Картель примеры

1. «ДЕЙСТВИЯ С ПОНЯТИЯМИ»

1. Что такое номинальное и реальное определения? Приведите примеры

Ответ:

а) Реальное – есть определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Примеры реальных определений дают энциклопедии и соответствующие специальные научные словари.

Например: «Конституция – есть основной закон государства, устанавливающий его общественное и политическое устройство». Здесь, в форме определения, раскрыто, прежде всего, содержание понятия «Конституция».

б) В номинальных определениях раскрывается смысл самого слова – имени предмета. Например: «Правовым называется государство, в котором верховенствует закон». Здесь раскрывается смысл словосочетания «правовое государство». Образцы номинальных определений дают всевозможные толковые словари.

Деление определений на реальные и номинальные относительно. Реальное определение может принять номинальную форму: «Конституцией называется основной закон…» и т.д. А номинальное определение способно облечься в форму реального: «Правовое государство – это государство…» и т.д.

2. Проверьте, правильно ли даны следующие определения (если нет, то назовите логическую ошибку):

а) Смежные углы – углы, имеющие общую вершину и сторону.

б) Пианино – музыкальный инструмент вроде рояля, только меньших размеров.

в) Арендатор – человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование.

г) Религиозный человек – человек, имеющий религиозные убеждения.

д) Нация – устойчивая историческая общность.

е) Упрямство – порок слабого ума.

ж) Математика – не искусство.

Ответ:

а) нет, определение неправильно. Это характеристика. Логическая ошибка в том, что смежные углы не имеют общей вершины.

б) нет, неправильно. Размеры – не главный общий признак у пианино и рояля. К тому же это сравнение, а не определение.

в) да, определение дано правильно.

г) да, определение правильное.

д) нет, нация – это категория экономическая, а не историческая. Это описание.

е) нет, упрямство – это признак слабого ума, а не порок.

ж) нет, определение неверно, т.к. вообще всякое определение дается через утверждение, указание положительных свойств, качеств, характеристик, а не через отрицание; через сравнение, а не через противопоставление.

3. Правильно ли произведены следующие деления (если нет, то назовите логические ошибки):

а) Сделки бывают двусторонними, многосторонними и по доверенности.

б) Люди в рабовладельческий период делились на рабов и рабовладельцев.

в) В магазине имеются продовольственные и молочные товары.

г) Числа бывают действительные и мнимые.

д) Окружности могут быть вписанными, описанными и сами по себе.

е) Деревья состоят из корней, стволов и кроны.

ж) Женщина может быть незамужней, замужней, матерью или бабушкой.

Ответ:

а) нарушено правило: излишество в делении. Добавлен лишний член деления.

б) деление правильное, дихотомическое, по единому основанию.

в) нарушено правило деления по одному основанию. Допущена ошибка: это перекрестное (или сбивчивое) деление.

г) деление по отсутствию признака, служащего основанием деления.

д) деление несоразмерно: допущено излишество в делении.

е) это не деление, а определение понятия.

4. Произведите обобщение, а затем ограничение следующих понятий: Черта характера. Родовая община. Свобода. Вектор. Преступление. Эрудиция. Налог.

Ответ:

Черта характера: обобщение – натура

ограничение – вредность, упрямство

Родовая община: обобщение – племя

ограничение – семья, род

Свобода: обобщение – сделать нельзя, т.к. это философская категория

(т.е. наиболее общее, абстрактное понятие)

ограничение – воля

Вектор: обобщение – направление

ограничение – стрелка

Преступление: обобщение – правонарушение

ограничение – злостное хулиганство

Эрудиция: обобщение – энциклопедические знания

ограничение – сообразительность

Налог: обобщение – дань

ограничение – подать

5. В холле университета на диване расположились шесть студентов. Костя сидел через столько же человек от Степы, как и Степа от Саши. Толя сидел через столько же человек от Феди, как Федя от Пети. Между Толей и Сашей столько же человек, сколько между Степой и Петей, а также между Федей и Костей. Толя был не первый. Кто с кем сидел рядом?

Ответ:

Студенты сидели на диване в холле университета кругом.

  1. Костя сидел через три человека от Степы: Федю, Сашу и Толю.

  2. Степа сидел через три человека от Саши: Петю, Костю и Федю.

  3. Толя сидел через три человека от Феди: Степу, Петю и Костю.

  4. Федя сидел через три человека от Пети: Сашу, Толю и Степу.

  5. Между Толей и Сашей столько же человек – четыре: Степа, Петя, Костя, Федя – сколько между Степой и Петей - четыре: Толя, Саша, Федя, Костя, а также между Федей и Костей - четыре: Саша, Толя, Степа, Петя.

Итак: Костя сидел рядом с Федей слева и Петей справа;

Петя сидел рядом с Костей слева и Степой справа;

Степа сидел рядом с Петей слева и Толей справа;

Толя сидел рядом со Степой слева и Сашей справа;

Саша сидел рядом с Толей слева и Федей справа;

Федя сидел рядом с Сашей слева и Костей справа.

Схематически это можно представить так:


2. «АНАЛИЗ СУЖДЕНИЯ»

1. Дано суждение: «Право регулирует общественные отношения». Ответьте на вопросы:

а) Каково по качеству и количеству это суждение (запишите формулу)?

б) Какова распределенность (авторская и читательская) терминов в этом суждении?

в) Какова логическая и фактическая модальность этого суждения?

Ответ:

а) формула: «Все S есть Р», (А)

по качеству это суждение «утвердительное»,

по количеству оно «общее»

Итак, в целом, это – общеутвердительное суждение.

