СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Особенности организации финансов в строительстве 5
1.2. Нормирование запасов 12
2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ООО «СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЙ ПОЕЗД – 718» 18
2.1. Общая характеристика предприятия 18
2.2. Анализ управления запасами ООО «СМП – 718» 20
2.3. Пути повышения эффективности управления запасами 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ГЛОССАРИЙ 37
БИБЛИОГРАФИЯ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ООО «СМП – 718» 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БАЛАНС ООО «СМП – 718» 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ООО «СМП – 718» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕСТ - СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПОСТАВЩИКА, БАЛЛЫ 45
Управление запасами как отрасль научного знания стала развиваться как самостоятельное направление в начале 20 годов прошлого века. Бурное развитие производства, обострение конкуренции, необходимость снижения затрат ставили перед предпринимателями задачи определения нормативного уровня запаса, оптимального размера заказа, размера страхового запаса, своевременности заказа.
Постепенное накопление материала привело в 50 - 60-е годы к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации. Как отмечает А.Н. Стерлигова, разнообразная специальная литература на русском языке по управлению производством, а позднее по производственному и операционному менеджменту помогла к 80-90-м годам 20- го века сделать инструментарий теории управления запасами легко доступным для практического применения.[] При этом акцент делался исключительно на расчетной составляющей запаса.
В период перестройки и развития рыночной экономики в России проблемы непосредственного управления запасами, казалось, ушли на второй план, стали рассматриваться только на уровне исполнителей и низового звена управления. Между тем, зарубежная наука и практика управления (и, прежде всего, управления логистического, связанного с управлением материальными потоками) за последние 20 лет сделала гигантский шаг от совершенствования методов и моделей расчета уровней запасов к совершенствованию процесса управления запасами, основанного на анализе результатов расчетов уровней запасов.
Результат этого шага очень ощутим при сравнении основных вопросов, решаемых на предприятиях за рубежом и в России. Как указывает А.Н. Стерлигова, как правило, разнообразные образовательные программы, корпоративные и учебные семинары, тренинги и встречи со специалистами, проводимые МЦЛ ГУ-ВШЭ, показывают одну и ту же картину: на вопрос, что слушатели, обычно являющиеся представителями среднего и высшего звена управления, хотели бы выяснить по тематике управления запасами, звучат ответы: «Как рассчитать…», а не «Как управлять ….» или «Как принять решение ….».[]
Указанные отрицательные моменты особенно негативно отражаются на предприятиях, имеющих длительный производственный цикл с большой номенклатурой выполняемых работ в процессе производства, к которым относится и строительная отрасль: несвоевременное обеспечение запасами приведет к срыву договора подряда, а излишняя обеспеченность строительными материалами и сырьем приводит, с учетом их высокой стоимости, к существенному «замораживанию» финансовых ресурсов на складе предприятия, необходимости выделения дополнительного персонала на охрану, учет, погрузку и др. работы, повышает затраты на организацию складирования материалов, требующих специальных условий хранения и т.п.
Указанными обстоятельствами определяется актуальность темы настоящей работы: «Контроль и меры по регулированию запасов на примере ООО «Строительно-монтажный поезд – 718»».
На организацию финансов строительства влияет множество технико-экономических факторов и, прежде всего, как отмечает В.М. Семенов, - особенности строительной продукции как товара[]. Поэтому рассмотрение особенностей организации финансов в строительстве начнем с рассмотрения особенностей строительной продукции как товара.
Строительная продукция как товар представляет собой все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости и предлагается рынку недвижимости для купли-продажи с целью приобретения его для личного или общественного пользования. Это могут быть готовые здания и сооружения жилищно-гражданского или производственного назначения, строительные конструкции и строительные материалы. Строительная продукция может представлять собой также строительные услуги подрядчика, обеспечивающие создание объектов недвижимости. И, наконец, она может выражаться в виде услуг проектно-изыскательской и научно-исследовательской организации по разработке проекта объекта недвижимости. Кроме того, в понятие «строительная продукция как товар» вкладывается комплекс услуг по сопровождению объекта недвижимости как в период строительства, так и в «послестроительный» период. Таким образом, строительная продукция может рассматриваться как товар по замыслу его содержания (проект), товар в реальном исполнении (готовый объект), товар в виде строительных услуг подрядчика и, наконец, товар в виде сопровождения строительной продукции. В этом заключается одно из принципиальных отличий строительной продукции как товара по сравнению со всеми видами товаров массового или серийного производства, выступающего на рынке в виде продукции или ее сопровождения в период эксплуатации.
