Презентация как возникла земля скачять бесплатна

Реферат по астрономии

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение

Общая информация о планете Земля

Земля

Как возникла Земля

Возраст Земли

Античные представления о Земле

Античные и современные исследования Земли

Как измерили радиус Земли

Сколько весит Земля

Как ученые узнали, что находится в центре Земли

Всегда ли Земля находится на одинаковом расстоянии от Солнца?

Почему мы не чувствуем, как вращается наша планета

Единственный спутник Земли – Луна

Изучение Земли из космоса

Заключение

Словарь терминов

Список литературы

Введение.

Земля входит в систему планет и других небесных тел, вращающихся вокруг звезды, названной Солнцем. Солнечная система – лишь одна из многих подобных систем во Вселенной.

Земля – одно из девяти небесных тел (планет), движущихся в космическом пространстве вокруг Солнца. Планеты составляют основу Солнечной системы.

Идею Солнечной системы выдвинул в 1543 году польский астроном Николай Коперник, опровергнув господствовавшее на протяжении многих веков представление, что Земля – центр Вселенной.

Планеты находятся на разных расстояниях от Солнца и вращаются вокруг него по эллиптическим орбитам с разной скоростью, в одном направлении и почти в одной плоскости. Они расположены в следующем порядке от светила: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Разумеется, земной шар, как и все мироздание, далек от человека и безразличен к нему. Но Землю, этот бледно-сапфировый шар, окольцованный зарей, - эту Землю до Юрия Гагарина не видел никто. Человек совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал советский космонавт на корабле «Восток», но он навсегда остался в памяти людей первым землянином, побывавшим в космосе.

Общая информация о планете Земля. Планета Земля в цифрах [pic] . Расхожее мнение, что Земля имеет форму шара, неверно, она представляет собой сплюснутый сфероид, т.е. не правильная сфера, немного сжатая с полюсов.

Расстояние от Южного до Северного полюса равно 12 713,505 км, , в то время как диаметр Земли на экваторе - 12 756,274 км., что на 42,769 км больше. Но если быть ещё точнее, то Земля имеет форму груши, т.к. ее северный полярный радиус на 45 км длиннее, чем южный. Экватор также имеет небольшую эллиптичность: его длинная ось (проходящая вблизи 37" западной долготы) на 159 м длиннее его короткой оси. Наибольшие отклонения от формы правильного эллипсоида у Земли наблюдаются в районе Папуа-Новая Гвинея, (выпуклость 73 м) и в районе Индийского океана к юга от Шри-Ланки (впадина 105 м).

Масса земли составляет 5974 1021 тонн.

Максимальная длина окружности Земли по экватору - 40 075,02 км, по меридиану 40 007,86 км. Площадь поверхности Земли равна 510 065 600 км2. Период обращения вокруг оси, т.е. действительный звездный день, продолжается 23 часа 56 мин 4,0996 с. Средняя плотность 5.515 г/см3. Объем Земли 1 083 207 000 000 км3. Гидросфера - 70.98% поверхности планеты Земля (362 033 000 км2) .

Средняя глубина гидросферы 3554м.

Вес всей воды составляет примерно 1.32х1018 т, или 0.022% от общего веса Земли.

Объем океанов планеты оценивается в 1 349,9 млн. км3, объем пресной воды 35 млн. км3.

Земля.

1. Знакомство с индивидуальными особенностями тел планетного типа мы начнем с «двойной планеты», как нередко называют систему Земля-Луна. Эти два тела, несмотря на их совместное происхождение, весьма различны по своим характеристикам.

Многочисленные фотографии Земли получены с борта космических аппаратов; одна из них показана на рисунке 1, в Приложении. Другие снимки дают возможность увидеть три основные оболочки земного шара: атмосферу* и ее облака, гидросферу* и литосферу* с ее природными покровами. Соответствующие этим оболочкам три агрегатных состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное – являются привычными для нас, жителей Земли.

Атмосфера есть у большинства планет Солнечной системы, твердая оболочка характерна для планет земной группы, спутников планет и астероидов*. В то же время гидросфера Земли – уникальное явление в Солнечной системе; ни у одной другой планеты гидросферы нет. Вода является весьма распространенным химическим соединением во Вселенной, но на других небесных тела мы встречаем воду лишь в твердом состоянии, известном и на Земле в виде снега, инея и льда. Дело в том, что в жидком виде вода может существовать только в том случае, когда ее температура не ниже 0°С и не выше 100°С. Для того, чтобы на планете был такой температурный режим, она должна находиться не слишком близко к Солнцу, Нои не слишком далеко от него. Наша планета оказалась расположенной в этой благоприятной зоне. Благодаря наличию жидкой воды на Земле стало возможным развитие жизни, что, в конце концов, привело к появлению разумного существа – человека.

Моря и океаны существенно влияют на тепловой режим планеты вследствие очень большой теплоемкости воды. Кроме того, вода, видимо, сыграла важную роль в формировании атмосферы Земли, поглотив значительное количество углекислого газа, который содержался в первичной атмосфере Земли миллиарды лет тому назад. Насыщению атмосферы Земли кислородом и поглощению углекислого газа способствовала также жизнедеятельность растений.

2. Около 90% массы атмосферы Земли приходится на ее приземной слой – тропосферу*, которая простирается до высоты 16 – 18 км в экваториальных широтах и 8-10 км – в полярных. Именно в этой части атмосферы происходят основные метеорологические явления: образование облаков и выпадение осадков, разряды атмосферного электричества (молнии) и перемещения воздушных масс, называемые ветрами.

Периодические изменения температуры в средних широтах связаны со сменой времен года, а непериодические, внутрисезонные изменения происходят в результате сложных метеорологических процессов, главным образом возникновения и перемещения циклонов и антициклонов.

