Третья встреча с Чацким.
Вступление.
Комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» я читал трижды: в школе (по принуждению), в институте (от безделья) и после него (из любопытства). Соответственно менялось и моё мнение об этом произведении. В школе всё было по стандарту: текст Грибоедова, комментарии Гончарова, написанное сочинение. Нет-нет, вы не подумайте чего такого – я всегда был честным мальчиком и сочинения писал сам, а уж если и вставлял цитаты, то обязательно указывал, что это сказал такой-то. Но ещё я был правильным мальчиком и всегда писал то, что говорили учителя литературы. А учителя литературы говорили, что … Ну, в общем, вы понимаете, почему после прочтения «Горя от ума» я обратился к «Мильону терзаний» и почему в моём школьном сочинении было написано, что Чацкий хороший, а все остальные – сволочи. Ну ещё Софья, может быть, ничего, только вот она не совсем правильно себя с Молчалиным повела, за что её в Саратов и сослали. Короче, жалко бабу.
В институте я перечитывал Грибоедова исключительно из чувства морального и интеллектуального превосходства над грибоедовским героем, а заодно и над самим автором. Время было такое – молодое, самоуверенное и свободное. Верилось, что я весь из себя такой гений, жизнь проста и понятна, и всё ещё впереди. Ну и для того, чтобы лишний раз утвердиться в этом мнении, второй раз прочитал Грибоедова. Получилось как раз то, что и требовалось доказать: Чацкий – олух, ничего из себя не представляет, понахватался там за границей всяких коммунистических идей и решил на отдельно взятом московском балу устроить Великую октябрьскую социалистическую революцию. Чем метать бисер перед свиньями, лучше бы занялся изучением акций, фьючерсов и всяких прочих финансов – глядишь, может, и толк бы из него вышел. Все остальные персонажи комедии вообще не заслуживали никакого внимания ибо, по моему мнению, были неспособны понять смысл даже buy & hold strategy, не говоря уже о всяких там «стрэддлах» и «стрэнглах».
В третий раз Грибоедов попался мне на глаза совершенно случайно. Мелькнула мысль: интересно, а каким мне покажется произведение сейчас? Результатом третьего прочтения и явилось это «сочинение».
Основная часть.
Кого в «Горе от ума» можно считать умным?
Как кого? Чацкого, разумеется! Он хоть и олух, а по сравнению со своим окружением выглядит как «луч света в тёмном царстве»! Разве непонятно? Непонятно.
Сначала мне стало непонятно, почему Чацкого считают умным. Приехал, посмеялся над старыми знакомыми – и уже умный? Смеялся он понятно почему – в заграницах, вишь, бывали, в самом, поди, городе Париже, это тебе не фунт изюму. Через сто пятьдесят лет советские загранкомандированные будут точно так же относиться к своим «невыездным» родственникам и знакомым, поэтому в таком в поведении Чацкого ничего необычного нет. Кроме того, он знался с министрами, знает самого Фому Фомича – не у каждого такие «связи» имеются. Отношение Чацкого к своему старому московскому окружению – это отношение столичного жителя, побывавшего, к тому же, за границей и потому «просвещённого», к провинциалам (нельзя забывать, что в XIX веке Москва была провинцией). Отсюда и его пренебрежительный тон, снисходительные насмешки и общее «недовольство Москвой». По приезде Чацкий сразу был уязвлён тем, что Софья довольно равнодушно отнеслась к его возвращению, а ведь он надеялся сразу покорить сердце бедной девушки своими рассказами о заграничной жизни и о своих столичных приключениях! Ну что же, ситуация банальна: девушка не дождалась молодого человека. Добро бы его на два года в армию призвали, так хоть обидно было бы, а так он сам от неё за границу сбежал, а потом удивляется, что его возлюбленная не сохранила должной нравственной твёрдости. Фамусов тоже порадовал: взялся его поучать, что-де надо именьем хорошо управлять, служить да и вообще слушать, что старшие говорят. И этот тупой чиновник, никогда ничего кроме своего календаря в жизни не читавший, вздумал учить его уму-разуму! Да пошёл он в ж … Ну немножко и поспорили. Скалозуб этот ещё дуб дубом … А уж Молчалин, так это вообще фрукт! У самого за душой нет ничего как в материальном, так и в духовном смысле, а тоже туда же – поучать! К Татьяне Юрьевне съездили бы, с Фомой Фомичём подружились бы … Да пошёл ты со своими советами к такой-то матушке! Сам подлизывайся к этим «уродам с того света», а я – уж извини-подвинься. Но вконец «добил» Чацкого бал в доме Фамусова. Никто (точнее, почти никто – исключение составил Платон Михайлович Горич) не обратил особого внимания на приезд Чацкого в родной город: приехал, и хрен с ним. Ни тебе внимания, ни тебе почтения – сцена в явлении 22, где Чацкий начинает разглагольствовать и останавливается только тогда, когда вдруг обнаруживает, что слушатели все куда-то подевались и заняты своими делами, гениальна. Апофеоз! В кои-то веки обратил на себя внимание этих людишек (ему невдомёк, чем это вызвано) и тут такой конфуз – никто не стал слушать. Вокруг какого-то французишки так и вьются, а его, такого умного и «просвещённого», игнорируют! Обиженный на всю Москву за такой приём, Чацкий сам говорит об этом:
Чего я ждал? что думал здесь найти?
Где прелесть эта встреч? участье в ком живое?
Крик! радость! обнялись! – Пустое.
А уж когда выясняется, что Софья ему предпочла Молчалина, так тут уж совсем невмоготу – только и хватает сил крикнуть: «Карету мне, карету!» Получается как в известном анекдоте: «Доктор, меня все игнорируют … – Следующий!»
