"За рубежом вседневного удела..."
(о поэзии А.Фета в 10 классе)
На урок по поэзии Фета в 10 классе я иду с целой стопкой сборников его стихотворений. Да-да, это не опечатка двадцать сборников у меня в руке. Только сборники эти необычные: составители их сами ученики. За три недели до урока ребята получили задание: самостоятельно почитать стихотворения Фета и составить свой собственный сборник, предварив его вступительной статьей с объяснением принципа строения сборника и необходимыми сопроводительными комментариями. В чем плюсы этого задания Во-первых, поэт ни в коем случае не навязывается ребятам; напротив, они имеют возможность найти пусть несколько, но действительно близких им стихотворений, рассказать о своем Фете. Во-вторых, естественным образом расширяется круг поэтических произведений, с которыми знакомятся ученики, ибо задание предполагает обращение к достаточно большому корпусу текстов. В-третьих, ребята пробуют свои силы в доселе им незнакомом и достаточно трудном жанре вступительной статьи, что побуждает их внимательно отнестись к вступительным статьям, сопровождающим различные поэтические сборники, уяснить особенности их построения и характер информации, в них представленной.И, наконец, в-четвертых, поскольку основная часть работы вынесена за пределы урока, учитель может, с одной стороны, сэкономить дополнительное время, а с другой, уделить много внимания анализу сборников, чтобы подвести определенные итоги коллективной работы, расставить акценты, дополнить и обобщить выводы ребят. С этого анализа и начинается урок.
Прежде всего, стоит отметить малое количество работ, выполненных формально. Фет задел , заинтересовал, вызвал желание читать, искать, даже стал определенной потребностью об этом пишут авторы многих сборников. Пытаясь объяснить этот феномен, ребята сходятся в том, что поэзия Фета позволяет человеку уйти из серой, повседневной жизни в мир красоты и гармонии, зовет туда, где за рубежом вседневного удела царит вечное, прекрасное:
Каждый раз, читая стихи Фета, вновь и вновь переживаешь те самые неуловимые мгновения, захватившие когда-то душу поэта. Неясные воспоминания, полузабытые слова, непередаваемые ощущения, нахлынувшие в вашу душу вместе со стихами Фета, помогают забыть о проблемах мира сего, помогают поверить в себя, достигнуть полной внутренней гармонии с самим собой .
(Першина Маша)
В нашей жизни слишком мало гармонии, любви, неги, в наших душах зима. Я неслучайно вместе с темой весны выбрала тему любви: в моем сознании весна ассоциируется с любовью, а любовь с весной. Так пусть весна растопит лед наших сердец, а любовь согреет душу, пусть читающий этот маленький сборник хоть на несколько минут забудет о житейских заботах и окунется в этот чистый мир весны, любви и жизни .
(Радковская Катя)
Для меня Фет певец любви и смерти, музы и Бога, красоты и боли. Но что мне кажется самым главным в его стихах это тот тихий, мягкий и неяркий, полный благоухания и красоты свет, который, по-моему, пронизывает все стихи Фета. Несмотря на то, что его стихи совсем не похожи друг на друга, они все пронизаны этим прекрасным светом. Этот свет объединяет все стихи Фета в какой-то дивный мир, про который нельзя сказать обычными словами .
(Аверинцев Иван)
Многие авторы сборников в попытках наиболее точно передать собственные впечатления от легкой , зыбкой , неуловимо прекрасной поэзии Фета прибегают к музыкальным аналогиям:
Если переложить стихотворение Фета Я долго стоял неподвижно на музыку, то (составитель уверен в этом) получится медленная, задумчиво-отрешенная, словно из тихого сна страны Покоя пришедшая, загадочная и неясная, органная месса, и не один голос будет ее исполнять, а хор, легко и неспешно неся нас в ширине и глубине своих звуков .
(Назарян Асатур)
Ребята абсолютно правы в подобном подходе, ибо музыкальность одно из важнейших свойств фетовской поэзии. Поэты всегда тяготились словом, его способность выражать невыразимое отчетливо ставилась под сомнение Жуковским, Тютчевым. Это же и у Фета О если б без слова сказаться душой было можно! Музыка стоит к невыразимому гораздо ближе поэзии, и Фет одним из первых делает прорыв в музыкальную область и в способе развития темы, и в ритмике, и в звуковой оркестровке стихотворения. Во многом из-за этого поэзия его будет не оценена современниками. Впрочем, не всеми именно музыканты признают Фета своим: ... можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена, но никогда Пушкина, Гете, или Байрона, или Мюссе. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого также его часто не понимают, а есть даже и такие господа, котрые смеются над ним или находят, что стихотворения вроде Уноси мое сердце в звенящую даль... есть бессмыслица. Для человека ограниченного и в особенности немузыкального, пожалуй, это и бессмыслица, но ведь недаром же Фет, несмотря на свою несомненную для меня гениальность, вовсе не популярен (П.И.Чайковский).