Воздух представляет собой смесь газов, в которой у поверхности Земли основную массу составляет азот (78%) и кислород (21%). Оставшийся 1% приходится почти целиком на долю аргона; углекислого газа уже значительно меньше (0,03%). Незначительное количество составляют инертные газы и водород, вода в виде пара, капелек или кристалликов, а также пылинки. Температура, плотность и давление в тропосфере с высотой уменьшаются.

На высоте 8 км давление примерно в 3 раза меньше, чем на уровне моря. На высоте 100 км давление и концентрация молекул уменьшаются примерно в миллион раз по сравнению с их значениями на уровне моря. Следующее уменьшение концентрации в миллион раз достигается на высоте около 500 км, где в единице объема молекул в 10№І раз меньше, чем на уровне моря. Уменьшение давления с высотой происходит медленнее при боле высокой температуре и меньшей массе молекул. Таким образом, концентрация легких элементов должна медленнее падать с высотой, а их относительное содержание должно возрастать.

3. На высотах 400 – 500 км атмосфера состоит главным образом из атомарного кислорода. Выше 700 км основными составляющими становятся водород и гелий, а самые внешние области атмосферы, называемые геокороной, которые простираются до расстояний в несколько земных радиусов, состоят из атомов и ионов водорода. Тепло поступает в атмосферу главным образом от нагретой Солнцем земной поверхности и передается вверх посредством конвективного движения воздуха. Существенную роль играет также выделение тепла при конденсации водяного пара в верхнем облачном слое. Водяной пар чаще всего конденсируется на высоте 1 – 2 км, где температура, как правило, на 10-15° ниже, чем в приземном слое воздуха. Падение температуры с высотой вблизи верхней границы тропосферы замедляется, а затем в слое толщиной около двух километров температура остается постоянной, порядка от -40°С до -60°С. Этот слой отделяет тропосферу от расположенной до высоты около 50 – 55 км стратосферы*, температура которой меняется примерно от -70 С до 10–12° С в ее верхнем слое.

Существенную роль играет расположенный в стратосфере слой озона (О3), который поглощает значительную часть ультрафиолетового излучения Солнца и тем защищает животный и растительный мир нашей планеты. На высоте около 80 км температура постепенно понижается до наиболее низкого уровня (около -100°С). Выше расположена термосфера, в которой происходит быстрый рост температуры с высотой за счет поглощения солнечного ультрафиолетового излучения. Рост температуры прекращается примерно на высоте 200 – 300 км, так как здесь поглощение солнечного излучения уже незначительно. На высотах 800 – 1000 км начинается самый внешний слой атмосферы, называемый экзосферой, где концентрация частиц очень мала – менее 10000000 частиц в 1 см.

4.Атмосфера надежно защищает жизнь на нашей планете, поглощая (рассеивая) значительную часть поступающих от Солнца ультрафиолетового и рентгеновского излучений, большие дозы которых вредны для человека и других живых организмов. Кроме того, благодаря так называемому парниковому эффекту атмосфера обеспечивает на Земле благоприятный температурный режим, снижает амплитуду изменений температуры от дня к ночи.

Сущность парникового эффекта заключается в том, что атмосфера хорошо пропускает поступающий от Солнца видимый свет, нагревающий земную поверхность. В то же время тепловое (инфракрасное) излучение самой поверхности в значительной степени поглощается содержащимися в воздухе молекулами воды и углекислого газа. Поэтому температура приземного слоя воздуха на несколько градусов выше той, какая была бы в отсутствие парникового эффекта. Хорошо известно, например, что в пасмурную погоду в ночное время охлаждение почвы и воздуха происходит менее интенсивно, чем при ясном безоблачном небе, когда случаются заморозки.

Ультрафиолетовое излучение вызывает ионизацию кислорода и азота, т. е. образование ионов и электронов в верхней атмосфере. Эта часть атмосферы (выше 80 км), где газы ионизированы, называется ионосферой. Наличие заряженных частиц является признаком того, что атмосфера в этих слоях представляет собой плазму. Являясь в целом нейтральной, плазма, тем не менее, ведет себя иначе, чем газ, состоящий из нейтральных частиц. Это происходит потому, что электроны более подвижны, чем массивные ионы, и быстрее реагируют на изменения электрического и магнитного полей. Поэтому ионосфера преломляет, отражает и поглощает радиоволны.

5. Современное состояние литосферы Земли и химический состав ее вещества являются результатами тех изменений, которые происходили на протяжении нескольких миллиардов лет. За счет энергии, выделяющейся при распаде радиоактивных элементов, происходили расплавление и дифференциация вещества нашей планеты. В результате легкие соединения, в основном силикат, оказались сверху – в коре, а более тяжелые железоникелевые сплавы образовали вокруг центра планеты ее ядро, внешняя часть которого находится в жидком состоянии. Температура в центральной части Земли составляет около 6000°С. Толщина твердой коры очень невелика: от 10 км под океанами до 80 км под горными хребтами на материках. Ядро имеет радиус вдвое меньший радиуса всей планеты, а между ядром и корой располагается мантия, состоящая из веществ более плотных, чем вещества в коре (см. рис. 2,3).

Таково же в основном и внутреннее строение Луны, а также планет земной группы, которые отличаются друг от друга толщиной коры, размерами ядра, температурой и другими физическими условиями в их недрах.

При сравнении внешнего облика планет земной группы с Землей следует иметь в виду, что 2/3 поверхности нашей планеты скрыто под водой. С помощью эхолотов. Определяющих глубину по времени возвращения отраженного от дна звукового сигнала, был в последние 15 – 20 лет исследован подводный рельеф. В целом он оказался весьма не похож на рельеф материков: выявлены опоясывающие весь земной шар срединно-океанические хребты, поднимающиеся на высоту 4 км, узкие ущелья с крутыми стенками, островные дуги.

