Характер чатского

Характер, его строение и формирование. Характер и личность

Характер – совокупность устойчивых психических качеств, связанных с привычными, типовыми способами поведения. Структурное определение (диагностический подход): характер – прижизненное проявление темперамента в определенной социальной среде. Основа характера: врожденный темперамент. Функциональное определение (личностный подход): характер – форма поведения, необходимая для сохранения имеющейся структуры мотивов. Основа – возникающие личностные проблемы. Свойства характера – возможные способы решения проблем. А. Адлер: характер – индивидуальный жизненный стиль.

Характер как индивидуальный стиль. Подходы к изучению характера: 1) характер и темперамент. Темперамент как основа характера. 2) характер и личность. Личность как социальный индивид. Характер – объединение способностей (содержание) и темперамента (форма). Это форма, позволяющая освоить важное для социального индивида содержание.

Строение характера. Единица анализа: индивидная черта. Факторный анализ. (?1) Строение характера с точки зрения содержания. Ананьев: характер – система отношений. Маркс: сущность человека есть весь ансамбль общественных отношений. Черта характера – отношение социальной личности к жизненным условиям ее развития. Связь семейной поддержки с IQ: расходящееся и перекрестное взаимодействие – отличия в качественном различии выводов. Не всякое отношение есть черта характера, а только существенное. Какое? 1) к природе (экосознание). 2) к социальным условиям. 3) к самому себе. Для определения характера вводят понятие “направленности личности”. 1) направленность личности: структура отношений тесно связана с мотивационной структурой. 2) сила характера – выраженность этого отношения. 3) цельность характера – согласованность отношений меду чертами. Направленность личности: строение и развитие мотивационной сферы личности, степень иерархизации и внутренней согласованности которой определяют качественное своеобразие характера, его силу и цельность.

Формирование стиля поведения и стиля жизни: характер защищает сложившуюся структуру мотивов. Кант: “характер – форма поведение, которая обеспечивает защиту наличной структуры мотивов и выбор в неопределенной ситуации”, “характер – достоинство человека”. Кант говорит о том, что не у всех есть характер: “поведение человека без характера зависит от случая”. Нет характера, но есть форма поведения. Характер защищает структуру мотивов. Если в ней есть конфликт, то проявляются негативные функции психологической защиты. Защитный механизм обеспечивает временное снятие тревоги, позволяет не растеряться в конкретной ситуации. Характер удаляет от решения проблем. В. Райх: телесно ориентированная терапия. Сначала надо разрешить собственные проблемы, а потом помогать другим. Когда Оно начинает говорить, то сколько не разговаривай, обнаружишь все больше вербальных проблем (терапия Фрейда: “излечение словом”). Уход от проблемы через ее объяснение. Представленность личностных проблем в теле – телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Жесткая форма мешает развитию личности, т.к. любая ситуация представляется типовой. Нужно уметь распускать защитный панцирь. Поступок – привычка – характер – судьба. А. Адлер (учение З. Фрейда): человек как социальный индивид. Чувство общности – чувство, с которого начинается личность. Чувство общности блокируют: 1) авторитетное воспитание. 2) физическая агрессия. 3) излишняя эмоциональная опека. Комплекс неполноценности может быть компенсирован. Компенсация: 1) самого комплекса, без устранения причины (социальный комплекс). 2) преобразование источника комплекса. Жизненный стиль – стратегии, способы достижения цели. Конструктивный жизненный стиль позволяет достигать цели. Уникальность характера – уникальность собственного решения своих проблем.

Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер – прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на основе натуральных.

3. Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.

Индивидуальность – совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.

Проблема выделения типов характера: емкость и тип. 1) емкость – совокупность свойств и типов поведения. Тип – их взаимосвязь и взаимообусловленность. Свойства предполагают друг друга. 2) емкость – сумма. Тип – целое. Понимание целостности: у типа выделяют несколько структурных качеств (2 – 3), которые объединяют, задают структуру остальным. Стратегии построения типов: 1) снизу – эмпирическая. Индукция. 2) сверху – стратегическая. Дедукция. Задачи выделения типологии: 1) объяснительная. Возможность установления психотелесных соответствий. Гиппократ, Кречмер, Шелдон. 2) описательная. Описание классов характера. Тип характера– отклонение, связанное с социальной неприспособленностью. Аномалия – индивидуально-типовой портрет. Ганнушкин, Личко. 3) терапевтическая. Получение возможности понять свой характер, получить возможности управления социальным поведением. Дедукция: через выделение общих черт индивидуальности. К. Г. Юнг: психологические типы.

