Ноосфера и экологический кризис
Плаксенко Л.А.
Великий русский и украинский ученый Владимир Иванович Вернадский ввел понятие «ноосфера», как искусственно созданная среда обитания человека. Иными словами, среда обитания разума есть не что иное, как ноосфера.
Дальнейшее развитие биосферы и ее переход в ноосферу происходит за счет основной движущей силы – научной мысли, т.е. человек – сила развития природы. Эта сила далеко не всегда позитивна и в большинстве случаев приводит к негативным последствиям при нашей безрассудной деятельности.
Общая характеристика глобального экологического кризиса: с 1950 по 1995 г. по В.Л.Советкину, вредные выбросы возросли в 18 раз, 25% площади океана покрылось пленкой нефти, сброс в океан бытовых отходов достиг 6,5 млн. тонн, фосфора 6 млн., свинца 2 млн., ртути – 5 тыс., пестицидов 50 тыс. тонн. В результате этого продуктивность океана упала на 15-25%. Уровень загрязнения многих промышленных центров Украины ныне превышает десятки ПДК.
Примером тому могут служить экологические проблемы, связанные с бытовыми и промышленными отходами. Сейчас решение этих проблем принимает все большую и большую значимость. В нашей стране складирование на свалках - основной способ обращения с отходами, а это приводит к загрязнению окружающей среды, и превращает Украину и особенно густонаселенную промышленную Донецкую область в зону бедствия.
Статистика свидетельствует: в год на одного человека в Украине приходится более 300 кг бытового мусора, т.е. это значит, что объем свалок увеличивается в среднем на 50 млн. м3. Только в Донецкой области накопилось более 400 млн. м3 твердых бытовых отходов, а занимают они более 3000 гектаров.
Однако большую опасность представляют предлагаемые методы борьбы с бытовыми отходами. Одним из основных, наиболее быстрых и широко применяемых считается сжигание, при котором образуются очень опасные вредные вещества, и наиболее опасными считаются диоксины и фураны. Эти соединения образуются при температуре 250-1000 0С , не разлагаются в течение десятилетий, а из организма человека вывести их прак-тически невозможно.
Установлено, что диоксиноподобные вещества не имеют порога безопасности. Диоксины сопровождают нас на каждом шагу, и выделяются не только при сжигании мусора на свалках, но даже при хлорировании водопроводной воды, при производстве электротрансформаторов, при отбеливании бумаги, при производстве бумажной упаковки и в сотнях других процессов. В результате этого происходит загрязнение огромных про-странств диоксинами, причем в большей степени загрязняются непромышленные зоны.
Полностью остановить выброс супертоксикантов в атмосферу теоре-тически возможно, но для этого понадобится кардинальное изменение всей технологии промышленности и сельского хозяйства, что очень проблематично.
Одной только экологической проблемы промбытотходов достаточно, чтобы погубить человечество. Отравление высших организмов супертоксикантами развивается со скоростью эпидемии, и как только достигнет глобальных размеров, мутации геномов человека и многих высших организмов станут необратимыми.
Другим методом утилизации отходов, который предлагает Донецкий национальный технический университет, является термолизная переработка, при этом промышленные и бытовые отходы не сжигают, а нагревают до 650-1000 0С без доступа воздуха. Все это можно осуществить на коксохимическом заводе, несколько модифицируя печи. Образующиеся летучие вещества направляют на уже существующее химическое крыло для извлечения полезных веществ, а полученный после термолиза твердый остаток пригоден как топливо для производства электроэнергии. Диоксины при этом также образуются, но не попадают в атмосферу, а улавливаются и утилизируются, в этом и заключается главное преимущество данного метода с точки зрения экологии.
Как видим, проблема бытовых отходов занимает особое место в эко-логии. И самое главное заключается в том, что только «мыслящий человек» способен решить эти проблемы, проблемы, которые он сам создал и создает на протяжении своего существования. И в этом деле может помочь лишь наука – «главная сила созидания ноосферы», потому что она содержит, как утверждал В.И.Вернадский, безграничную возможность развития, лишь наука выступает в роли средства совершенствования самого человека, развития его самосознания.
И прав М.Хайдеггер, который сказал: «Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе».
Каждый разумный человек понимает – двигаться по пути, который ведет к погибели нельзя, этот путь – путь, лишенный всякой логики, но все человечество подошло к пропасти, мы приблизились к ее границе вплотную. Наше спасение зависит от нас, и реально наступит только тогда, когда жажда постоянной прибыли престанет быть целью нашего существования. За этим стоит цена нашей жизни, наше будущее!
«Научная мысль – говорил В.И.Вернадский – как проявление живого вещества по существу не может быть обратимым явлением – она может остановиться в своем движении, но раз создавшись и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития в ходе времени». Пробуждение мысли рано или поздно наступит, так как уже произошло изменение биологического состояния, поэтому будем надеяться на то, что это пробуждение скоро и мы успеем…
Интеллект достиг такого огромного могущества своего воздействия на природу, что выработанные в предыдущем историческом опыте средства сдерживания перестали отвечать новым требованиям, носитель разума сделался смертельно опасен для самого себя…
Человек – часть природы, он венец творения, и только от него зависит состояние и целостность природы. Переход же к ноосфере возможен только в том случае, когда человек научится правильно организовывать свою деятельность и предвидеть ее негативные последствия, только так можно избежать самоуничтожения человечества и природы. Человек – огромная сила, способная преодолеть любое препятствие на своем пути, и ничто и никто не способен ее остановить, кроме его самого.
Мудрость Дома Земля. О мировоззрении XXI века. Экогеософский альманах, вып. 4-5. Под редакцией В.А. Зубова. - СПб.-Донецк,2003.-274с.
Список литературы
1. Открытый урок по теме монголо татарское иго
2. Открытый урок по теме бульоны
3. Урок по теме новокрестьянские поэты
4. Урок по теме гончаров мильон терзаний
5. Урок по теме жилище человека с презентацией
6. Открытый урок по теме основы селекции
7. Открытый урок немецкого языка по теме живопись
8. Урок по теме Фамусовская Москва в Горе от ума в
9. УРОК ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ еВГЕНИЙ оНЕГИН
10. Биология Урок по теме Работа мышц презентация
11. Урок по теме философская лирика Пушкина
12. Урок химия и литература по теме Металлы
13. Урок по теме Судьба человека Шолохова
14. Урок по теме Образ России в поэзии Блока
15. Урок по теме новаторство романа евгений онегин