Как возникла Земля.

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю – наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие.

Первые гипотезы, т. е. научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVII в., когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе. Познакомимся с некоторыми из этих гипотез.

Французский ученый Жорж Бюффон* (1707 – 1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета*) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, дали начало планетам.

По-другому объяснял возможность образования небесных тел немецкий ученый Иммануил Кант* (1724 – 1804). Он предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

Пьер Лаплас* (1749 – 1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу, объясняющую образование и развитие Солнечной системы. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце.

В начале нашего столетия английский ученый Джеймс Джинс (1877 – 1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла образование и развитие планетной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.

Наш соотечественник, известный ученый Отто Юльевич Шмидт* (1891 – 1956) в 1944 г. предложил свою гипотезу образования планет. Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово- пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Сегодня ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвездного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля.

Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.

Возраст Земли.

Возраст Земли так велик, что его трудно себе вообразить. Но если предположить, что нашей планете всего один год, то человечество просуществовало менее пяти часов.

Человечество веками пыталось определить возраст Земли. В начале XVII века архиепископ Армы Джеймс Ашер вычислил дату сотворения мира по Библии. Он определи ее как 4004 год до н. э.; эту хронологию можно найти в старых изданиях Библии.

Теперь мы знаем, что Ашер ошибся – более чем в миллион раз! На сегодня принятый учеными возраст Земли составляет 4600 миллионов лет. Он приблизительно такой же, как и возраст Солнца и остальных планет.

В конце XVII века датский врач и естествоиспытатель Николаус Стено (который со временем тоже стал епископом) заключил, что верхние слои осадочных пород, накапливающиеся под водой, моложе, чем нижние. В XIX веке это открытие помогло ученым разработать относительную хронологию пород и, таким образом, частично определить возрастную структуру Земли. Наука о датировании пород известна под названием геохронология. Однако лишь в начале XX века британские и американские ученые обнаружили, что некоторые радиоактивные элементы можно использовать как «часы» для фиксации огромных периодов времени. Атомы этих элементов со временем разлагаются, образуя другие элементы. Так, например, по истечении довольно длительного периода уран превращается в свинец, излучая при этом радиацию Девять тяжелых элементов, встречающихся в естественном виде, включая радий и уран, являются радиоактивными. То же самое касается некоторых изотопов (разновидностей одних и тех же элементов, отличающихся массой атомов) легких элементов, таких как рубидий и стронций.

Ученые открыли часы, но не знали, как определять по ним время. В этом им помогло создание во время и после Второй мировой войны прибора под названием масс-спектрометр. Он разделяет атомы по их массам и электрическим зарядам и позволяет определять ничтожные количества радиоактивных веществ в породах.

Периоды полураспада.

Радиоактивные вещества распадаются с определенной скоростью. Единицей ее измерения является период полураспада – время, за которое распадается половина первоначального количества радиоактивного вещества. Второй период полураспада – это половина оставшегося вещества, и так с каждым разом этот период уменьшается.

Наиболее известным методом датирования является датирование по радиоуглероду, с помощью которого можно определить возраст любого органического вещества, дошедшего до нас из прошлого (такого как кости или древесина). Так, например, этот метод применили в 1988 г. для датирования Туринской Плащаницы, в которую, как полагают, в свое время завернули Иисуса Христа. Однако датировать по радиоуглероду неорганические породы невозможно, для этого применяются другие методы. Они включают распад с превращением радиоактивного изотопа калия в радиоактивный аргон; распад радиоактивного изотопа рубидия в радиоактивный стронций; и распад урана и тория с превращением в свинец.

Подтверждение возраста Земли пришло из космоса. Некоторые упавшие на Землю метеориты* содержат минерал под названием троилит. В нем мало или совсем нет урана, поэтому полагают, что найденный в нем свинец представляет первоначальное его количество на планетах, включая Землю. Таким образом, удалось проверить правильность уран-свинцового датирования. Были также проанализированы лунные породы, доставленные на Землю американскими астронавтами в 1970-х годах. Из этих пород и образцов метеоритов получены данные о возрасте Луны и метеоритов, подобных тем, по которым определяли возраст Земли.

Следы примитивной жизни обнаружены в породах, которым почти 3,5 миллиарда лет, - самых старых из известных пород на Земле. Жизнь эта представлена бактериями и водорослями, т. е. простейшими одноклеточными организмами.

Вероятно, на протяжении предшествующих 1000 миллионов лет на Земле постепенно образовались океаны из воды мантии, выбрасываемой вулканами на поверхность при извержении. Первоначально атмосфера состояла, очевидно, главным образом из водорода. Кислород в воздухе образовался либо в результате воздействия света на водяные пары, либо его выделяли растениевидные морские организмы.

Вспышка жизни.

Около 570 миллионов лет тому назад на Земле началось бурное развитие жизни. Около 400 миллионов лет тому назад в атмосфере уже было достаточно кислорода для роста растений на суше, а за последующие 50 миллионов лет появились и начали эволюционировать наземные животные.

Геологи делят историю последних 570 млн. лет на ряд периодов. Самый ранний из них называется кембрийский. Геологическое время с начала кембрия (590 миллионов лет тому назад) до нынешнего четвертичного периода известно как фанерозойский эон. Остальная часть истории Земли обычно объединяется под общим названием докембрий. Если представить себе, что Земля существует один год, то самые ранние формы жизни появились в начале мая, а кембрийский период начался в ноябре. Первые люди возникли около 7 часов вечера 31 декабря, а современный человек сформировался приблизительно за пять минут до полуночи.

