РЕФЕРАТ
по курсу
«ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА»
на тему
«Образование Украинской Центральной Рады
и сущность ее политической программы»
Выполнил:
студент заочного отделения
группы_________________
_______________________
Проверил:
_______________________
г. Симферополь, 2006
ОБРАЗОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАДЫ
И СУЩНОСТЬ ЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание
Политическая обстановка в Украине накануне создания Украинской Центральной Рады
Создание Украинской Центральной Рады и основные положения ее политической программы
Первые шаги Украинской Центральной Рады на пути к автономии Украины
I Универсал Центральной Радыю
II Универсал Центральной Рады
Использованная литература
Политическая обстановка в Украине накануне создания Украинской Центральной Рады
Победа Февральской революции и крах самодержавия в Российской империи обусловили смену органов власти и управления в Украине. О падении монархии и создании Временного правительства в Киеве было официально объявлено 1 марта 1917 года. Губернаторы были устранены. Высшим должностным лицом в губернии стал комиссар Временного правительства, которым обычно назначался председатель губернской земской управы. На местах начали создавать общественные комитеты, в которые вошли члены городских дум, предприниматели, интеллигенция. В Киеве возник совет объединенных организаций города. Состоялись земские съезды, избравшие исполнительные губернские комитеты. Параллельно создавались советы рабочих и солдатских депутатов, к руководству которыми пришли эсеры, меньшевики.
Активизировалась общественно-политическая жизнь. Возобновились старые, возникли новые украинские политические партии: Товарищество украинских поступовцев, которое реорганизовалось в Союз украинских федералистов-автономистов, социал-демократы, социал-революционеры, Украинский крестьянский союз.
Возрождались "Просвіти". Разворачивали деятельность кооперативные организации. Были основаны Военный совет, Центральный украинский кооперативный комитет. Появились газеты, возобновилось издание “Нової Ради”. На политическую арену вышли уже известные и молодые общественно-политические деятели.
Создание Украинской Центральной Рады и основные положения ее политической программы
Организация украинских прогрессистов (ТУП), которая продолжала свою деятельность и поддерживала связи в своей сети на протяжении всего лихолетья (от нее исходили, собственно, все организованные украинские выступления тех лет), выйдя из подполья, проявила инициативу в создании национального органа в Киеве в первые дни марта 1917 года. 4 марта 1917 года в Киеве собрались представители украинских партий, научных, просветительных, кооперативных, студенческих и других организаций, провозгласившие создание Украинской Центральной Рады. В нее вошли представители партийных групп, кооперативов, рабочих, военных, культурных и профессиональных организаций для сплочения украинского гражданства независимо от партийной и групповой принадлежности, с целью добиться от правительства установления широкой национально-территориальной автономии в Российской федеративной республике. Задача эта была нелегкой при недостаточных возможностях украинской прессы. После всех произошедших погромов и полного расстройства печати, вызванного войной, украинская пресса возрождалась постепенно, с конца марта (начиная возобновленной «Новою Радой», затем социал-демократической «Робітничою газетою», еще позднее, уже в мае, крестьянской «Народною волею» и разными более мелкими изданиями). Из-за такой неорганизованности украинской прессы оповещение украинских граждан о политических задачах данного момента шло весьма неудовлетворительно - через прессу российскую, почтой и телеграфом - очень неаккуратным в то время. Однако граждане были так насторожены, что с полуслова принимали всякие политические и организационные лозунги.
Председателем Украинской Центральной Рады избрали 51-летнего М. С. Грушевского, лидера ТУП (Товариство Українських Прогресистів), заместителями - Д. Антоновича и Д. Дорошенко. Центральная рада обратилась с воззванием "К украинскому народу", в котором призывала сохранять спокойствие, избрать новых людей в органы самоуправления, строить свободную жизнь.
