Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Работа по курсу "Статистика" на тему:
"Рынок услуг в европейском макрорегионе"
Содержание
Введение
Часть 1. Европейский макрорегион в системе мирового экспорта/импорта услуг
Часть 2. Основные показатели развития отдельных видов услуг в Европе
Часть 3. Рынок услуг в Европейском Союзе
Заключение
Источники
Приложения
Введение
Одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных секторов мирового рынка является торговля услугами, характеризующаяся устойчиво высокими темпами роста, превышающими в последнее десятилетие темпы роста международной торговли товарами.
Под услугой принято понимать такую деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а проявляется в некотором полезном для потребителя эффекте, удовлетворении конкретной потребности получателя услуги. В число услуг входят: транспортировка, банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникационная связь, строительство, образование, реклама, медицинское обслуживание, обработка информационных данных и другие.
Международная торговля услугами не является новым явлением. Многие услуги давно приобрели важное международное значение. Повсюду в масштабах мировой экономики услуги потребляются во всё более возрастающих количествах. В большинстве национальных экономик доля услуг в производстве достигла большой величины, превысив в развитых странах 70%, а в развивающихся странах составила в среднем 50%. Страны, которые некогда доминировали в промышленном производстве (Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Япония), осознали свою роль в мировой экономике скорее в качестве конкурентоспособных поставщиков услуг, нежели в качестве производителей основных товаров. На долю экономически развитых государств приходится более 70% экспорта услуг. При этом удельный вес первой пятёрки ведущих стран превышает 50% мирового вывоза услуг, а на 4 государства – США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44%.
Основное движение услуг осуществляется внутри Европейского макрорегиона. На него приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. Вместе с тем здесь наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП. Для стран этого региона также характерны более высокие темпы роста внешней торговли услугами по сравнению с товарами и заметное увеличение их удельного веса в экспорте. Следует отметить, что большинство стран Европейского макрорегиона имеют положительное сальдо баланса услуг.
Часть 1. Европейский макрорегион в системе мирового экспорта/импорта услуг
На сегодняшний день Европейский макрорегион занимает ведущее место на мировом рынке услуг. На него приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. В Таблице 1.1. и Таблице 1.2. представлены лидеры в мировом экспорте и мировом импорте услуг, приведены показатели объёмов их экспорта/импорта услуг, доли в мировом экспорте услуг, а также показатели годового прироста их доли на мировом рынке услуг. Как можно заметить по данным, приведенным в таблице, основную группу стран, лидирующих в мировом экспорте/импорте услуг, составляют страны Европейского макрорегиона. Эти же страны характеризуются и наиболее высокими показателями годового прироста своей доли на мировом рынке услуг.
Таблица 1.1. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г.
Экспортёры | Объём экспорта, билл. долл. | Доля в мировом экспорте услуг | Годовой прирост,% | |
1 | США | 388,8 | 14,1 | 10 |
2 | Великобритания | 227,5 | 8,3 | 11 |
3 | Германия | 168,8 | 6,1 | 12 |
4 | Япония | 122,5 | 4,4 | 14 |
5 | Франция | 114,5 | 4,2 | 0 |
6 | Испания | 105,5 | 3,8 | 12 |
7 | Италия | 97,5 | 3,5 | 10 |
8 | Китай | 91,4 | 3,3 | 24 |
9 | Нидерланды | 82,5 | 3,0 | 5 |
10 | Индия | 73,8 | 2,7 | 36 |
Таблица 1.2. Лидеры в мировом импорте услуг, 2006 г.
Импортёры | Объём экспорта, билл. долл. | Доля в мировом экспорте услуг | Годовой прирост, % | |
1 | США | 307,8 | 11,6 | 9 |
2 | Германия | 219,1 | 8,3 | 7 |
3 | Великобритания | 172,0 | 6,5 | 8 |
4 | Япония | 144,0 | 5,4 | 9 |
5 | Франция | 108,8 | 4,1 | 4 |
6 | Китай | 100,3 | 3,8 | 21 |
7 | Италия | 98,4 | 3,7 | 11 |
8 | Ирландия | 78,4 | 3,0 | 12 |
9 | Нидерланды | 78,1 | 2,9 | 8 |
10 | Испания | 77,9 | 2,9 | 17 |
Часть 2. Основные показатели развития отдельных видов услуг в Европе
Согласно классификации услуг Всемирной торговой организации (ВТО) все услуги делятся на транспортные, туристические и прочие услуги, в состав которых входят услуги связи, строительства, страхования, финансовые, компьютерные и информационные, услуги в области авторского права и лицензирования и др. Таблица 2.1. отражает динамику развития отдельных видов услуг в период с 1995 по 2006гг.
Таблица 2.1. Годовой прирост экспорта отдельных видов услуг в Европе (%), 1995-2006 г.
Вид услуг * | 1995-00 | 2000-06 | 2004 | 2005 | 2006 |
Все услуги: | … | 12 | 20 | 9 | 11 |
Транспортные | 3 | 11 | 25 | 12 | 7 |
Туристические | 2 | 9 | 15 | 6 | 8 |
Прочие услуги | … | 14 | 20 | 10 | 13 |
В соответствии с данными Таблицы 2.1. построена диаграмма, отображающая динамику прироста экспорта отдельных видов услуг в Европейском макрорегионе в период с 1995 по 2006гг.
Диаграмма 2.1. Динамика прироста экспорта отдельных видов услуг в Европейском макрорегионе в период с 1995 по 2006гг.