Строение тела и характер. Э. Кречмер (немецкий психиатр). Выделение и описание основных типов телосложения. Связь телосложения с психическим обликом. “Тип” – целостная структура, а не совокупность. Шаг № 1: факты. Типы телосложения – идеальные типы. Проблема: чистые и смешанные типы. 3 основные конституции. Ключевой признак типа: лицо. Тип (1) Астеник (Чехов: “тонкий”): слабое развитие мускулатуры, узкие плечи, впалая грудная клетка, впалый живот. Лицо: угловой профиль (вытянутый нос и скошенный подбородок). (2) атлетик: развитая мускулатура, широкие плечи, крупная голова, узкие бедра. (3) пикник (Чехов: “толстый”). Лицо: фас – пятиугольник (скулы особо выделяются за счет жировых отложений). Соотнесение типа телосложения с психическими заболеваниями. Выделил типовые на основе 2 заболеваний: 1) шизофрения (Sch). Э. Блейлер: “шизофрения” (впервые). Основной признак – аутизм. Ориентация на себя – искаженное восприятие мира. Аутистическое мышление – уход от реальности. 2) циклический (маниакально-депрессивный) психоз. Резкая смена настроения: беспричинная радость – беспричинное уныние. Вывод: связь шизофрении и типов астеник, атлетик; связь МДП и типа пикник (надежный факт). Шаг № 2: интерпретация. 1) Кречмер и др. Отсутствие качественной грани между нормой и патологией. Количественные отличия: малая психиатрия – невроз. Шизофрения и МДП – центры более общих образований (изучал истории болезни не только пациентов, но и родственников). Аномалии характера, соответствующие им: шизоид (испытывает трудности в социальной жизни) и циклоид. Малая психиатрия: индивидуальные типы характера. Ганнушкин: типы – психопатии. Циклоид: общителен, открыт миру, доброжелателен. Принимает мир таким, каков он есть. Активный, деятельный (сангвиник Гиппократа; Павлов, Айзенк). Редко доводит дела до конца. Существует зависимость от окружения, т.к. в эмоциональных ситуациях ему необходимо выговориться. Может потерять себя, раствориться в среде. Эмоциональная шкала: постоянная радость – постоянная грусть. Не в состоянии контролировать эмоции. Шизоид: замкнут, крайне раздражителен. Противостоит миру. Навязывает ему свои нормы. Ориентирован на себя: “напоминает готический замок – снаружи скромен и бесцветен, внутри – роскошные пиры”. Редко имеет друзей, его партнер должен отвечать некоторому идеалу: “если я тебя придумала, стань таким, как я хочу”. Эмоциональная сфера: крайняя чувствительность (ранимость) – эмоциональная тупость (полное внешнее безразличие к окружающим). 2) только Кречмер. От пограничных расстройств – к нормальной индивидуальности. Предположение о существовании общих биотипов. Биотип – единство телесных и психических черт. Изучение на вождях и героях. Исследователи, писатели, политики: нашел мало. Только описание, нет объяснения. Циклотимик: доверяет чувствам, а не разуму. Богатая интуиция мыслителя. В политике склонен к компромиссам. Шизотимик: предпочитает науки, где нужно обобщать. Мир изначально схематизируется. Основная ориентация на себя. Ориентация на поиск внутренних причин. В политике – яркие революционеры.

У. Шелдон. Выделяет индексы – показатели ключевого типа телосложения. Соответствие признаков, их корреляции. Типы как группы свойств.

Психопатии и акцентуации характера. Объяснительные теории. Они построены снизу, эмпирически.

Проблема выделения общих психических типов. Построение сверху, дедуктивно. Назначение: дать человеку средства к пониманию своей индивидуальности. Юнг, 20е годы. Книга “Психологические типы”. Часть 1: историческая, исследует взаимодействие типов, везде находит пары. Часть 2: подведение итогов. Шаг №1. Выделение направленности, общей установки субъекта. Везде есть взаимодействие сил: расширение и сжатие. Художник стремится во вне – экстраверт. Мыслитель стремится внутрь – интраверт. Итог: выделение двух, взаимодополняющих направленностей субъекта. Шаг №2. Проблема эмпирического соответствия. Каждый человек обладает обеими установками. Наличие двух психических сфер у человека: сознание и бессознательное. Шаг №3. Идея равновесия. Анализ психических функций: экстраверт – эмоциональный человек. Интраверт – рациональный человек. Попытка выделить две оси, четыре типа. Шаг №4 отражение полного цикла контакта человека с миром. Стадии: а) ощущение (восприятие) – сенсорика, способность воспринимать мир объективно. Б) эмоции – ориентировка на отношение к событиям. В) мышление – вскрытие существенных свойств. Г) интуиция – способность к прогнозированию будущих результатов. Замечания. 1) выделяя типы, можно различать больше параметров. Э. Шпрангер: выделяет типы по основному социальному мотиву человека. 2) а. Ф. Лазурский: типы как уровни развития личности, познание себя предполагает развитие.

№ 2. Ганнушкин: изучение взрослых. Психопатия – аномалия характера, которая (1) определяет весь психический облик человека, (2) относительно неизменна при жизни, (3) связана с социальной дезадаптацией. Классификация: 10 типов. А. Е. Личко: изучение детей. Акцентуация – крайний вариант нормы, связанный с резким, излишним подчеркиванием определенной черты, что приводит к болезненной чувствительности в одних социальных ситуациях при относительной устойчивости к другим. Любой подросток имеет акцентуация, иногда это является признаком возраста. Задача: выявить социально неприемлемые реакции акцентуанта. Классификация: 12 типов (10 типов Ганнушкина + циклоид, шизоид).

Ганнушкин: психопатии. Личко: акцентуации.