Античные представления о Земле.

Очень давно люди интересовались тем, как устроен мир, в котором они живут, и задавались вопросами: какую форму имеет Земля? На чем она держится? Как движутся Солнце, Луна и звезды? Что такое небо? Вначале ответы на эти вопросы были наивными, совершенно фантастическими. Например, люди считали, что Земля плоская, как блин, держится на трех китах (или на трех слонах), киты плавают в океане. А на чем держится океан? Этот вопрос задавать было нельзя: за это могли серьезно наказать, ибо всякие сомнения в этой картине мира трактовались как ересь.

Существовало мнение, что небо – это огромный купол, который перекрывает Землю (см рис. 4). К куполу прикреплены звезды, и по нему в колесницах разъезжают Солнце (днем) и Луна (ночью). Существовала даже легенда, что некий странник, дойдя до края Земли, убедился в этом воочию.

Более двух тысяч лет тому назад такие примитивные представления о мироздании перестали удовлетворять ученых- философов Древней Греции. Так, Пифагор и его ученики (VI в. до н. э.) уже хорошо знали, что Земля имеет форму шара и ни на чем не держится. Эратосфен довольно точно измерил размеры земного шара.

Древнегреческие философы и математики разработали достаточно стройную картину мировоздания. Ее обобщил Аристотель*. Благодаря его трудам, которые пользовались большой известностью, она была усвоена учеными Древнего Рима, Аравии, а затем и европейцами. Эта картина мира стала основой миропонимания почти на 2000 лет, до трудов Коперника и его последователей.

Из взглядов Аристотеля вытекали ответы на два вопроса, которые смущали ученых не только в древности, но и в средние века и казались им очень сложными: если Земля – шар и ни на чем не держится, то почему она не падает? Если Земля – шар, то люди на другом полушарии должны стоять вверх ногами – как же они этого не чувствуют? Аристотель придерживался точки зрения, что Земля – естественный центр Вселенной, а все тяжелые тела стремятся к этому центру. Но раз Земля – центр, то ей некуда падать. А люди в любом месте Земли стоят так, чтобы центр Земли был у них под ногами. Признание шарообразности Земли было для науки того времени значительным шагом вперед, хотя многие другие объяснения Аристотеля с современной точки зрения наивны.

Была создана геоцентрическая система, в которой предполагалось, что вокруг Земли как центра Вселенной располагается множество сфер, на которых, считалось, находятся небесные тела: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн - неподвижные звезды. Все эти сферы должны были совершать суточное вращение вокруг Земли, а сферы Луны, Солнца и пяти планет – более сложное годичное движение. Эта система была названа геоцентрической, ибо в ее центре находилась Земля ( от греч. слова ge – Земля ). Геоцентрическая система до конца XVI в. была принята большинством ученых, но со временем она потерпела изменения.

IV. В своем первоначальном виде геоцентрическая система не давала возможности проводить расчеты положения Солнца, Луны и планет среди звезд. Вместе с тем достаточно точные знания об их взаимном расположении в разные времена года издавна были необходимы для практики. В некоторых странах, например в Египте и Месопотамии, плодородие почвы зависело от разлива рек, и нужно было достаточно точно предсказывать время начала и конца разлива и время сева. Наконец, люди верили, что расположение планет и звезд влияет на их судьбы, успех лечения болезней, доходность деловых операции, победу в войне и др. Все это, кроме чисто научных интересов, требовало разработки таблиц, с помощью которых можно было бы предсказывать расположение на небосводе планет, Луны и Солнца.

Александрийский ученый Клавдий Птолемей (примерно с 90 г. по 160 г.) обобщил все известные в Древней Греции и Риме сведения о движении небесных тел и предложил оригинальную теорию планетных движений, которая позволила производить расчеты с необходимой для практики точностью.

Он предположил, что планета обращается не вокруг Земли, а вокруг центра некоторой вспомогательной окружности – эпицикла. В свою очередь центр этого эпицикла обращается вокруг Земли по другой вспомогательной окружности – деференту.

Античные и современные исследования Земли.

Как измерили радиус Земли? На основании астрономических наблюдений древнегреческие ученые еще в IV в. до н. э. пришли к выводу, что Земля шарообразная. Придерживаясь этого вывода, Эратосфен, живший в Египте (276 – 194 гг. до н. э.) решил определить длину окружности земного шара. Идея Эратосфена состояла в том, что нужно было в один и тот же день (в полдень) в двух точках Земли, находящихся на юге и на севере Египта, измерить зенитное расстояние Солнца в градусах (см. рис. 4). Разность этих расстояний равна разности географических широт пунктов наблюдения. Далее нужно измерить расстояние между пунктами наблюдения. Поделив это расстояние на число градусов, можно определить длину части окружности Земли, приходящуюся на один градус, а далее легко определить и длину окружности Земли, и ее радиус.

Наивысшая точка на небосводе (на небесной сфере) называется зенитом. Если светило, например звезда, находится в зените, то она сияет прямо над головой наблюдателя. Угол между лучом, направленным из глаза наблюдателя на светило, и вертикальным направлением называется зенитным расстоянием светила. Для измерения зенитного расстояния Солнца Эратосфен изобрел специальный прибор – скафис.

Скафис представляет собой чашу в виде полусферы, на дне которой закреплен металлический стержень. На внутреннюю полость скафиса наносятся деления в градусах. Скафис устанавливают по отвесу так, чтобы стержень, направленный по радиусу сферы, занимал строго вертикальное положение, т. е. был направлен на зенит. На освещенной Солнцем внутренней полости скафиса должна быть тень, которую отбрасывает стержень. Дуга, измеряемая в градусах от основания стержня до конца тени, равна зенитному расстоянию Солнца.