Производство строительной продукции как товара по замыслу, прежде всего, должно ответить на вопрос, что предполагается предложить покупателю. Для реализации товара, прежде всего, необходимо выявить скрытые за любым товаром нужды потребителя. Пропагандировать и продавать нужно не свойства товара, а выгоды от него. Для покупателя коттеджа, гостиницы, магазина и, наконец, завода, электростанции должны быть раскрыты и обоснованы выгоды от приобретения этих объектов. Покупая строительную ферму, железобетонную плиту перекрытия или другое изделие, покупатель должен видеть очевидную выгоду от приобретения именно этого изделия.
Строительная продукция как товар в реальном исполнении может характеризоваться уровнем качества исполнения, архитектурными, объемно-планировочными и технологическими решениями, особенностями дизайна, марочным названием и т.п. И, наконец, товар может сопровождаться дополнительными услугами, подкрепляющими интерес покупателя: предоставление кредита, рассрочка платежа, гарантийное обслуживание технологического оборудования, эксплуатационное сопровождение, доставка изготовителем строительных конструкций и материалов. Покупателю могут предлагаться и другие дополнительные услуги, подкрепляющие выгоду приобретения этого вида строительной продукции. Идея подкрепления товара дополнительными услугами требует иного подхода к изучению проблем рынка. При таком подходе понятие конкуренции может представляться в ином свете: это конкуренция между собой не того, что произведено строительными, проектными или производственными фирмами, а того, чем они дополнительно обусловили свою продукцию в виде консультаций, гарантий, финансирования, особенностей поставки и прочих услуг, представляющих определенный интерес для потребителя (например, подбор участка под строительство в престижном районе, экологически чистых зонах, позволяющий при практически одних и тех же затратах на создание объекта в период его эксплуатации извлечь более высокий доходы). Опыт оказания проектных и строительных услуг, организация поставки и монтажа технологического и строительного оборудования подтверждают важность поиска эффективных путей подкрепления своего товара дополнительными услугами.
К особенностям строительной продукции как товара, принципиально отличающегося от товаров промышленного производства, технологический процесс которых обеспечивает массовый или серийный выпуск готовой продукции на рынок сбыта, относятся:
- стационарность, неподвижность строительной продукции как в период ее создания, так и в течение всего времени эксплуатации. Размещение строительной продукции на определенном земельном участке делает ее зависимой от стоимости земельного участка, конъюнктуры цен на рынке земли, от природных и климатических условий, которые оказывают существенное влияние ни конструктивные и архитектурно-планировочные решения;
- жизненный цикл строительной продукции обычно более продолжителен по сравнению с товарами промышленного производства, даже длительного пользования, а тем более товарами народного потребления и измеряется, как правило, десятками лег;
- высокая капиталоемкость строительной продукции резко ограничивает круг потенциальных покупателей объектов недвижимости. Потребительские предпочтения в сфере капитального строительства характеризуются консервативностью, в меньшей степени подвержены влияниям моды;
- индивидуальность спроса на объекты недвижимости. В подавляющем большинстве случаев преобладает не массовый, а дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства, учитывающий вкусы и запросы индивидуальных потребителей;
- высокая степень индивидуализации строительной продукции оказывает существенное влияние на эластичность спроса. Этим объясняется относительно ограниченная конкуренция на рынке недвижимости, как между товаропроизводителями, так и потребителями;
- объекты капитального строительства в меньшей мере поддаются стандартизации и унификации. Товарный спрос во многом определяется уровнем профессионализма проектировщика и строительного подрядчика, что придает особую ценность, обусловленную авторством изготовителя;
- каналы распределения и товародвижения продукции капитального строительства характеризуются высоким уровнем специализации, и по сравнению с рынком потребительских товаров коммерческое посредничество в сфере капитального строительства развито в значительно меньшей степени. Здесь чаще наблюдаются непосредственные контакты между товаропроизводителем и потребителем.