Группа циклоидов (I – II как ее полюса).

I Конституционально-возбужденная группа. Гипертинный тип.

Выражение МДП. Постоянно приподнятое настроение, повышенная активность. Часто увлекается, интерес к миру, неформальный лидер, разносторонние интересы. Неустойчивость интересов (следствие в жизни: скромные успехи). Азартный игрок. Склонность к аферам. С легкостью принимает жизненные невзгоды. Часто это возрастная черта.

II Конституционально-депрессивная группа. Сенситивный тип.

Основной признак: беспричинное понижение настроения, повышенная утомляемость, болезненная чувствительность (Павлов: чистый слабый тип НС). Ситуации, связанные с проверкой, вызывают излишнюю раздражительность. Основной признак: боязнь проверок. Многие шаблонные ситуации воспринимаются как неопределенные. Трудности в повседневном общении. Стремится компенсировать это, привлечь к себе внимание, победить тревогу, но возникает чувство стыда.

III Группа лабильных.

Неустойчивость эмоциональной сферы. Эмотивно-лабильный тип: эмоциональность. Реактивно-лабильный: смена настроения из-за внешних обстоятельств. Не имеет долгих привязанностей, размытые интересы, не может долго сдерживать обещания. Не умеет правильно выразить, оформить и сохранить привязанность, удержать в поведении.

Группа психастеников.

IV Группа неврастеников. Астено-невротический тип.

Болезненная чувствительность вплоть до мнительности в отношении собственных телесных переживаний. Часто посещает поликлинику сразу в нескольких кабинетах. Болезненное отношение к физическому и психическому здоровью.

V Группа психастеников. Психастенический тип.

Чрезмерная нерешительность. Нет внутренних средств для принятия решений. Компенсация с помощью внешних (гороскопы и др.) средств. Даже собственное решение принимает с опорой на внешние средства (Л. Н. Т.: “Воскресение”, заседатель суда).

VI Группа параноидов. Не выявлены.

Склонность к созданию сверх ценных идей. Кажется ориентированным на себя, оценивает других и относится к ним в соответствии со своими сверхценными утверждениями. Требователен, жесток, злопамятен, капризен и раздражителен. Он – резонер (человек, склонный к обоснованию своих убеждений), но его словесный поток однообразен, не оригинален.

VII Группа эпилептоидов. Эпилептоидный тип.

Ключевые признаки: наличие эмоциональных приступов, наличие вязких эмоциональных состояний, наличие моральных дефектов. Находится на гране выполнения нормы. Ханжа, подчеркивает свое соблюдение норм. Стремится к лидерству, но редко достигает его. Положение ближайшего подчиненного у лидера, перед которым заискивает. Жесток по отношению к слабым. Может быть деятельным, упорным. Склонен дойти во всем до предела. Часто что-нибудь коллекционирует. Склонен овладевать ручными умениями, склонен тренироваться один.

VIII Группа истероидов. Истероидный тип.

Необходимость привлечения внимания любой ценой. Неожиданные, немотивированные поступки. Склонность к фантазированию: неверное представление реальности. Человек уходит от сознания своей мотивации, придумывает себе тяжкие грехи. Патологически лгун. Крайний случай – фанатик. Это особенность подросткового возраста, которая может сочетаться с другими.

IX Группа неустойчивых. Неустойчивый тип.

Невозможность действовать без образца. Отсутствие сложившихся способов поведения, зависим от окружающих. Компенсация: выбор яркого образца. Гипертинный подросток: лидер в подростковых компаниях, склонен к употреблению химических возбудителей, но потом испытывает долгий и тяжкий стыд.

X Группа конституционально-глупых. Конформный тип.

Интеллектуальная сниженность. Будет успешен, если выберет себе средний образец. Ханжа, резонер. Дежурные, обыденные мнения. Необходимость подражать, быть как все.

Итог: т.к. характер – образование на основе врожденных свойств, то он есть у всех. Ганнушкин: нормальный характер – условность, которая реально не существует. Норма создается человеком как личностью (создается обществом).

Леонгард: “Акцентуированные личности”. На материале художественной литературы выделяет типы. Акцентуации и психопатии – попытки природы наметить те точки, в которых возможна социальная дезадаптация.

Список литературы





Похожие курсовые работы

1. Комедия Грибоедова горе от ума образ Чатского

2. Е сочинение по литературе горе от ума образ чатского

3. Горе от ума грибоедов образ чатского

4. Образ чатского в комедии горе от ума

5. Сочинение по теме горе от ума персонажа Чатского

6. Миллион терзаний гончаров конспект образ чатского

7. Характеристика Чатского в комедии Горе от ума

8. Горе от ума идеалы Чатского

9. Характеристика чатского горе от ума

10. Горе от ума характеристика чатского

11. Сочинения образ чатского

12. ЦИТАТЫ ГОРЕ ОТ УМА ОТНОШЕНИЕ ЧАТСКОГО К КНИГАМ

13. Сравнительная характеристика чатского И фонвизина

14. Сочинение так я вижу чатского

15. Биография Чатского из горя от ума

Курсовые работы, рефераты и доклады