Эратосфен жил в городе Александрия на севере Египта. От купцов и погонщиков верблюдов он знал, что на юге Египта в городе Сиена (ныне Асуан) Солнце в полдень 22 июня освещает дно глубоких колодцев и, следовательно, находится в зените. В полдень того же дня в Александрии по измерениям Эратосфена Солнце отстоит от зенита на 7° 12ґ=7,2°. Эратосфен также знал, что расстояние от Александрии до Сиены составляет 5000 греческих стадий. Обозначив через x длину окружности земного шара, он составил пропорцию, исходя из следующих соображений: длина окружности земного шара во столько раз больше расстояния между городами, во сколько раз 360° больше 7,2°:x/5000=360°/7,2°. Отсюда следует, что длина окружности земного шара равнялась 250 000 стадий.

Длина греческих стадий точно неизвестна, но расстояние между Александрией и Асуаном по современным измерениям составляет 800 км. Отсюда следует x/800=360°/7,2°. Следовательно, длина окружности земного шара получается равной 40 000 км.

В конце XVIII в. Французская Академия наук снарядила две экспедиции для проверки измерений Эратосфена и уточнения длины одного градуса дуги меридиана. Одна экспедиция работала в Финляндии и Швеции, вблизи Северного полярного круга, а другая – в Перу, в экваториальных широтах. Оказалось, что измерения Эратосфена в целом согласуются с полученными результатами.

В то же время выяснилось, что полярный радиус Земли на 21 км короче экваториального. Таким образом, Земля представляет собой эллипсоид вращения – немного сплюснутый шар, как и предсказывали теоретические расчеты И. Ньютона.

Сколько весит Земля?

Земля расположена в космическом пространстве, поэтому узнать вес планеты очень сложно. Не положишь же ее на весы! Поэтому мы поговорим о весе тех веществ, из которых Земля состоит, то есть о ее массе.

Масса Земли приблизительно равна 6,6 сикстиллиона тонн. Чтобы понять, какое это огромное число, давайте его запишем: 6 600 000 000 000 000 000 000.

Как же ученые узнали массу Земли? Свой расчет они основывали на общеизвестном свойстве всех тел притягиваться друг к другу. Именно это их качество лежит в основе земного притяжения. Согласно закону земного притяжения сила притяжения двух тел зависит от их масс и их расстояния между ними. Чем больше предметы, тем больше сила их притяжения, и, наоборот, чем дальше они расположены друг от друга, тем меньше они притягиваются.

Давайте разберемся, как же ученые «взвесили» Землю. Для этого они взяли большой груз, подвесили его, замерив точное положение. Затем к подвешенному грузу приблизили целую тонну металла. Груз и металл начали притягиваться друг к другу. Груз немного отклонился от своего первоначального положения (величина отклонения составляет примерно одну миллионную часть сантиметра. Вот почему измерения нужно делать с особой точностью).

Определив величину отклонения груза, ученые смогли приступить к вычислению веса Земли. Для этого необходимо узнать силу притяжения между Землей и грузом и между металлом и грузом. Относительная разница между двумя показателями и даст нам массу Земли.

Из чего состоит земная масса? Поверхность Земли покрыта корой из твердой породы, под ней расположена земная мантия, также состоящая из твердой порода, а в самой середине находится ядро планеты. Температура в центре Земли очень высока, поэтому ядро состоит из расплавленных веществ.

Как ученые узнали, что находится в центре Земли?

Ни один ученый, ни один специальный прибор не может добраться до центра Земли. Но как же люди узнали, что находится в самом сердце нашей планеты? Прежде всего, человечество стало накапливать знания о строении земного шара, изучая вулканические извержения. Из иных недр высвобождается горячий газ, выбрасываются расплавленные камни. Все это свидетельствует о том, что температура в центре Земли очень высокая. Другой способ – изучение землетрясений. Картина сейсмических волн, сотрясающих Землю, - своеобразный рентгеновский снимок строения нашей планеты.

Если землетрясение сравнить с камнем, брошенным в воду, то круги на воде очень напоминают сейсмические волны, разбегающиеся от центра во всех направлениях. Но Земля не состоит из одних и тех же веществ, как вода. Поэтому скорость распространения сейсмических волн зависит от состава горных пород. Наталкиваясь на твердые образования, такие волны могут менять направление. С помощью очень чувствительных приборов ученые исследуют сейсмические волны и так узнают о строении Земли.

Ученые заметили, что приблизительно на глубине 2800 км волны двигаются совсем не так, как на небольшом расстоянии от земной поверхности. Одни сейсмические волны резко меняют направление своего движения, другие – неожиданно исчезают.

Регистрируют сейсмические волны сейсмические станции, расположенные вокруг эпицентра землетрясения. Но волны отмечаются работниками станции отнюдь не всегда в одно и то же время. Частично это объясняется тем, что состав породы, приводимой в движение колебаниями волн, неодинаков. Вот почему, изучая поведение сейсмических волн, можно познакомиться и со строением земного шара.

Итак, из чего состоит наша планета? Самый верхний слой, земная кора, «слеплен» из твердой породы. Толщина земной коры не везде одинакова. На материках она достигает 60 – 70 км, а под океанами – 5 км. Под земной корой расположена мантия, которая также состоит из твердой породы. Толщина мантии – примерно 2900 км. В центре находится ядро Земли. Снаружи ядро состоит из расплавленных веществ, в основном железа и никеля. Внутреннее ядро состоит из затвердевшего сплава металлов, (рис. 2, 3).

Всегда ли Земля находится на одинаковом расстоянии от Солнца?