Первые сообщения об учреждении в Киеве Центральной Рады послужили сильным толчком для организаций провинциальных, которые заявляли Центральной Раде, что признают ее своим верховным и руководящим органом, временным украинским национальным правительством, просят принять в свой состав их представителя и дать указания относительно работы на местах. Для того, чтобы выяснить степень национального самосознания масс, украинская Центральная Рада назначила в Киеве на 19 марта 1917 года проведение национальной манифестации, которая прошла величественно и явно продемонстрировала, что украинство вовсе не является принадлежностью какою-нибудь кружка интеллигентов, а действительно широко пошло в массы. На вече во время проведения этой манифестации были приняты принципиальные постановления: автономное устройство должно быть введено на Украине немедленно, затем соответствующие документы должны быть поданы на утверждение в Российское учредительное собрание, а Временное российское правительство обязано сразу же издать декларацию с признанием необходимости широкой автономии Украины, - чтобы прочно связать интересы украинского народа с интересами нового строя.
За этой манифестацией последовали большие съезды представителей со всей Украины. Ряд их открылся на Благовещенье съездом ТУП, который взял название Союза автономистов-федералистов. На Пасху состоялся учительский съезд.
Для подтверждения полномочий Центральной рады 6-8 апреля 1917 года был созван Украинский национальный конгресс. Это был съезд, созванный Центральной Радой, чтобы провести новые выборы, придать Раде характер настоящего представительства всего организованного украинского народа и утвердить его политическую платформу. Двери съезда были распахнуты широко, принять участие в съезде дали возможность всевозможным объединениям, организациям и учреждениям, которые считали себя украинскими. Невзирая на трудные условия, в которых приходилось созывать этот съезд, был он многочисленным и интересным. Он собрал около 900 представителей с правомочными мандатами, множество крестьян и солдат и заложил прочные основы для дальнейшего благоустройства Украины. На него прибыли около 1,5 тыс. делегатов, а также гости от украинских губерний, Галичины, Кубани, Крыма, Москвы, Петрограда. Конгресс утвердил Центральную раду как краевую власть. Делегаты выдвинули требование автономии Украины в демократической федеративной России. Переизбрали президиум Центральной Рады, председателем которого стал М. Грушевский, заместителями - Сергей Ефремов и Владимир Винниченко. Определены 150 членов Центральной рады от территорий, а также от партий и национальных меньшинств. Центральная рада, таким образом, превратилась в представительный легитимный орган, получила право выступать от имени нации, а ее решения приобретали характер законов. Она избрала Комитет Центральной рады, который впоследствии получил название Малой рады. Так сформировался центральный орган Украины.
Новая Центральная Рада состояла из представителей от губерний, от военных, крестьянских и рабочих организаций, от культурных и профессиональных партий и товариществ. Программа этой организации вначале была оставлена чисто политической: введение национально-территориальной автономии в федеративной Российской республике, сознательно обходя остальные пункты, которые могли вызвать разногласия между представителями партий и групп. Однако месяц спустя Центральная Рада признала невозможным исключение из своей программы вопросов экономической политики, учитывая планы экономической централизации, предложенные российским Временным правительством. Решено было включить в программу охрану экономических интересов края и его трудящихся, определенные средние нормы, на которых должны будут сойтись мнения партий. Пополнение Украинской Центральной Рады представителями рабочих масс, произошедшее в начале июня, придало ей, наконец, выразительный социалистический лик, сделало органом трудящейся демократии и рядом с политическими требованиями твердо поставило требования экономико-социалистические.
