Презентация биография Маяковского

Валентин Распутин

(Биография., Биография в произведениях)

Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историке-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).

Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".

В 1965 Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света" была издана в 1967 в Красноярске. В том же году вышла повесть "Деньги для Марии".

В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981 вышли новые рассказы: "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи — век люби".

Появление в 1985 повести Распутина "Пожар", отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером".

Биография Распутина – в его творчестве

Здесь даны и родословная писателя, и вся история ангарской деревни Аталанки, где родился Валентин Распутин. Дом и мир. Выходцы с русского севера, из мурманских краёв, а другой ветвью из архангельских основали на Ангаре две деревни, но теперь не осталось ни одной, обе ушли на дно. «Не каждому поколению приходиться пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо». Поэтому картины природы в произведениях Распутина наполнены мистическим смыслом. «Какое огромное сердце может вместить подобный масштаб всенародного несчастья». Оттуда с берегов Ангары и главные герои писателя. Дедушка по отцу, в котором просматривалась примесь коренной сибирской породы, этакая «тунгуссковатость», и бабушка с её чисто русским, ликовым лицом, суховатым и удлинённым, - это рассказ «Василий и Василиса». Ещё бабушка Марья Герасимовна известна нам под именами старух Анны и Дарьи.

Несправедливая судьба отца, пострадавшего из-за украденной у него сумки с казёнными деньгами. Великое терпение матери. Всё это тоже в книгах Распутина.

Открылась ли в раннем детстве одарённость мальчика? Видела и поняла эту одарённость мать мальчика, если приняла решение учить сына дальше – при трёх детях и безотцовстве. Видел и дядя Ваня, шофер, привёзший мальчика в Усть-Уду райцентр. «Мы тебе парень, не дадим пропасть». Видели и земляки в деревнях, через которые мальчик бегал в каникулы домой за пятьдесят километров, окликали и наперебой поили чаем.

После школы в 1954 году поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» и был опубликован в альманахе «Ангара» (1961г.).

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

В 1956 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Чибу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «Крёстным отцом» начинающего прозаика.

Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 году в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1976г.), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести «Живи и помни»(1974г.), и «Прощание с Матёрой» 1976г.), поставивших их автора в ряд лучших современных русских писателей.

В 1981г. вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби». Появление в 1985 году повести Распутина «Пожар» отличающейся остротой и современностью проблем, вызвало большой интерес у читателя.

В последние годы писатель много времени и сил отдаёт общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышел в свет его рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене – реке», в 1996г. рассказы «Поминный день», в 1997г. «Нежданно–негаданно», «Отчие приделы». Живёт и работает в Иркутске.

Критики отмечают - присущее Распутину чувство вины и боли за происходящее в мире приближает его произведения к классикам – Толстому и Достоевскому. Писатель показывает девальвацию ясного, простого, деревенского характера. Люди, оторванные от своих корней, превращаются в духовных «архаровцев». «Пожар», «Прощание с Матёрой», «Последний срок», «Живи и помни» - это живое свидетельство исчезающего мира деревни.

Имя Валентина Распутина в сознаниях читателей долгое время неотделимо было от доброго десятка имен его сверстников, которые все почти в одно время появились на страницах художественной периодики. Критики не без резона, объединила их понятием – молодая деревенская проза. Для них излюбленным жанром стала повесть, жизненным материалом – деревня – как правило, за уральским хребтом и на севере – вологодская, архангельская, костромская области. Героем – человек этой деревни – тот, что и доселе живёт на земле своих дедов, и тот, что в силу разных, объективных и суетных причин покинул родную землю, ушел в город и домой наезжает не часто и не надолго.