Знаете ли вы, почему зимой холодно, а летом жарко? Смена времен года вызвана изменением положения земной оси относительно Солнца. Это происходит во время вращения Земли вокруг небесного светила. Отклонение земной оси незначительно, если учитывать то громадное расстояние, что отделяет Землю от Солнца. Именно из-за этих небольших отклонений летом мы греемся на солнышке, а зимой кутаемся в теплые шубы.

Стоило бы Земле только немножко отойти от Солнца, и мы бы все превратились в сосульки. А если бы наша планета еще на шаг приблизилась к Солнцу, мы бы расплавились от жары. Поэтому Земля практически всегда находится на практически одинаковом расстоянии от Солнца, которое равняется примерно 149 миллионов километров.

Что же касается других планет Солнечной системы, то их орбиты отнюдь не похожи на почти правильный круг, как орбита Земли, и потому на протяжении года расстояние планет от Солнца значительно изменяется, (см. рис.5).

Почему мы не чувствуем, как вращается наша планета?

Когда-то, давным-давно считалось, что Земля стоит на месте, а вокруг нее движутся Солнце, Луна и звезды. С первого взгляда может показаться, что дело именно так и обстоит, потому что никто не чувствует, как вращается Земля. Ведь если бы она двигалась, то наверняка ничто не смогло бы удержаться на поверхности Земли, а уж вода морей и океанов давно бы захлестнула сушу.

Сегодня мы твердо знаем, что Земля вращается. Во-первых, вокруг Солнца. Во-вторых, вокруг собственной оси. Не только мы передвигаемся вместе с Землей. Вместе с нами движется и атмосфера. Потому-то и создается впечатление, что мы стоим на месте. Сила земного притяжения не позволяет водам океанов и морей выйти из своих берегов. Она же притягивает все предметы к земной поверхности.

С явлениями, вызванными движением Земли, мы встречаемся каждый день, но просто не догадываемся, что это значит. Вращение Земли вызывает смену дня и ночи. Если бы Земля стояла на месте, то на стороне планеты, повернутой к Солнцу, всегда было бы светло и никогда не наступала ночь, а на другой, наоборот, никогда не наступало утро, и людям пришлось бы жить в полной темноте. Но Земля, вращаясь вокруг своей оси, подставляет небесному светилу то одну свою сторону, то другую. Смена дня и ночи происходит каждые 24 часа. Именно столько времени требуется Земле, чтобы сделать один оборот вокруг собственной оси.

Движение Земли вокруг Солнца нельзя непосредственно почувствовать, хотя это явление оказывает огромное воздействие на всю нашу жизнь. Вращение Земли вокруг Солнца – причина смены времен года, а наша жизнь во многом зависит от этого. Земля совершает один виток вокруг Солнца за 365 ј дня, что, собственно, и называется годом. Годами мы измеряем историю Земли, продолжительность человеческой жизни.

Отклонение Земли от условной вертикальной оси на 23,5 градуса влияет на смену времен года. Каждый полюс Земли поочередно поворачивается к Солнцу. Поэтому-то Северное полушарие в течение шести месяцев согревается Солнцем, получая больше солнечного света и тепла, чем Южное. То, наоборот, в Южном полушарии наступает лето, греет Солнце, излучая яркий, столь нужный для всего живого свет, а в Северном полушарии в это время из-за недостатка солнечного тепла сначала наступает осень, ее сменяет холодная снежная зима.

Единственный спутник Земли – Луна.

Физические условия на Луне, как и на любом другом небесном теле, в значительной мере определяются ее массой и размерами. Сила тяжести на поверхности Луны в шесть раз меньше, чем на поверхности Земли, поэтому молекулам газа гораздо легче, чем на Земле, преодолеть силу тяжести и улететь в космическое пространство. Этим и объясняется отсутствие на нашем естественном спутнике атмосферы и гидросферы.

Условия на поверхности тел планетного типа, к числу которых относится и Луна, определяется также потоком энергии, приходящим от Солнца (или из недр планеты). Отсутствие у Луны атмосферы и большая продолжительность дня и ночи (лунные сутки составляют около 99 земных суток) приводят к резким температурным колебаниям на ее поверхности: от +120°С в подсолнечной точке до -170°С в диаметрально противоположной. Речь, разумеется, идет о температуре вещества самой поверхности, так называемого реголита. Теплопроводность этого мелкораздробленного вещества крайне мала, поэтому-то лунная поверхность быстро нагревается и быстро остывает в течение лунных суток, а на глубине порядка метра суточные колебания температуры практически отсутствуют.

Основной причиной дробления поверхностных пород Луны является падение на ее поверхность метеоритных и других, более мелких, тел из космического пространства. Из-за отсутствия атмосферы эти тела до удара о лунную поверхность сохраняют скорость порядка Десятов километров в секунду. Отсутствие газовой оболочки вокруг Луны обусловливает также особые механические свойства реголита: слипание отдельных частиц (из-за отсутствия у них оксидных пленок) в пористые скопления. Как описывают астронавты, побывавшие на Луне, и как показывают снимки следов луноходов, это вещество по своим физико-химическим свойствам (размер частиц, прочность и т. д.) похоже на мокрый песок.

По своему рельефу лунная поверхность делится на два типа, что видно на карте Луны (рис. 6): материки, наблюдаемые с Земли как светлые области, и моря, видимые как более темные участки. Заметим, что в этих морях нет и капли воды. Эти области отличаются, как мы теперь знаем, по внешнему виду, по геологической истории и по химическому составу. Наиболее типичной формой лунного рельефа являются кратеры самого различного размера. Диаметр самых крупных кратеров 200 км, а те кратеры-лунки, которые заметны на панорамах лунной поверхности, имеют в диаметре несколько сантиметров. Самые же мелкие кратеры видны на отдельных частицах лунного грунта (реголита) при их исследовании под микроскопом.