Организационные задачи, поставленные Украинской Центральной Радой, программа украинизации жизни и общественного строя на Украине, неожиданно для многих вызвали мощнейшие движения в войсках, которое послужило в ближайшие месяцы прекрасной закваской для украинского движения. Само по себе то, что организационная украинская волна сильнее всего прокатилась в военных кругах, отнюдь не было чем-то неожиданным - в войсках вообще собрался самый цвет, сама сила граждан, и в российской революции в целом войска проявили себя наиболее активно. Еще более неожиданным было как раз то, что это движение вылилось в борьбу за формирование новых украинских войсковых частей, реорганизацию особых армий. Поводом к этому послужило формирование польских легионов, начатое при старом режиме, что самое удивительное, именно в Украине: в Киеве и на его околицах, где подобный факт не мог не задеть чувств местного населения. Новооснованное военное Товарищество им. Полуботка в Киеве выступило с проектом организации украинских казацких полков но этому образцу. Было дозволено формировать такой полк из невоеннообязанных добровольцев, однако на этот призыв стали откликаться люди из войсковых частей, а во второй половине апреля на Киевском «распределительном пункте» собралось несколько тысяч солдат, которые заявили, что отправятся на фронт не иначе, как только в виде украинского полка. Местные военные власти и демократические неукраинские организации совершенно неоправданно раздули из этого целую проблему, говоря об угрозе фронту, обороне, революции, и своими резкими нетактичными оппозиционными выпадами и угрозами только подлили масла в огонь. В войсках началось огромное движение Одна за другой прибывали в Украинскую Центральную Раду делегации от войсковых организаций все более многочисленных, а на военным съезд, назначенный на 5 мая, прибыли представители без малого от миллиона организованных украинских воинов. Второй военный съезд, назначенный месяцем позднее, имел еще более импозантное представительство, почти вдвое большей массы вооруженного украинского народа (1736 тыс. по подсчетам), и то особенно из фронтовых частей, невзирая на запрет проведения съезда военным министром.
Эти съезды впервые дали представление о подлинных размерах украинского движения. Всеукраинский крестьянский съезд, которым состоялся в конце мая и собрал представителей приблизительно от тысячи волостей, также имел ценность в этом смысле, он выявил ту твердую почву, на которой зиждутся политические украинские требования. Украинская Центральная Рада, выдвигая требование широкой автономии Украины, могла рассчитывать на крестьянство и войско. Вооруженный украинский народ, рассеянный по всему фронту и тылу, отстаивая свои военные требования, одновременно выразил желание поддержать Украинскую Центральную Раду в ее общеполитических требованиях и ждал от нее решительной и определенной тактики. К его голосу присоединилось крестьянство, и их голоса не могли остаться неуслышанными Центральной Радой.
3. Первые шаги Украинской Центральной Рады на пути к автономии Украины
1 Универсал Центральной Рады
Исполняя требования митингов, рекомендации съездов, 10 июня 1917 года Комитет (Малая рада) принял I Универсал Центральной рады к украинскому народу, в котором было провозглашено: "Отныне сами будем строить нашу жизнь", т.е. была объявлена автономия Украины (в составе России). 15 июня создан Генеральный секретариат как правительство автономной Украины, председателем которого стал В. Винниченко.
Обнародование Универсала обеспокоило Временное правительство, опубликовавшее "Обращение к украинскому народу", в котором призывалось не отрываться от России. 29 июня 1917 года в Киев прибыли министры Временного правительства на переговоры с Центральной Радой. Они признали право Украины на автономию и согласились, чтобы Центральная Рада выработала статус своих полномочий.
II Универсал Центральной Рады
Итоги переговоров с министрами Рада обобщила во II Универсале 3 июля 1917 года и в специальном постановлении Временного правительства. Универсал отметил, что Украина признает Всероссийское учредительное собрание, которое должно одобрить автономию Украины. В документе речь шла о пополнении Центральной Рады представителями национальных меньшинств. Этот документ общественность восприняла как шаг на пути к автономии. В целом же II Универсал был шагом назад по сравнению с первым в отношении конструирования автономии Украины, проявлением стремления к компромиссу между Центральной Радой и Временным правительством. Правовая основа взаимопонимания между Центральной Радой и Временным правительством оформлена в Уставе высшего правления Генерального секретариата, выработанном Малой радой.
Между тем в столице России изменилось отношение к ситуации в Украине. После принятия большинством голосов декларации Временного правительства министры-кадеты, выступившие против, подали в отставку, что привело к правительственному кризису. Ситуация усугубилась попыткой большевиков 3-5 июля 1917 года поднять восстание в Петрограде и захватить власть. После этих событий был избран новый состав правительства, который возглавил А. Керенский. С новым составом, в который не вошел И. Церетели - главный инициатор достигнутых в Киеве договоренностей, - пришлось иметь дело делегации Генерального секретариата.