Как бы ни были близки друг другу по духу, по идейным и эстетическим устремлениям той или иной плеяды литературной – близнецов в литературе не бывает. Вот и в отношении В. Распутина тому, кто приглядывался к его творчеству с самых истоков, с первых публикаций в журналах Сибири – очерк «Вниз и вверх по течению» – несомненным становилось, что имя его чаще повторяется и звучит громче других имён. Так было когда после ряда очерковых публикаций – книжек появилась первая, получившая всесоюзное звучание, повесть Распутина «Деньги для Марии» (1967г.), так было и со следующей повестью «Последний срок» (1970г.), и со следующими «Прощание с Матёрой» (1976г.), «Пожар» (1986г.).

Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник», в 1989 году была удостоена Государственной премии СССР.

В своих произведениях Распутин раскрывает единство людей с природой, таёжную романтику, старается разобраться в сложности внутреннего мира человека.

Валентин Распутин – художник, болеющий за человека, врачующий его раны.

Природа его творчества гуманность «Нет сейчас проблемы важней, чем высокое, достойное времени, нравственное утверждение человека», - говорит писатель, объясняя не только содержание собственного творчества, но и главное направление художественных исканий всей советской литературы.

В. Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова.

Дочитывая его повесть, думаешь и убеждаешься в том, что узнал о героях этой повести всё сполна, что должен был о них узнать. Ни капли сомнения, будто бы автор чего–то не сказал о них или сказал не так. Прочитав повесть, не возникает желания чем–то дополнить автора, нет подозрения в каких – то вольных или невольных недомолвках, нет прерывности в линии поведения его героев. Автор не оставляет на наше усмотрение ничего – всё решает сам. Этим он достигает законченности своих произведений, законченности сюжета, мысли, чувства.

В своих повестях он ведёт речь о таких вещах и событиях человеческого существования, которым недомолвки и различные вариации попросту несвойственны, не в природе этих событий.

В повестях «Последний срок», «Живи и помни» речь идёт о жизни и смерти.

Природой предусмотрено так, что решающий факт жизни – рождение человека – навсегда остаётся для него тайным и неизвестным: никто не знает и не помнит своего рождения, не знает и не помнит своего раннего младенчества, смерть же факт сознательный.

Едва ли не каждый взрослый человек, тем более человек преклонного возраста, хоть раз да заглянул в лицо своей смерти, почувствовал её очевидную близость при каких – то экстремальных обстоятельствах. И если рождение человек не может приложить к себе, то чуждая смерть приложима к каждому из нас…

Немногие прослеживали её так внимательно на протяжении многих страниц, как это сделал Распутин в «Последнем сроке».

«Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло, старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. «Ночью старуха умерла» - так она заканчивается.

Поведав о жизни и смерти простой русской женщины, писатель приблизил нас к неброской святящейся красотою изнутри русского народного характера. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращаются вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть. В этот период в сознании Анны возникает её прошлое и настоящее, перед нами проходит вся её жизнь, жизнь человека с глубоко индивидуальной и в то же время такой типичной для её поколения, для всего послереволюционного крестьянства женской судьбой. Во внутренних монологах Анны, в её непрерывных раздумьях, когда каждое суждение, каждая сценка словно омыта чистотой и бескорыстием последнего, предсмертного чувства, здесь слышится голос мудрости, доброты и всепрощения – особенно тогда, когда трое из детей покидают мать в самый канун её смерти…

Да всепрощение и надежда, выстраданные собственной жизнью, которая подошла к концу, и в которой было всё: рождения и смерть, разлуки, радости, письма, ожидания и встречи. Будничный и навсегда поэтичный труд, которым создано всё вокруг неё…

На долю детей Анны выпало тяжелое военное детство без отца, раннее расставание с родным домом, годы одинокой жизни.