Формы рельефа лунных морей более разнообразны. Здесь мы видим валы, растянувшиеся на сотни километров по их поверхности, некогда покрытой жидкой лавой, которая затопила древние кратеры. На окраинах морей, да и в других частях лунной поверхности заметны трещины, по которым происходит смещение коры. При этом иногда образуются горы сбросового типа. Складчатые горы, как типичные для нашей планеты, на Луне не встречаются. Все эти формы рельефа можно хорошо увидеть при наблюдениях Луны в телескоп.

Хорошее представление о лунном пейзаже дают панорамы, составленные на основе документальных снимков. Обращают на себя внимание сглаженность очертаний, отсутствие остроконечных вершин, обрывистых склонов, бедность окраски ландшафта и наличие довольно большого числа камней и комьев. Отсутствие на Луне процессов размывания и выветривания приводит к тому, что ее поверхность является своеобразным геологическим заповедником, где на протяжении миллионов и миллиардов лет сохраняются в неизвестном виде все возникшие за это время формы рельефа, иначе говоря, записана вся геологическая история Луны. Это обстоятельство помогает в изучении геологического прошлого Земли, которое интересует нас сточки зрения поисков запасов полезных ископаемых, образовавшихся на нашей планете в те далекие эпохи, о которых в ее рельефе не сохранилось никаких следов.

Советские автоматические станции «Луна» и американские экспедиции по программе «Аполлон» доставили на Луну приборы, предназначавшиеся для забора проб лунного грунта и доставки его на Землю, а также для проведения магнитометрических, сейсмологических, астрофизических и других исследований, как в местах посадки аппаратов, так и вдоль трассы передвижения луноходов. Фотографирование с космических аппаратов позволило получить материалы для составления полной карты Луны, включая и обратную, невидимую с Земли сторону.

Сейсмические исследования выявили три типа лунотрясений. Первый тип связан с падением на Луну метеоритов, второй – вызван падением осадков космических аппаратов или специально произведенными взрывами. Третий – это естественные лунотрясения, происходящие, как и на Земле, в сейсмически активных районах, находящихся вблизи разломов коры. Лунотрясения значительно слабее землетрясений, но благодаря высокой чувствительности установленных на Луне сейсмометров их удалось зарегистрировать в большом количестве, т. е. несколько сот. Детальные исследования распространения сейсмических волн позволили установить следующее: кора Луны толще, чем кора Земли (от 50 до 100 км); имеется ядро, которое находится в жидком виде (диаметр не более 400 км); имеется мантия – промежуточный слой между корой и ядром.

В морских районах Луны поверхность покрыта породами типа земных океанических базальтов, а в материковых районах – более светлыми и более плотными породами. Основную часть этих пород составляет оксид кремния (что характерно и для Земли), за ним следуют оксиды железа, алюминия, магния, кальция и др.

Минералогический состав лунных пород беднее, чем земных. Отсутствуют минералы, образующиеся при наличии воды и кислорода. Эти факты говорят о том, что на Луне никогда не было ни заметной кислородной атмосферы, ни гидросферы.

Органических соединений, микроорганизмов и других признаков жизни на Луне не обнаружено. Однако в лунных породах не обнаружено и таких соединений, которые были бы вредны для человека или животных и растений. В земных условиях семена и сеянцы растений, высаженных в почву, обогащенную порошкообразным лунным веществом, не испытывали никакого угнетающего воздействия и развивались нормально, усваивая те микроэлементы, которые содержались в этом веществе. Американские астронавты, имевшие в кабине корабля прямые контакты с лунным веществом во время последних экспедиций, даже не проходили никакого карантина, который в целях безопасности проводился после первых полетов на Луну.

Исследования показали, что возраст отдельных образцов лунных пород достигает 4 – 4,2 млрд. лет, что гораздо больше возраста древнейших пород, обнаруженных на Земле.

Изучение Земли из космоса.