Зачем же Чацкий лез из кожи вон, чтобы добиться внимания со стороны московского «света»? Ну если ты относишься к этим людям с насмешливым снисхождением и высокомерным пренебрежением, так чего ж ты хочешь от них услышать? Похвал? Лести? Восторженного внимания? Суть заключается в том, что Чацкий посредственен даже по меркам московского «света». У него четыреста по официальным сведениям (и триста на самом деле) душ, этого хватает на поездки по заграницам и вольную жизнь в столице, но этого совершенно не достаточно для того, чтобы заполучить уважение всяких этих княгинь да графинь с их мужьями. Вот если бы у него было бы хотя бы тысчонки две-три крестьян и несколько имений, тогда да. Уж тогда бы он с ними разговаривал по-другому, тогда ему не нужно было бы добиваться их внимания. Он до них и не снизошёл бы, он бы их просто не замечал (как не замечает сейчас слуг да лакеев), а вращался исключительно в столичных светских кругах. Чацкий есть заурядный представитель московского дворянского сословия с гипертрофированным от заграничных поездок и столичной жизни самомнением, отсюда и весь его «мильон терзаний». Он изо всех сил старается завоевать хоть какой-то авторитет в своём кругу, но поскольку у него всего триста душ, все его усилия бесплодны. И ведь, подлецы, всё время ему его бедностью тыкают: как только княгиня узнала, что Чацкий небогат, сразу же заорала на всю Ивановскую: «Князь, наза-а-а-ад!» Думаете, приятно такое слышать? Даже заграничные путешествия нисколько не прибавляют ему веса в «обществе», а об «успехах» на службе в Петербурге все наслышаны настолько, что жалеют его прямо в глаза (естественно, насмехаясь за глаза). При этом мы не знаем точные причины его отставки. По словам самого же Чацкого, он не «сработался» со своими руководителями (прислуживаться тошно), порвал с министрами и т. д., но в чём действительная причина его неудач (о которых наслышан даже Молчалин)? Может быть, в силу своего «ума» и «просвещённости» он претендовал на нечто большее, чем ему было положено по служебному (да и по социальному) положению, а когда его не оценили по достоинству, он плюнул на всю эту службу и подался в Москву, чтобы потешить самолюбие в кругу своих знакомых? Интересно, куда же он поедет в своей карете дальше? Тоже «в глушь, в Саратов», пока не найдёт себе восторженных слушателей и поклонников?
Итак, Чацкий умом не блещет, ибо как может блистать умом человек, не замечающий, что его не слушают? Но почему это не бросается в глаза при чтении комедии? Потому что окружение Чацкого подобрано соответствующим образом. Чем занимаются все без исключения герои пьесы Грибоедова? Разговаривают разговоры. Посмотрим, какие темы обсуждают герои «Горя от ума»: о мужчинах, о знакомых, о политике (точнее, о «свете»), о невестах, о былых временах. Всё. Ну ещё приставания мужчин к женщинам и наоборот, но это не в счёт. Сколько ума нужно иметь для того, чтобы вести такие разговоры? Правильно, ноль. Чацкий абсолютно прав, считая всех окружающих его людей пустышками. Но это только с внешней стороны, также как и Чацкий кажется умным только с внешней стороны. Весь этот «свет» далеко не так глуп, как кажется, эти люди прекрасно понимают, кто чего стоит. Например, Хлестова отлично понимает, кто есть Скалозуб, Молчалин или Загорецкий. Соответственно к ним и относится. Точно так же всё понимает и графиня-внучка и прочая, и прочая, и прочая. Ну, разве что за исключением выживших из ума стариков. Или Молчалин не понимает, кто есть кто? Понимает. Но относится ко всем совершенно по-иному. И к Софье он относится в полном соответствии с её положением, но пристаёт почему-то к Лизе. Практически все персонажи Грибоедова есть недалёкие люди с непомерно раздутым гонором (за исключением, разве что, Лизы или Платона Михайловича, но эти люди проходят как-то мимо, а Молчалин – особая статья), так что ума в пьесе не наблюдается. Зато наблюдается одуряющая скука. Скучают все: Софья, Молчалин, Фамусов, Скалозуб, чета Горичей, Тугоуховские со своими шестью дочерьми, Хлестова, Репетилов и вся прочая братия. Из этого состояния ненадолго их вывел своим «сумасшествием» Чацкий, этого события им хватит примерно на неделю, а там, глядишь, ещё какое-нибудь происшествие приключится, опять будут пережёвывать. «Горе от ума» – это комедия не о противостоянии одиночки и отжившего общества, а о развлечениях. Каждый развлекается как может: Фамусов пристаёт к Лизе и слушает календарь, Молчалин тоже пристаёт к Лизе, Чацкий развлекается тем, что пыжится и насмехается надо всеми, Софья развлекается любовью к Молчалину, Репетилов развлекается в Английском клубе, прочие развлека
ются «сумасшествием» Чацкого. Серо. Убого. Скучно.
1. Характеристика репетилова в произведении горе от ума
2. Характеристика чатского горе от ума
3. Горе от ума характеристика чатского
4. Характеристика Чатского в комедии Горе от ума
5. Молодое поколение в произведении горе от ума
6. Горе от ума характеристика репетилова
7. Характеристика героев горе от ума
8. Горе от ума цитатная характеристика
9. Горе от ума характеристика гостей
10. Характеристика героев горе от ума Хрюмины
11. Характеристика героев комедии горе от ума
12. Характеристика героев в комедии Горе от ума
13. Горе от ума цитатная характеристика героев действие
14. Краткая характеристика главных героев горе от ума
15. Горе от ума второе действие цитатная характеристика