К старухе матери из разных городов и сёл собрались, чтобы проститься с ней, её взрослые дети – каждый со своим характером со своей судьбой. Мать при смерти, вот–вот умрёт и дети перед нею – только дети, и всеми владеет чувство потери, чувство долга по которому они, уже многие годы не встречались, оказались под одним кровом. И характеры их в этом общем чувстве как бы смешиваются, стираются, для них самих и сейчас не имеет значения. Но только становится матери лучше, стоит ей как бы воскреснуть и дети опять обретают свои характеры, свои привычки и различные свои взгляды на жизнь. Мать умирает, но при ней уже не все дети. Не дождались смерти, «последнего часа», матери. Разъехались дочери Люся и Варвара по своим делам и заботам, надеясь на благополучный исход.

Не ради смерти старухи Анны была написана повесть «Последний час», а ради живых, эта долгая смерть нужна была, чтобы показать нам сполна характеры каждого из детей Анны, каждого из живых в окружении умирающей. А перипетии смерти – это перипетии их жизней, их отношений друг к другу.

Автор глубоко проникает в мысли и чувства людей всех возрастов.

И здесь, в этой повести даётся безупречное соотношение между живым и умирающим. Между настоящим и прошлым, к которому старуха Анна и дети её то и дело невольно возвращаются. Все характеры детей Анны доступны и завершены. «Живи и помни» – повесть, продолжающая тему жизни и смерти. Главная героиня в этой повести Настёна Гуськова. И в этой повести смерть, но смерть

Трагическая. Гибнет чудесная и светлая женщина. Смерть её не в срок, и не во время пришла. Это не та смерть как у старой Анны из «Последнего срока», и поэтому гибель Настёны воспринимается нами как что-то несправедливое, как непростительная ошибка жизни, грубая и трагическая. По всем чувствам нашим, по симпатиям и антипатиям умереть должен был муж Настёны – Андрей Гуськов. Дезертируя с фронта в последние месяцы Великой Отечественной войны Андрей Гуськов по ночам пробирается после госпиталя в свою деревню Атамановку. Изначально он как будто не сомневается: вот он побудет дома, повидает близких, а дальше ему одна дорога – смерть. Он её заслужил, он её не боится. Но это логика труса, предателя, прикрывая свою трусость желанием увидеться с родными людьми, Андрей сознаёт, что всё, что он думал, не так и не то. Просто он боится смерти, боится страшно и безудержно. Его страх смерти и есть та единственная слабость и сила, толкнувшая его на побег с войны.

Достигнув Атамановки, скрываясь в её окрестностях, Андрей живёт в состоянии глухой и всё более ожесточенной войны с окружающим его миром: лесом, рекой, живностью в тайге, мужиками из собственной деревни, за которыми наблюдает издалека. В этой исступленности, с которой он преследует коз, просматривается, не только желание насытится едой, но и желание из преследуемого самому превратится в преследователя, самоутвердится в своей силе над слабыми и ни в чём не повинным созданиями. Он не добил раненое животное, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения этой мучительной агонии. От своего животного страха перед наказанием и смертью Гуськов постепенно начинает «озверевать». Сначала воя из желания передразнить волка, повадившегося в зимовье, постепенно Гуськов чувствует, что именно в этот «тонкий и длинный, режущий по живому, жалобный и убийственный стон» способен хоть как–то облегчить, выразить его зарастающую звериной шкурой душу. Страх за свою жизнь, отсутствие общения с людьми, жизнь в тайге среди зверей всё это постепенно превращает его в зверя. Настёна с каждой встречей всё меньше узнавала мужа. Этой женщине светлой и чистой выпало решать, действовать и при этом любить и ненавидеть одновременно. Она чувствовала, глядя на мужа «что она сразу же покрывается противной звериной шерстью и что при желании она может по-звериному же и завыть».

Андрей трус, предатель, эгоист. Но Настёна вдруг, в одночасье обнаружила, что её муж, её любимый, её суженный, долгожданный и желанный вернулся, но вернулся тайно, тишком вернулся. Не героем, не победителем, не рядовым, хотя был участником событий, которыми живут души народные и её Настина душа простая жила.

