого не умею, но я хочу научиться. Мне нравятся люди, которые много умеют.
Моя семья
Я знаю свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Я могу рассказать о себе и своей семье: назвать имя и отчество родителей, назвать имена других членов семьи, рассказать где они работают или учатся.
У меня две бабушки и два дедушки, я для них внук (внучка). Бабушки, это мамы моих родителей, а дедушки это папы моих родителей. Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно это наши родные (родственники). Иногда мы навещаем наших бабушек и дедушек. Мы собираемся вместе на праздники. Нам бывает очень весело и хорошо. Мы ездим в отпуск к бабушкам и дедушкам.
Как мы живем в детском саду.
Я знаю где находится мой детский сад, как называется моя группа.
Я знаю имена и фамилии моих друзей. Я люблю своих друзей и стараюсь радовать их, а они меня. Я дружу с мальчиками и с девочками. Мне интересно с моими друзьями. Хорошо, когда у человека много друзей.
В группе есть правила, которые все должны выполнять, для того, чтобы всем было хорошо: не обижать друг друга, уступать, помогать, делится, быть вежливым. Есть еще правила: «Каждой вещи - свое место», «Поломал - почини», «Насорил - убери».
Раздел «Кто такие взрослые люди»
Цель - поддержать и развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания, воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Дети и взрослые
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы - люди.
Взрослые, как и дети могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, смеяться и плакать. Все взрослые раньше были детьми, потом они выросли, многому научились, и теперь сами учат детей. И вы обязательно станете взрослыми, и обязательно будете умными и умелыми.
Как и зачем люди работают
Взрослые люди работают. Своей работой они приносят пользу. У разных людей - разные профессии: воспитатель, шофер, врач.
Человек и природа
Человек - часть природы, и он от нее зависит. Человек не может жить без воздуха, воды, пищи и тепла. Все это дает человеку Природа.
Вокруг меня есть вещи, созданные Природой - камни, воздух, вода, деревья, ягоды, грибы. Вокруг меня много вещей сделанных человеком - дома, машины, одежда, посуда, игрушки, книги, мебель.
Материалы для своих вещей человек берет из Природы: мебель сделана из дерева, дома - из камня, песка и воды, машины - из железа, посуда - из глины, одежда - из растений и шкур животных.
Список литературы.
1. Мухина В.С. «Кто Я ?» изд-во «Карапуз», 11.1996.-16 с.
2. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» изд-во «Акцидент»,1996.-32 с.
3. «Азбука настроений» популярное пособие для детей и родителей, изд-во «Академия развития»,1997.-16 с.
4.Зайцев Г.К. «Уроки Айболита. Расти здоровым» изд-во «Акцидент»,1995.-40 с.
5.Марио Гомболи «Человек» серия «Окошко в твой мир» изд-во «Экопрос»,1994.-15 с.
6. «Детская энциклопедия» изд-во «Росмэн»,1994.-127 с.
7.В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» изд-во «Linka- press»,1993.-109 с.
8.Козлова С.А. «Я- человек» программа приобщения к социальному миру . Москва 1996.-20 с.
9. Соколова Н.В. «Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников». Магаданское книжное изд-во 1991.-236 с.
10. Сонькин В.Д. «Растем сильными и выносливыми». Москва 1997.-87 с.
11. Змановский Ю.В. «Воспитаем детей здоровыми». Москва 1989.- 52 с.
12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев 1973.- 87 с.
13. Гарбузов В.И. «От младенчества до отрочества». Ленинград изд-во «Интерполиграфцентр» ЛО СФК 1991.-188 с.
1. Горе от ума цитатная характеристика героев действие
2. Горький На дне характеристика героев Клещ и Анна
3. На дне горький характеристика героев анна
4. На дне горький цитатная характеристика героев
5. М Горький На дне Характеристика героя Анна
6. Анна характеристика героя горький
7. Характеристика представление на воспитателя образец
8. Характеристика героя васька пепел
9. Васька пепел характеристика героя
10. Горе от ума второе действие цитатная характеристика
11. Горький на дне характеристика героев в цитатах
12. Представление характеристика воспитателя гпд
13. Характеристика героев горе от ума
14. Характеристика героя Клещ На дне Горький М
15. Характеристика героев горе от ума Хрюмины