Обязательно стоит остановиться на том, чего в реальности стоила Фету его приверженность красоте и гармонии, поговорить о его жизни и судьбе. Этот аспект также нашел отражение во вступительных статьях к сборникам. Резкое несоответствие жизненного и поэтического планов в личности Фета очень заинтересовала ребят. Действительно, жизнь Фета полна трагических моментов: это и борьба с безжалостной судьбой в попытках вернуть утраченное дворянство, и таинственная смерть любимой женщины, и непонимание и издевательства современников. Стоит подробно рассказать ребятам обо всех этих моментах (интереснейший материал о биографии Фета учитель найдет в книге Б.Я.Бухштаба А.А.Фет. Очерк жизни и творчества.Л.1990), остановившись особо на характеристике времени, в которое приходилось писать Фету, и его позиции в споре об искусстве.
В годы, когда поэзия явно проигрывала прозе дело дошло даже до того, что в конце 40-х начале 50-х годов 19 века толстые журналы практически совсем не печатали стихотворных произведений, когда от искусства требовалась прежде всего польза, Фет настойчиво проводит мысль об а-полезности, а-политичности искусства. Поэзия и действительность несопрягаемы. Сфера искусства красота. Поэт далек от жизни, он безумец с точки зрения обычных людей;ср. высказывания самого Фета:
Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор .
Кто развернет мои стихи, увидит человека с помутившимися глазами, с безумными словами и пеной на устах бегущего по камням и терновникам в изорванном одеянии .
Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он воспарит по воздуху, тот не лирик .
Чем тяжелее и безрадостнее жизнь, тем чище, светлее и прекрасней должна быть поэзия этот парадокс Фет утверждал всей своей жизнью.
Выше было подчеркнуто, что одним из непременных условий, стоящих перед авторами вступительных статей, было объяснение принципа построения сборника. Как правило, стихотворения подбирались и располагались по тематическому принципу. В основе многих сборников оказались своего рода ключевые мифологемы поэзии Фета Ночь , Весна , Любовь , Музыка и т. п. Многие авторы сходились в том и это глубоко оправданно,- что все фетовские темы можно объединить в две большие сферы: Природа и Душа. Эти стихии неразделимы, они как бы проникают друг в друга. Фет возводит такое взаимопроникновение в принцип и следующим образом формулирует задачу поэзии:
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах ...
Обратим особое внимание на последнюю строчку именно жизнь природы и жизнь человеческой души, полные неясных, неуловимых, тайных переживаний, и должна отразить поэзия. Поэтому так много у Фета перекрестных образов; ср.:
Дул север. Плакала трава
И ветви о недавнем зное,
И роз, проснувшихся едва,
Сжималось сердце молодое.
. . . . . . . . .
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Открываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Это фетовский взгляд на мир, его открытие, его новаторство, резко выделившее его из ряда современников. Это отмечали многие авторы вступительных статей:
В моем сборнике весенней лирики Фета весна предстает не только как самостоятельный образ, не только как время года, но и как состояние души. Природа не выступает сама по себе , она неразрывно связана с лирическими переживаниями поэта, с живым человеческим чувством. И порой невозможно определить, о чем же пишет автор о красоте окружающего мира или о красоте возникающего чувства. Весна в лирике Фета это пробуждение красоты мира, время, когда начинают звучать струны человеческой души .
(Лежнева Таня)
Следует, на наш взгляд, подчеркнуть, что особенностью художественной манеры Фета была не просто фиксация чувства, но интерес к неясным, смутным душевным движениям, для передачи которых нужно было активизировать все эмоциональные ореолы слова (Бухштаб), его ассоциативные поля. Это один из аспектов фетовской музыкальности, проявляющейся на разных уровнях стихотворения; ср.: Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие, такие, можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение оставляет в душе читателя. (В.П.Боткин).
Думается, что урок, посвященный анализу сборников и проходящий в своеобразном поэтическом ключе, уместно завершить прослушиванием романса на стихи Фета Сияла ночь. Луной был полон сад. в прекрасном исполнении Георгия Виноградова музыкальный финал не только внесет в него дополнительную эмоциональную струю, но и станет прологом к следующему уроку, посвященному культуре городского романса 19 века, на развитие которого поэты фетовского направления оказали мощное влияние.
Список литературы
1. Календарно тематическое планирование волейбол
2. Тематическое планирование по физкультуре в классе
3. Календарно тематическое планирование по ритмики
4. Календарно тематическое планирование секции ОФП
5. Календарно тематическое планирование СОЗ
6. Календарно тематическое планирование ГПД в
7. Календарно тематическое планирование
8. Тематическое планирование секции волейбол в школе
9. Календарно тематическое планирование кружка
10. Календарно тематическое планирование по ГПД класс
11. Календарно тематическое планирование по волеиболу
12. Календарно тематическое планирование по истории
13. Календарно тематическое планирование по технологии
14. Календарно тематическое планирование по экологии
15. Волейбол тематическое планирование тренировок