Человек впервые оценил роль спутников для контроля за состоянием сельскохозяйственных угодий, лесов и других природных ресурсов Земли лишь спустя несколько лет после наступления космической эры. Начало было положено в 1960г., когда с помощью метеорологических спутников «Тирос» были получены подобные карте очертания земного шара, лежащего под облаками. Эти первые черно-белые ТВ изображения давали весьма слабое представление о деятельности человека и, тем не менее, это было первым шагом. Вскоре были разработаны новые технические средства, позволившие повысить качество наблюдений. Информация извлекалась из многоспектральных изображений в видимом и инфракрасном (ИК) областях спектра. Первыми спутниками, предназначенными для максимального использования этих возможностей, были аппараты типа «Лэндсат». Например, спутник «Лэндсат-D», четвертый из серии, осуществлял наблюдение Земли с высоты более 640 км с помощью усовершенствованных чувствительных приборов, что позволило потребителям получать значительно более детальную и своевременную информацию. Одной из первых областей применения изображений земной поверхности, была картография. В доспутниковую эпоху карты многих областей, даже в развитых районах мира были составлены неточно. Изображения, полученные с помощью спутника «Лэндсат», позволили скорректировать и обновить некоторые существующие карты США. В СССР изображения, полученные со станции «Салют», оказались незаменимыми для выверки железнодорожной трассы БАМ. В середине 70-х годов НАСА, министерство сельского хозяйства США приняли решение продемонстрировать возможности спутниковой системы в прогнозировании важнейшей сельскохозяйственной культуры пшеницы. Спутниковые наблюдения, оказавшиеся на редкость точными в дальнейшем были распространены на другие сельскохозяйственные культуры. Приблизительно в то же время в СССР наблюдения за сельскохозяйственными культурами проводились со спутников серий «Космос», «Метеор», «Муссон» и орбитальных станций «Салют». Использование информации со спутников выявило ее неоспоримые преимущества при оценке объема строевого леса на обширных территориях любой страны. Стало возможным управлять процессом вырубки леса и при необходимости давать рекомендации по изменению контуров района вырубки с точки зрения наилучшей сохранности леса. Благодаря изображениям со спутников стало также возможным быстро оценивать границы лесных пожаров, особенно «коронообразных», характерных для западных областей Северной Америки, а также районов Приморья и южных районов Восточной Сибири в России. Огромное значение для человечества в целом имеет возможность наблюдения практически непрерывно за просторами Мирового Океана, этой «кузницы» погоды. Именно над толщами океанской воды зарождаются чудовищной силы ураганы и тайфуны, несущие многочисленные жертвы и разрушения для жителей побережья. Раннее оповещение населения часто имеет решающее значение для спасения жизней десятков тысяч людей. Определение запасов рыбы и других морепродуктов также имеет огромное практическое значение. Океанские течения часто искривляются, меняют курс и размеры. Например, Эль Нино, теплое течение в южном направлении у берегов Эквадора в отдельные годы может распространяться вдоль берегов Перу до 12гр. Ю. Ш. Когда это происходит, планктон и рыба гибнут в огромных количествах, нанося непоправимый ущерб рыбным промыслам многих стран и том числе и России. Большие концентрации одноклеточных морских организмов повышают смертность рыбы, возможно из-за содержащихся в них токсинов. Наблюдение со спутников помогает выявить «капризы» таких течений и дать полезную информацию тем, кто в ней нуждается. По некоторым оценкам российских и американских ученых экономия топлива в сочетании с «дополнительным уловом» за счет использования информации со спутников, полученной в инфракрасном диапазоне, дает ежегодную прибыль в 2,44 млн. долл. Использование спутников для целей обзора облегчило задачу прокладывания курса морских судов. При эксплуатации российского атомного ледокола «Сибирь» была использована информация с четырех типов спутников для составления наиболее безопасных и экономичных путей в северных морях. Получаемая с навигационного спутника «Космос-1000» информация использовалась в вычислительной машине корабля для определения точного местоположения. Со спутников «Метеор» поступали изображения облачного покрова и прогнозы снежной и ледовой обстановки, что позволило выбирать лучший курс. С помощью спутника «Молния» поддерживалась связь с корабля с базой. Также с помощью спутников находят нефтяные загрязнения, загрязнения воздуха, полезные ископаемые, (см рис.7, 8).

Заключение.

Мы познакомились с современным состоянием нашей планеты. Будущее нашей планеты, да и всей планетной системы, если не произойдёт ничего непредвиденного, кажется ясным. Вероятность того, что установившийся порядок движения планет будет нарушен какой-нибудь странствующей звездой, невелика, даже в течение нескольких миллиардов лет. В ближайшем будущем не приходится ожидать сильных изменений в потоке энергии Солнца. Вероятно, могут повториться ледниковые периоды. Человек способен изменить климат, но при этом может совершить ошибку. Континенты в последующие эпохи поднимутся и опустятся, но мы надеемся, что процессы будут происходить медленно. Время от времени возможны падения массивных метеоритов.

Но в основном планета Земля будет сохранять свой современный вид.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.

Атмосфера – газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звезды.

Аристотель – величайший ученый Древней Греции. Родом он был из города Стагира. После себя оставил многочисленные труды, например, «Физика» в 8 книгах, «О частях животных» в 10 книгах.

Астероид – малая планета (с диаметром от 1 до 1000 км).

Бюффон Жорж Луи Леклерк – великий французский естествоиспытатель. В своем основном сочинении «Естественная история» высказал мысли о развитии земного шара и его поверхности, о единстве всего живого. В 1776 г. избран почетным иностранным членом Петербургской Академии наук.

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Кант Иммануил – великий немецкий философ, профессор университета в Кенигсберге. В 1747 – 1755 гг. разработал гипотезу о происхождении Солнечной системы, которую изложил в книге «Всеобщая естественная история и теория неба».

Лаплас Пьер Симон родился в семье небогатого фермера. С большими трудностями он получил начальное образование, но талант и упорство позволили ему самостоятельно изучить математику, механику и астрономию. Наибольших успехов он достиг в астрономии. Он подробно изучал движение небесных тел (Луны, Юпитера, Сатурна) и дал ему научное объяснение. Главным в его научной деятельности было создание гипотезы о происхождении планет. Эта гипотеза просуществовала в науке почти столетие.

Литосфера – это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Метеорит – металлическое или каменистое тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.

Стратосфера – верхний слой земной атмосферы, лежащий над тропосферой.

Тропосфера – нижний слой земной атмосферы.

Академик Отто Юльевич Шмидт родился в г. Могилеве. Окончил Киевский университет. Долгие годы работал в Московском университете. О. Ю. Шмидт был крупным математиком, географом, астрономом. Он участвовал в организации дрейфующей научной станции «Северный полюс- 1». Его именем названы остров в Северном Ледовитом океане, равнина в Антарктиде, мыс на Чукотке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. «Физика и астрономия», учебник для 7 класса под редакцией А. А. Пинского, В. Г. Разумовского, Москва, «Просвещение»,1999 г.

2. «Физика и астрономия», учебник для 8 класса под редакцией А. А. Пинского, В. Г. Разумовского, Москва, «Просвещение»,1999 г.

3. Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи «Древо познания» 4. «Природоведение», 5 класс, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин, Москва, «Дрофа», 2000 г.

5. «Природоведение. Атлас для школьников», 3-5 классы, «Аст-пресс», 1996 г.

6. «Скажи мне, ПОЧЕМУ?..», Аркадий Леокум, Москва, «Джулия», 1992 г.

Похожие курсовые работы

Курсовые работы, рефераты и доклады