К особенностям продвижения строительной продукции кок топора на рынке недвижимости можно отнести следующие:
- вновь созданная строительная продукция на рынке сбыта сразу же попадает в серьезную конкурентную среду вторичного рынка недвижимости, т.е. рынка сбыта объектов недвижимости, которые уже находятся в эксплуатации и, в силу этого, в большинстве случаев имеют более низкую цену, но вместе с тем способны удовлетворить население и тем самым создают трудности с реализацией объектов нового строительства. Реализация вновь созданной строительной продукции в этих условиях в значительной степени зависит от ее потребительского качества, инвестиционной активности предприятий и платежеспособности населения;
- строительная продукция может быть продуктом отложенного потребления, когда потребитель довольствуется имеющимся у него продуктом либо обращается на вторичный рынок за товаром худшего качества, намечая в перспективе приобретение другой недвижимости;
- строительная продукция ориентирована на длительное пользование, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще его будут интересовать улучшения продукта - ремонт, модернизация, реконструкция;
- локальная закрепленность продукции делает рынок подрядных работ локальным, и его развитие может осуществляться только в совокупности с социально-экономическим развитием региона, в котором определены перспективы создания рабочих мест, благоприятные рекреационные условия и т.п.;
- производственно-коммерческий цикл создания строительной продукции продолжителен, поэтому необходимы четкая процедура финансирования, учет фактора времени, наличие информации, дающие возможность довести объект до завершения;
- длительность производственно-коммерческого цикла требует также тщательного обоснования проектных решений, которые сократили бы риск морального старения продукции;
- требования к новизне строительной продукции в условиях рынка высоки, особенно если создается новое производство, которое должно быть конкурентоспособным; в результате этого жизненный цикл товара, производимого строительной организацией, ограничен отдельным заказом, и требуется высокая техническая и технологическая готовность к созданию новой единицы продукции;
- создание каждой единицы продукции требует вовлечения большого числа участников, организация вступает в деловые отношения с целой группой новых партнеров, что является дополнительным источником риска.
Таким образом, можно отметить, что специфические особенности строительной продукции способны оказывать влияние, с одной стороны, на ее реализацию, а с другой - на деятельность проектных и строительных фирм как хозяйствующих субъектов, как при формировании активов, так и при производстве строительной продукции. Практически ни одна из особенностей строительного продукта не создает преимуществ для успешного функционирования на рынке по сравнению с другими производствами, а лишь делает проблемы подрядных фирм многоаспектными и более сложными.
Рассмотрим другие особенности организации финансов строительной организации. Для организаций капитального строительства характерна некоторая специфика, обусловленная особенностями складывающихся здесь экономических отношений. Выделим следующие особенности:
1) более продолжительный производственный цикл, обуславливающий повышенную потребность в оборотных средствах;
2) функционирование строительных организаций осуществляется в различных территориально-климатических зонах, что влияет на индивидуальную стоимость сдаваемых объектов, а также на равномерность поступления выручки;
3) сметная стоимость строящихся объектов устанавливается исходя из договоров с заказчиками и поставщиками;
4) этапы осуществляемых строительно-монтажные работ характеризуются различной степенью трудоемкости, материалоемкости, финансовой обеспеченности;
Осуществление строительства происходит, как правило, в несколько этапов:
1) геологоразведовательных работ;
2) разработки сметы строительства;
3) осуществление строительных и монтажных работ.
Финансирование проводимых работ осуществляется заказчиками, а работы выполняются специализированными организациями. Подобная детализация обуславливает выделение в данной сфере финансовых отношений следующих компонентов, также характеризующихся своими особенностями:
- финансы заказчика;
- финансы проектных организаций;
- финансы геологоразведовательных организаций;
- финансы строительной организации.
Различают подрядный и хозяйственный способы ведения работ. При подрядном способе строительная организация привлекает для отдельных видов работ специализированные организации (подрядчики), которые в свою очередь также могут иметь заключенные договора со специализированными исполнителями (субподрядчики).[]
При хозяйственном способе строительства организация осуществляет все виды работ собственными силами.