У одной подруги мужа убило на войне, у другой калека домой вернулся, а у Настёны дезертиром вернулся, преступником…

Встреча с мужем для Настёны была долгожданной и желанной, но превратилась в «воровскую и жуткую». Не об этом мечталось Насте долгие дни ожидание встречи.

Мы ощущаем бездонную сложность ставшего перед нею вопроса – как быть? Перед каким неописуемо сложным испытанием поставила её жизнь. Трагедия всегда заключает в себе вину и рок. Это испытание превышало силы Настёны. Застигло её глубокое, чистое от природы, но ещё не сформировавшееся чувство врасплох. Течение событий и внешне и внутренне ведёт к единственному верному и возможному психологическому руслу – самоубийству.

Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея. Нет, она не простила Андрею его вины, но она как сильная и любящая натура, не в силах принять как искупление, как спасение людское наказание. Она сама себя приговорила и наказала смертью. Это как бы ощущение, тот единственный маг, которым в её представлении она сможет искупить, и сбыть свою вину перед людьми и собой.

А. Гуськов став дезертиром не вдруг, а, идя к этому всем своим неизменным, жестоким, эгоистичным началом сам загнал себя в западню своей слабостью, бесхарактерностью, животным страхом смерти. Не мысля себе пути назад, единственный выход видит в том,

чтобы превратится в зверя, которому ничего на свете не жаль, ничего не надо, кроме удовлетворения животных потребностей. Трагедия Настёны – это не только личная, но и глубоко общественная трагедия, поскольку в ней не остаётся безучастным не один житель села Атамановка. Лицо народа сурово непреклонно. Люди шли на любые жертвы ради победы в справедливой, освободительной войне. Эта война и в голодной сибирской деревушке двадцати с небольших домах, война в душе каждого её жителя, и значит, они не могут не видеть в дезертире своего врага, не могут терпеть его существования рядом со своим. А то, что дезертир из их среды, из их деревни ещё больше усиливает чувство ненависти к нему. Поэтому отец Андрея, старик Гуськов, догадываясь о том, что сын его где–то здесь рядом, и тот жесток и непреклонен по отношению к нему, сыну своему. Кто знает, что произойдет, если отец и сын встретятся лицом к лицу где–нибудь в тайге? Может быть тихо, деловито, со страшной болью в сердце и со слезами на глазах отец сам бы вынес и исполнил бы смертный приговор дезертиру, чтобы очистить свою совесть и совесть всего селения Атамановки. Совесть народа, которому он принадлежит.

«Живи и помни» – поясной поклон нынешнего поколения всем, кто прошёл и выстоял войну, кто не согнулся и не победил в тылу и на полях сражений. Повествуя о днях минувших, это произведение Распутина целиком обращено в день сегодняшний. Оно завёт сегодняшнего читателя жить честно и прямо. Служить родине самоотверженно, по закону того истинного благородства, которое в родстве со своим народом неотделённости от него и состоит. А нет первые же шаги неверные, даже малая твоя ошибка приведёт неизбежно к полному поражению, трагедии, позору.

Герои Распутина живут как будто бы только сами по себе, думают ограниченно, не касаясь проблем общечеловеческих, а в то же самое время они очень даже общечеловечны.

В «Прощании с Матёрой» Распутин ещё больше раскрывает перед нами, читателями, эту общечеловечность своих героев. «Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?», …- спрашивает автор. Он снова очень просто, житейски и обобщённо ведёт речь о человеке вообще. Вновь и вновь писатель обобщается коренным вопросом жизни и смерти человека, истоком и целью его существования, его отношение с обществом и природой. Только теперь – это почти сегодняшний день с его радостными и нелёгкими проблемами, и в центре внимания писателя – уже не два и не три человека, а судьба целой деревни, которой уготовано встать на перекрёстке противоречивых созидательных забот века 19-го.