Правительственная комиссия категорически отклонила Устав Генерального секретариата. Вместо него была издана "Временная инструкция Генеральному секретариату Временного правительства на Украине", в которой провозглашалось, что Генеральный секретариат является высшим органом Временного правительства (а не Центральной рады) по делам местного самоуправления в Украине. Его компетенция распространялась только на 5 губерний - Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую. Число генеральных секретарей сокращалось от 14 до 9. Выработанные Генеральным секретариатом проекты должны были представляться на утверждение Временному правительству, как и предложения относительно комиссара по украинским делам в Петрограде. Центральная Рада лишалась статуса законодательного органа. Положительным являлся сам факт переговоров Временного правительства с делегацией Центральной Рады и признание хотя и крайне усеченной автономии региона. Несмотря на то, что инструкция реализована не была, она явилась конституционной основой деятельности высших органов власти Украины.
Изнурительная война, паралич власти, распространение анархии, грабежи, беспорядки привели к глубокому кризису всей жизни страны. Останавливались заводы, фабрики, шахты, нарушались графики движения поездов, замирала торговля. Центральная Рада не имела возможности обеспечить сильную власть как в центре, так и на местах. Взяв курс на утверждение в Украине социалистического строя, создание государства “трудящегося народа”, в котором нет места эксплуатации, Центральная рада недоверчиво относилась к тем, кто не разделял социалистических идей или принадлежал к “эксплуататорским классам”. А сама Центральная рада не могла укомплектовать аппарат управления квалифицированными работниками. Фактически власть Центральной рады и Генерального секретариата не распространялась за пределы Киева. Провинция их не знала. Там учреждения Центральной рады создавались с задержкой.
Проявлением кризиса центральной власти явились две попытки государственного переворота. Первую предприняли большевики, которые в начале июля спровоцировали выступления солдат и рабочих в Петрограде. Вторую в августе сделал Л. Корнилов.
В ночь с 25 на 26 октября 1917 года большевики захватили власть в Петрограде. Временное правительство было устранено. II Всероссийский съезд советов провозгласил Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Были приняты декреты о земле, мире, сформировано правительство - Совнарком. Этот переворот охватил всю Россию. Серьезное сопротивление он встретил только на Дону, Кубани и особенно в Украине, где действовали три силы: Центральная рада с Генеральным секретариатом, советы рабочих и солдатских депутатов, возглавляемые большевиками, штаб Киевского военного округа, защищавший позиции несуществующего уже Временного правительства. Фактически штаб объединил в Киеве российские силы, враждебные и украинцам, и большевикам: военный гарнизон, казаков, юнкеров, а также российскую интеллигенцию. 28 октября 1917 года большевики организовали в Киеве восстание 6 тысяч вооруженных рабочих. Между войсками штаба и большевиками началась вооруженная борьба. Против российских войск выступила и Центральная рада. Руководство округа капитулировало, штаб уехал из Киева. Власть удерживала Центральная рада. Генеральный секретариат выступил с воззванием «Ко всем гражданам в Украине», в котором сообщил, что кровавые события «угрожают погубить достижения революции», и заявил, что «энергично будет бороться со всякими попытками поддержать мятежи в Украине». Совнарком признавался правительством центральных районов России. Принимались меры по созданию вооруженных сил. Активизировалась подготовка к Украинскому учредительному собранию, которое должно было утвердить новый общественный демократический строй Украины. Большевики же стремились к установлению диктатуры. Центральная рада постепенно приобрела статус общеукраинской власти. Альтернативы ей не было. Роль Киева как политического центра Украины возросла. Таковы были первые шаги Украинской Центральной Рады на пути к автономии Украины.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. – К.: МП «Левада», 1995. – 696 с.
История Украины / Под ред. Р.Д. Ляха. – Д.: Центр подготовки абитуриентов, 1999. – 416 с.
1. Предпосылки реформ избранной рады
2. Реформы избранной рады и петра
3. Губная реформа Избранной рады
4. Итоги Реформы Избранной Рады в
5. Реформы избранной рады и их значения
6. Административная реформа избранной рады
7. Значение Экономических реформ Петра первого
10. Основные реформы избранной рады
11. Реформы избранной рады и их последствия
12. Значение экономических реформ петра
13. Политические последствия реформы Избранной рады в
14. Военная реформа избранной рады
15. Начало правления Ивана Реформы Избранной рады