Планирование себестоимости работ осуществляется строительной организацией самостоятельно при разработке финансовых планов на основе заключенных договоров. Себестоимость строительных работ может включать элементы:
- затраты, непосредственно связанные с осуществлением строительных работ;
- затраты, связанные с обслуживанием производственного процесса;
- затраты некапитального характера, обусловленные совершенствованием технологии строительства, улучшением отдельных видов работ и т.д.
- текущие затраты: на эксплуатацию очистных сооружений, природоохранные мероприятия и др.;
- дополнительные затраты (например, на осуществление работ вахтовым способом);
- другие виды затрат.
Финансовый результат (прибыль или убыток) деятельности строительной организации слагается из финансового результата от сдачи заказчику объектов, работ и услуг, предусмотренных договорами, реализации на сторону основных средств, иного имущества организации, продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств, находящихся на балансе строительной организации, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.
Балансовая прибыль может быть рассчитана по формуле:
Пб = Прп + Фри + Дв – Рв (1)
где Пб - прибыль (убыток) балансовая;
Прп – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
Фри - финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества;
Дв - доходы по внереализационным операциям;
Рв - расходы по внереализационным операциям.
Прибыль (убыток) от сдачи заказчику строительных объектов, других работ, предусмотренных договором определяется как разница между выручкой от их реализации по ценам установленным в договоре, без налога на добавленную стоимость и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на их производство и сдачу.
Учет вышеотмеченных особенностей функционирования финансов строительной сферы, знание особенностей и этапов организации строительных работ, методов их осуществления позволяют в наибольшей степени максимизировать положительный финансовый результат от осуществления данного вида деятельности.
1.2. Нормирование запасовЗапасы предприятия формируются тремя компонентами: подготовительной, страховой и текущей. Для их обоснования необходимо располагать соответствующим статистическим материалом: объемом строительно–монтажных работ, нормами расхода материальных ресурсов на единицу (в строительстве, как правило – на 1м2 площади), состоянием остатков оборотных средств, данными о поставках ресурсов и их потреблением. При статистическом методе обоснования оценок трех компонент производственного запаса используют следующие соотношения:
- текущий запас:
(2);
- страховой запас:
(3);
- подготовительный запас:
Зпв = Тд (4).
где Зтв — текущий запас по календарному времени;
Ип — интервал времени между смежными поставками;
Рп — размер поставки;
Зпв — запас страховой во времени;
к — коэффициент надежности;
Ипс — среднее арифметическое значение интервалов поставок;
Зпв — запас подготовительный во времени;
Тд — директивный срок подготовки материального ресурса к производственному потреблению.
Производственный (или товарный) запас в физических единицах:
- текущий запас:
Зтф = Зтв * Сп (5);
- страховой запас:
Зсф = Зсв * Сп (6);
- подготовительный запас:
Зпф = Зпв * Сп (7);
где Сп — среднесуточное потребление ресурса;
ф — символ оценки ресурса в физических единицах;
в — символ оценки ресурса во временных единицах.
Расчёт всех компонент производственного или товарного запаса выполняется при обязательном условии, что интервалы поставок берутся по календарю и, следовательно, среднесуточный расход ресурса также определяется по календарному времени. Это очевидно, так как интервалы поставок ресурса не зависят от организации строительных работ и потребления ресурса.[]
Среди основных типов экономико-математических моделей управления запасами первое место занимает так называемая классическая экономико-математическая модель управления запасами. Исходными данными в такой модели являются: спрос на материальный ресурс Сп (среднесуточное потребление), имеющий относительно постоянное значение в течение всего периода Т, суммарный за период времени спрос, равный К = Сп х Т, удельные издержки на хранение Сх и расход средств на организацию поставки (On), не зависящий от объема поставки. Кроме того, классическая модель предполагает, что при снижении уровня запаса до нуля пополнение осуществляется мгновенно с нулевой задержкой до необходимого уровня. Современная наука предлагает множество алгоритмов для решения такой задачи, например, «формула Уилсона»:
Ропт = (8).
