Список литературы финансовые ресурсы в

Роль финансовых ресурсов в расширении производства.

1. Финансовые ресурсы предприятия.

Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Финансовые ресурсы направляются на развитие производства (производственно-торгового процесса), содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, а также могут оставаться в резерве. Финансовые ресурсы, используемые на развитие производственно-торгового процесса (покупка сырья, товаров и других предметов труда, орудий труда, рабочей силы, прочих элементов производства), представляют собой капитал в его денежной форме. Таким образом, капитал - это часть финансовых ресурсов.

Капитал - это стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Только вложение капитала в хозяйственную деятельность, его инвестирование создают прибыль. Всеобщая формула капитала

Д - Т - Д* ,

где Д - денежные средства, авансированные инвестором;

Т - товар (купленные средства производства, рабочая сила и другие элементы производства);

Д* - денежные средства, полученные инвестором от продажи продукции и включающие в себя реализованный прибавочный продукт (прибавочную стоимость);

Д*- Д - прибавочный продукт (доход инвестора);

Д*- Т - выручка от продажи продукции;

Д - Т - затраты инвестора на покупку товара.

Финансовые ресурсы образуются за счет целого ряда источников. По форме права собственности различаются две группы источников: собственные денежные средства и чужие. Источниками финансовых ресурсов являются: прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы юридических и физических лиц; кредит и займы; средства от реализации залогового свидетельства, страхового полиса и другие поступления денежных средств (пожертвования, благотворительные взносы и т. п.).

Система прибылей и доходов состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям (за вычетом доходов по этим операциям), балансовой (валовой) прибыли, чистой прибыли. Кроме того, прибыль делится на облагаемую налогом и не облагаемую налогом. Прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных тарифов (для экспортной выручки) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Бухгалтерский баланс обеспечивает раздельное представление капитала предприятия и объектов его вложения - активов. В этом отчете содержится статичная оценка положения, сложившегося на конкретную дату. Активы не могут существовать отдельно от капитала, так же как и наличие капитала всегда предполагает его вложение в конкретные активы. Также очевидна динамическая природа взаимодействия двух этих категорий. Оборотные активы очень быстро изменяют свою вещественную форму, превращаясь из запасов в дебиторскую задолженность, затем принимая денежную форму и т.д. В результате этих превращений возникает прибыль, которая увеличивает собственный капитал предприятия. Осуществляемые предприятием хозяйственные операции обусловливают непрерывное изменение заемного капитала - возникает и гасится кредиторская задолженность, привлекаются новые банковские ссуды, эмитируются долгосрочные обязательства. Внеоборотные активы не меняют своей вещественной формы, однако происходит постоянное снижение их стоимости, отраженной в балансе. По мере начисления износа, часть этой стоимости "перетекает" из первого во второй раздел баланса, увеличивая оценку запасов. В результате, увеличивается себестоимость продукции и снижается прибыль.

Если рассматривать все эти изменения с точки зрения влияния, оказываемого ими на чистый денежный поток предприятия, то их можно охарактеризовать как движение финансовых ресурсов (фондов) . Под приростом финансовых ресурсов при этом понимается возникновение любого потенциального источника увеличения чистого денежного потока. Сокращение такого источника называется вложением финансовых ресурсов. Например, продавая свои запасы, предприятие получает от покупателя деньги, увеличивая тем самым чистый денежный поток. Следовательно, уменьшение запасов означает прирост финансовых ресурсов. Но точно к такому же результату приводит возникновение или увеличение кредиторской задолженности перед поставщиком - предприятие получает возможность не расходовать свои деньги в течение определенного времени, то есть сокращает денежный отток, что равносильно увеличению притока. "Сэкономил - это все равно, что заработал". Значит, увеличение кредиторской задолженности также равносильно приросту финансовых ресурсов. Когда придет время погашать задолженность, предприятию придется раскошелиться, следовательно снижение кредиторской задолженности уменьшает чистый денежный поток. Поэтому снижение кредиторской задолженности отражает вложение финансовых ресурсов. С дебиторской задолженностью обратная ситуация: ее увеличение равнозначно сокращению чистого денежного потока (вложению финансовых ресурсов), а снижение долга дебиторов означает дополнительный приток денег (прирост финансовых ресурсов).

2. Расширение производства и роль финансовых ресурсов.

Если предприятие просуществовало на рынке более 3-х лет и занимает не самое последнее место в отрасли, при этом его капитализация или годовой оборот уже весьма велики, то проблема развития и расширения бизнеса стоит перед ним достаточно остро. В рыночных условиях не сохранишь уже завоеванных позиций без постоянного ресурсного развития бизнеса и повышения его финансовой устойчивости. Если денежных средств на поддержание производства в прежнем объеме еще как-то хватает, то выкроить из годового бюджета предприятия средства на развитие уже довольно сложно - эти деньги нужно привлекать.

В обществе с развитыми рыночными отношениями, курс на построение которого взяла Россия, наиболее распространены три способа привлечения денег предприятиями, которые твердо стоят на ногах или имеют хороший рыночный потенциал:

1. Кредиты

2. Прямые инвестиции

3. Портфельные инвестиции.

Рассмотрим более подробно каждый из этих способов.