Матёра, остров на реке Ангоре должен уйти под воду. Ниже по Ангоре строят плотину для электростанции. Вода по реке и речкам поднимется и разольётся, затопит многие земли, в том числе и Матёру. Вся деревня должна выселится на правый берег Ангары. Вчитываясь в повесть «Прощание с Матёрой» невольно оглядываешься на события четвертьвековой давности, когда проблема преобразования природы, самоголика земли для нужд человека впервые в весь рост стали перед народом, который только – только залечил сияющие раны и боли войны. Когда народ собрался для нового дерзкого прыжка в будущее. При решении задач более масштабных люди ведут себя осмотрительней. Сложность и хрупкость взаимосвязей человека, общества, природы стало очевидно. Охрана окружающей среды, равновесие в природе экологическое эхо – это и многое другое поставлено во главу угла в повести «Прощание с Матёрой» эта попытка взглянуть на созидательную деятельность человека с того берега, так сказать, берега которому суждено, будет стать дном будущего моря. Это не только допустимое, но и закономерная попытка, необходимая для дальнейшего развития и жизни страны. В повести постоянно звучит голос старухи Дарьи и её подруг. Этот остров их жизнь прошлое, их земля, их верование, традиции, устой, могилы предков. «Матёра» – это земля, вскормившая поколения селян и обухоженная ими, политая потом их, благодатная эта земля будущее новых поколений селян – вдруг стала для духовно выхолощенных «товарищей» вроде Жука – безликой «территории». Сами же матёрцы стали «граждане затопляемые». Вот и беседуют, размышляют за чаем, старушки как оно там будет на другом берегу. Удобен ли берег тот будет для домов, погребов, плодородна ли будет земля. С болезнью следят за легко оторвавшемся от своего родного гнезда Андреем.

В книгу Героя Социалистического Труда В. Г. Распутина входит повесть «Прощание с Матёрой», «Пожар», составившие волнующую диалогию о трагических судьбах сибирских крестьян, которые испытали в периоды застоя и гигантомании, ликвидации, «неперспективных» деревень испытывают до сих пор разрушительные последствия неразумного хозяйствования, хищнического отношения к природным богатствам и людям.

Одним из самых ярких образов является невидимая фигура хозяина из повести «Прощание с Матёрой». Хозяин понимает, что прощание с миром деревни неизбежно. « Кому–то надо начинать последнюю верность, с кого–то надо начинать». Всё что живёт на свете, имеет один смысл – смысл службы. И всякая служба имеет «конец». Прозе Распутина свойственна глубокое внутреннее напряжение при внешней отстранённости автора, что приближает её к языку библейских притч.

«Прощание с Матёрой» опубликовано в 1976 году в журнале «Наш современник», а затем вышло в однотомнике с другими произведениями Распутина в издательстве «Молодая гвардия». Повесть «Пожар» опубликованная журналом «Наш современник» в 1989 году удостоено Государственной премии СССР.

В мае 2000 года писателю была вручена премия Александра Солженицына за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, вращённости с русской природой и речью, душевностью и целомудрие в воскрешение добрых начал.

Список литературы

Н. Тендитник «Очерк жизни и творчества В. Распутина».

Б. Пайкин «Строгая литература»

Н. Машовец «Общность цели»





Похожие курсовые работы

1. Презентация на тему биография Маяковского

2. Анализ стихотворения Маяковского Война объявлена

3. Презентации биография Маяковского

4. Анализ стихотворения В В Маяковского Ночь

5. Анализ стихотворения Маяковского Ночь в

6. Ночь анализ стихотворения Маяковского

7. Биография маяковского с презентацией

8. Анализ стих маяковского о советском паспорте

9. Анализ стихотворения паспорт маяковского

10. Анализ стиотворения Маяковского паспорт

11. Презентация про Маяковского

12. Анализ стихотворения Маяковского Ода

13. Анализ стихотворения вам маяковского

14. Анализ стихотворения Ода революции В Маяковского

15. Лингвистический анализ стихотворения маяковского

Курсовые работы, рефераты и доклады