Она позволяет вычислить значение оптимального размера поставки без предварительного вычисления значений целевой функции. Рассмотрим наиболее существенные недостатки уравнения Уилсона (8). В (8) принимается условие, что расходы по организации поставок не зависят от размера поставок, что противоречит практике. Расходы по организации поставки по железной дороге, допустим, 10 вагонов (транзитных норм) будут на порядок больше расходов по поставке складским способом 5 т. груза. Второе условие разработки системы поиска оптимального размера заказа - поставка материального ресурса оптимального размера точно в тот момент времени, когда остаток ресурса стал равен нулю. Организация такого режима поставок, известного в теории управления запасами как «поставки точно в срок», на просторах Российской федерации может иметь место только в совершенно исключительных случаях и, следовательно, решение задачи по условию (8) не будет корректным.
Удельные складские расходы соотносятся с половиной размера оптимальной поставки. Но, во-первых, оптимальный размер поставки надо определить, во-вторых, в условиях, при которых поставки могут осуществляться за сотни и тысячи километров, предприятие будет вынуждено создавать некоторый резервный (страховой и подготовительный) запас и, следовательно, равенство остатков запаса нулю недопустимо. Для устранения отмеченных противоречий и придания однозначного соответствия всем параметрам соотношения (8), рассмотрим следующие исходные предпосылки оптимального управления запасами:
- потребность в к - ом материальном ресурсе на планируемый период Т определена и равна К;
- в течение времени Т интенсивность потребления ресурса в среднем постоянна и равна Сп;
- поставки ресурса за время Т характеризуются неравномерностью во времени и по объему;
- в связи с неравномерностью режима поставок необходимо резервировать: подготовительную компоненту запаса (Зп); страховую компоненту запаса (Зс); текущую компоненту запаса (Зт); производственный запас Зпр = Зп + Зс + Зт;
- уровень производственного запаса колеблется от максимального его значения, представленного суммой компонент Зп + Зс + Зт, до минимального, представленного суммой компонент Зп + Зс;
- средний размер производственного запаса определяется суммой Зпрс = Зп + Зс + 0,5 *Зт;
- издержки управления запасами складываются преимущественно из издержек по организации поставок (Oп) и хранению его среднего запаса (Зпрс);
- издержки хранения среднего производственного запаса в течение рассматриваемого периода времени составляют Схз = Сх * Зпрс;
- издержки по организации поставок материального ресурса за время Т будут равны Опк = Оп * К/Ропт, где К/Ропт — количество поставок за время Т, а Ропт — оптимальный размер поставки;
- общие издержки (Ик) управления запасами в рассмотренных условиях будут равны:
Ик = Сх * Зпрс + On * К/Ропт, (9);
где Ропт необходимо определить.
Для анализа (9) примем следующие условия:
Зпрс = a * Ропт (10);
On = в * Тк (11);
где Тк — тариф за поставку одной транзитной (или складской) нормы к - го материального ресурса, т.е. расходы по организации поставки соотносятся с тарифами на поставку одной транзитной или складской нормы.
С учетом (10) и (11) функционал (9) преобразуется в форму:
Ик = Сх * а х Ропт + в * Тк * К/Ропт. (12).
Дифференцируя это уравнение по Ропт, получим Икд = а*Сх + в*Тк * K/Ponm * Ропт. Тогда, учитывая принятые условия (10) и (11):
Икд = Зпр * Сх/Ропт – в*Тк * K/Ponm * Ропт. (13)
Из условия Икд = 0 следует, что
Ропт = в * Тк * К/Зпр * Сх. (14).
Размер оптимальной поставки по (14) ставится в зависимость от четырех аргументов: тарифа на поставку ресурса по транзитной или складской схемам, потребности в ресурсе на рассматриваемый промежуток времени, производственного или товарного запаса и удельных расходов на хранение единицы ресурса в запасе. Так как равенство (14) содержит в качестве аргумента производственный запас, то таким образом условие поставки ресурса в момент его полного потребления становится необязательным. Второе допущение, возникающее при определении оптимального размера поставки по формуле Уилсона, — равенство издержек организации поставок для различных по объему поставок, в (14) устраняется соответствующими тарифными расценками.[]
В (14) аргумент в — это масштабный коэффициент. В расчетах, что подтверждается многочисленной практикой приложения (14), принимается в = 1. Это значит, что расходы по организации поставки соотносятся с тарифами по транзитным или складским поставкам.
В литературе по логистике товародвижения и управлению запасами приводятся другие формулы по определению оптимального размера поставки. Так, в работе показан экономически целесообразный период заказа товара (р):
р =