б) S+ (субъект) распределен; Р- (предикат) не распределен

«Право регулирует общественные отношения»

S+ Р-

P-

S+

SS

в) логическая модальность этого суждения: «логически необходимо»

фактическая (онтологическая) модальность «фактически необходимо»

(онтологически необходимо)

Эти модальности на языке формальной логики обозначаются так:

« А» - «необходимо А».

2. Установите вид (по качеству и количеству, по логическому союзу, по модальности) следующих суждений и составьте их формулы:

а) Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился.

б) Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное (Д.И. Менделеев).

в) Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной.

Ответ:

а) «Еще бы ты больше навострился, когда бы у него немного поучился».

Формула: А[image]В (читается: «Если А, то В»)

Логический союз (связка) – импликация («если, …то»)

Вид суждения: сложное, импликативное

Модальность: «логически возможно»

б) «Наука, прежде всего, есть дело не кабинетное и частное, а общественное и публичное» (Д.И. Менделеев).

Формула: А v В (или А[image]В)

Логический союз (связка) – сильная (строгая) дизъюнкция

Вид суждения: сложное, строгое дизъюнктивное

Модальность: «логически необходимо»

«онтологически необходимо»

в) «Ответственность за правонарушение может быть дисциплинарной, административной или уголовной».

Формула: А v В (читается: «А или В»)

Логический союз (связка) – дизъюнкция («или»)

Вид суждения: сложное, слабое дизъюнктивное

Модальность: «онтологически возможно».

3. Правильно ли установлены качество и количество, распределенность терминов и модальность следующих суждений:

а) Нет адъютанта без аксельбанта – Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.

б) Некоторые работники суда не имеют высшего образования – Частноотрицательное, субъект и предикат не распределены, суждение о возможности, достоверное.

в) Каждый человек имеет право на образование – Общеутвердительное, субъект и предикат распределены, суждение о возможности, вероятное.

Ответ:

а) «Нет адъютанта без аксельбанта» - Суждение общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен, суждение о необходимости, достоверное.

Все установлено правильно.

б) «Некоторые работники суда не имеют высшего образования» - Частноотрицательное, субъект не распределен, предикат распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, достоверное.

в) «Каждый человек имеет право на образование» - Общеутвердительное, субъект распределен, предикат не распределен (В тексте решение другое. Ошибка!), суждение о возможности, вероятное.

4. Составьте суждение по формуле: А[image](В v C). Определите, при каких значениях А, В и С оно будет истинным?

Ответ:

А [image](В v С)

Суждение будет истинным в целом, при следующих значениях логических переменных:

А – ИСТИНА А – ИСТИНА А – ИСТИНА

В – ИСТИНА В – ЛОЖЬ В – ИСТИНА

С – ЛОЖЬ, или С – ИСТИНА, или С – ИСТИНА

Суждение, согласное данной формуле, будет, к примеру, таким:

- «Если человек читал книгу, то знает ее содержание или ее основную идею».


5. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между ними расхаживала девушка, ибо одна из машин принадлежала ей. Какая, если чья-то коварная рука на каждой машине оставила по две надписи, одна из которых истинна, а другая ложна? На голубой машине: «Это не моя машина. Мне принадлежит белая». На желтой: «Это моя машина. Красная машина тоже моя». На красной: «Это моя машина. Голубая тоже моя». На белой: «Это моя машина, а голубая не моя».

Ответ: Девушке, которая расхаживает между машинами на стоянке, принадлежит красная машина.

Логика рассуждения

1-й логический шаг:

1) на голубой надписи: это не моя, моя белая

2) на желтой надписи: это моя, красная моя

3) на красной надписи: это моя, голубая моя

4) на белой надписи: это моя, голубая не моя

2-й логический шаг: произведем перестановку для удобства сравнения

1) белая: белая моя – ложь, голубая не моя – истина

2) голубая: белая моя – ложь, голубая не моя – истина

3) красная: красная моя – истина, голубая моя – ложь

4) желтая: красная моя - истина, желтая моя – ложь

3-й логический шаг:

Нам известно по условию задачи, что в каждой паре надписей – одна истинная и одна ложная. Допустим, что в надписях на белой и голубой машинах надпись «голубая - не моя» - истина, а надпись «белая - моя» - ложь.

4-й логический шаг:

Тогда (следите по схеме): если утверждение «голубая – не моя» - истина, то одна из надписей на красной машине, а именно: «голубая - моя» - это ложь, а вторая надпись в этой паре, соответственно, - истина.

5-й логический шаг:

И тогда в оставшейся паре надписей на желтой машине нетрудно установить, какая истинна, а какая ложна: а именно – «красная - моя», это истина, а надпись «желтая - моя» - ложь.

Итак, девушке принадлежит красная машина. Ура – рад за нее! Надеюсь, что она так же прекрасна, как и те машины, между которыми она гуляет.





Похожие курсовые работы

1. Картель Примеры картеля

2. Картель примеры фирм

3. Коэффициент профессора ф в коньшина к примеры задач

4. Примеры решения задач на эластичность спроса

5. Эластичность спроса примеры решения задач

6. Примеры решения задач эластичности спроса по цене

7. Методика и примеры расчета радиационной обстановки

8. Примеры решения задач по эластичности

9. Перекрестной эластичности примеры и решения

10. Дюркгейм примеры самоубийств из истории

11. Примеры задач на эластичность спроса по цене

12. Организационная структура предприятия примеры

13. Основные законы диалектики примеры

14. Примеры решения задач по конституционному праву

15. Примеры решения задач по векторной алгебры

Курсовые работы, рефераты и доклады