Кредиты. Для большинства предприятий это самый простой и известный способ быстро получить деньги под свои конкретные проекты. К положительным моментам можно отнести относительную простоту оформления, быстроту получения денег, отсутствие влияния на распределение собственности между владельцами предприятия. К отрицательным моментам можно отнести необходимость возврата денег и процентов. В связи с этим на предприятие ложится большой груз ответственности. Часто также процент по кредитам превосходит доходы от проекта. К тому же, сегодня кредитные деньги в основном "короткие", т.е. максимальнный срок кредита, который можно получить в коммерческом банке - один год.

Сложность в привлечении кредитных денег состоит еще и в том, чтобы убедить сотрудников кредитной организации в своих возможностях вернуть занятые деньги. Именно поэтому данный способ привлечения средств используют прежде всего те руководители, которые имеют очень тесные связи в банковских и кредитных учреждениях. Или те предприятия, у которых есть что положить в залог. Если же таких связей или возможностей залога нет, либо объем денег, который руководство предприятия может привлечь с помощью кредитных линий, не удоволетворяет всех потребностей предприятия, то остаются еще следующие два способа привлечения денег, которые связаны с участием организаций, инвестирующих в предприятие, в его акционерном капитале.

Прямые инвестиции. Это способ привлечения денег на предприятие путем дополнительной эмиссии акций, либо передачи пакета уже выпущенных акций инвесторам. Чаще всего инвесторами выступают инвестиционные компании, либо специализированные инвестиционные фонды, которые аккумулируют средства институциональных и частных инвесторов с целью их приумножения путем вложения в выгодные активы.

Надо признать, что сегодня на этом рынке действуют, в основном, либо иностранные фонды, либо российские компании, аккумулирующие средства иностранных инвесторов. Инвестиции производятся ими непосредственно в какой-либо конкретный проект, направленный на развитие производства. При этом выпускается дополнительная эмиссия акций предприятия, которую выкупает инвестор. При прямых инвестициях обычно договариваются о результирующих долях собственности в предприятии, либо проект выделяется в отдельное юридическое лицо с фиксированными долями собственников.

Положительной чертой прямых инвестиций может быть профессиональный инвестор, который будет весьма заинтересован в проекте и может помочь не только деньгами, но и профессиональным менеджментом. Кроме того, предприятию не надо возвращать процент, как в случае кредитов. Часто после приватных переговоров менеджеры предприятия также получают свою долю акций в новых эмиссиях. А инвестор помогает увеличить стоимость этих акций - ведь и у него, и у менеджера стоимость пакетов растет одинаково.

Прямой интерес инвестора состоит в получении своей выгоды через некоторое время, когда инвестиционный проект реализуется и стоимость акций предприятия увеличится в несколько раз. Тогда он начнет активно продавать принадлежащий ему пакет акций, чтобы получить свои вложенные деньги с вырученной прибылью назад. Именно в этот момент, а не тогда, когда на предприятие приходит иностранный инвестор, который желает вложить свои деньги в его развитие, менеджерам стоит опасаться, что их скупит нежелательный владелец.

Так что основная проблема российских предприятий, которые не хотят прямых инвестиций, опасаясь, что их тут же скупит иностранный капитал, возникает лишь тогда, когда инвестор захочет вернуть себе вложенные денежные средства. Но на тот момент предприятие уже достаточно твердо должно стоять на ногах (иначе стоимость его акций не будет привлекательной для продажи пакета акций инвестора), чтобы подготовиться к скупке собственных акций.

Портфельные инвестиции - это предложение различным инвесторам ценных бумаг предприятия-эмитента. То есть привлечение денег в этом случае происходит путем выпуска на сумму требуемых инвестиций дополнительных эмиссий ценных бумаг (акций или облигаций) этого предприятия и размещение их на фондовых площадках внутри страны или за рубежом. В этом случае инвесторов может быть много, от каждого из них требуется меньшая сумма, чем в случае прямых инвестиций. При эмиссии акций деньги возвращать инвесторам не обязательно, а при эмиссии облигаций - обязательно. Также совершенно ненужно выделять проект в отдельное юридическое лицо.

Неудивительно поэтому, что множество предприятий прибегают именно к этому способу финансирования своих проектов.

Конечно, за все приходится платить. Выпуск и размещение ценных бумаг специально регулируется, поэтому предприятию нужно платить посредникам (инвестиционным компаниям и консультантам) за привлечение капитала и за помощь в оформлении выпуска акций. Эта сумма составляет обычно от 3 до 10 процентов от привлеченного капитала. Да еще предприятию придется выполнять требования по раскрытию информации. Также важно потом заботиться о ликвидности рынка своих бумаг.

Но все это может окупиться сторицей - пока предприятие функционирует нормально и приносит прибыль, данный источник финансирования закончиться не может. К тому же менеджеры часто могут оговорить в процессе размещения и свою долю акций - так же, как и при прямых инвестициях.

Список литературы

Литовских А. М. Финансовый менеджмент, М., 2001

Багутдинова Л. Г. Расширение производства: финансовый аспект, М., 2002

Дж. М. Кейнс Общая теория занятости, процента и денег, М., 1999

Лытнев О. Н. Финансовые ресурсы предприятия, М., 2001





Похожие курсовые работы

Курсовые работы, рефераты и доклады