Калькуляция транспортных услуг в

Содержание

Введение

1.Понятие и структура международного рынка услуг

2.Россия на международном рынке туристических услуг

3.Россия на международном рынке технологических услуг

4.Россия на международном рынке транспортных услуг

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.

В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.

Базой формирования последнего является сфера услуг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас примерно 70%, а развивающихся — 55%.

Ускорение развития сферы услуг для воздействия на экономический рост – главная задача, как для развитых, так и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг и их влияния на развитие всей страны в целом.

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

В данной работе мы рассмотрим положение России на международном рынке услуг, а именно такие сегменты рынка, как туристический, технологический и рынок транспортных услуг.


  1. Понятие и структура международного рынка услуг

До последнего времени рынок услуг представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Но с выходом на международный рынок транснациональных корпораций, ситуация кардинально изменилась. Транснациональные корпорации смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к резкому росту сферы международных услуг. Услуга – это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенной для обмена, но имеющий ряд отличительных особенностей от товара.

Можно выделить следующие особенности:

1. Услуга производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.

2. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта товаров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным обслуживанием товаров.

3. Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для вовлечения в международную торговлю. Это в первую очередь касается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной конкуренции.

5. Отсутствуют посредники.

6. Экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.

Понятие «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи — 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.

9. Туризм и путешествия – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11.Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:

• услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

• услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные и сопутствующие услуги:

(фрахт; хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные работы; сопровождение груза в пути; выполнение таможенных формальностей;)

• услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование; рекламные услуги; арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство и инженерно-консультационные услуги;

4) компьютерные и информационные услуги;

5) культурные услуги (проведение выставок, ярмарок).

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних приближается к 30%.

  1. Россия на международном рынке туристических услуг

Для большинства стран мира, в настоящее время, туризм - один из основных источников дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 году будет создано 550 млн рабочих мест.

Объем международного туристического потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономическом, политическом, экологическом, энергетическом и ряде других кризисов.

Почти все регионы мира последние годы демонстрируют быстрый рост объемов туристического потока, но наиболее значительных результатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион, где число путешественников стало на 255% больше, чем в 2000 г. Этот успех объясняется активными рекламными кампаниями государств региона, а также поддержанием цен на "кризисном" уровне. Значительных результатов за последние восемь лет достигли так же государства Восточной и Центральной Европы.

Значительные результаты в туризме в последние года были достигнуты во многом благодаря большому числу масштабных событий, таких как, Летние Олимпийские игры в Китае, а также Зимние Олимпийские игры в Канаде, Чемпионат мира по хоккею, Европейский чемпионат по футболу и другие. Более 65% всех передвижений иностранных туристов и 75% создаваемых во всем мире поездок совершаются гражданами промышленно развитых стран.

Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Ожидается, что в 2010 г. в мире будет путешествовать 1 млрд чел., а к 2020 г. - 1,5 млрд чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн долл.

Таблица 1. Страны - лидеры выездного туризма в 2010 г.

Страна

Количество международных поездок, млн.

Доля рынка,%

Германия

163,5

10,2

Япония

141,5

8,8

США

123,5

7,7

Китай

100,0

6,2

Великобритания

96,1

6,0

Франция

37,6

2,3

Нидерланды

35,4

2,2

Канада

331,3

2,0

Россия

30,5

1,9

Италия

29,7

1,9

Таблица 2. Страны - лидеры въездного туризма в 2020 г.

Страна

Количество прибытий, млн

Доля рынка,%

Китай

137,1

8,6

США

102,4

6,4

Франция

93,3

5,8

Испания

71,0

4,4

Гонконг

58,3

3,7

Италия

52,9

3,3

Великобритания

52,8

3,3

Мексика

48,9

3,1

Россия

47,1

2,9

Чехия

44,0

2,7

Анализируя положение в Российской Федерации, можно обозначить, что для нее, как и для большого количества стран Европы, характерны постепенное старение общества, увеличение количества городского населения в сравнении с сельским населением, довольно высокий уровень образованности, большое количество праздничных и выходных дней, возрастающий интерес россиян к людям в других странах и городах. Все эти факторы закладывают хорошие основы для туризма. Однако "тормозящим" фактором для развития въездного и выездного туризма является довольно низкий уровень жизни основного количества граждан страны. Если в ближайшие годы станет возможным переломить эту негативную тенденцию и стимулировать рост доходов, то российский туризм ожидает дальнейший подъем.

В приведенных ниже таблицах можно проследить потоки выездного и въездного туризма в стране за последние годы:

Отметим что в сравнении с 2008 г. в 2009 г. в целом выездной туризм снизился на 15,5%, люди в период кризиса предпочли сэкономить на отдыхе. В то же время въездной туризм снизился лишь на 8,5%.

Хотя тройка лидеров наиболее предпочтительных для россиян туристических направлений осталась неизменной – это, как и в прошлом году, Египет, Турция и Китай, но произошли довольно значительные изменения и перераспределение российских туристов, выбравших для путешествий эти страны.

Наибольшие изменения коснулись Китая, который потерял более 51% российских туристов. Как считают эксперты, такое резкое снижение численности россиян, основная масса которых посещают Китай исключительно с целью шопинга, произошло из-за ужесточения таможенного режима с российской стороны и снижения покупательной способности россиян вследствие кризиса.

Турция потеряла более 11% туристов из России, в основном, из-за нежелания турецких туроператоров и хотельеров снижать цены во время кризиса, в то же время примерно на 13% возросло количество российских туристов, отправившихся отдыхать в Египет, что свидетельствует о более гибкой политике местных туроператоров и привлекательных для россиян ценах на путевки, особенно в осенне-зимний сезон.

Отмена визового режима между Россией и Израилем чрезвычайно благоприятно сказалась на туристическом обмене между странами. Несмотря на кризис, число российских туристов посетивших Израиль увеличилось на 36%. Соответственно, на 42% увеличилось число туристов из Израиля, посетивших Россию.

Также увеличилось количество российских граждан, посетивших Германию, Швейцарию, Великобританию, США, Корею, Нидерланды и Латвию. Во многом, увеличение спроса на путешествие в эти страны является исключительной заслугой их правительств и предпринимаемыми мерами, направленными на преодоление негативного влияния экономического кризиса на развития рынка туристских услуг. Например в Корее для привлечения иностранных туристов разработана государственная программа VISIT KOREA YEAR на 2010-2012 гг., которая предполагает гибкую систему скидок, поощрений и распродаж для туристов, а для российских туроператоров, рекламирующих это направление в СМИ, оплату их расходов на рекламу в размере 70% и выше. Большое значение в привлечении туристов так же играют отмена и упрощение визовых режимов. Планируется отмена визовых режимов с Турцией, ЕС и Египтом, что значительно увеличит поток россиян по данным направлениям.

Страны не предпринимающие никаких активных действий по увеличению туристического потока, продолжают катастрофически терять русских туристов. Так, от 20% до 90% наших туристов потеряли за 2009 г. Хорватия, Литва, Япония, Норвегия, Мальта, Иордания, Эстония и Канада.

По въездному туризму, как уже было отмечено, показатели в 2009 г. изменились не так значительно как по выездному, и наша страна, несмотря на кризис, остается привлекательной для иностранцев.

По-прежнему, наибольшим спросом пользуется Россия у граждан Германии, США, Великобритании, Финляндии, Китая и Италии, причем, если интерес граждан Великобритании и Финляндии к нашей стране повысился, то китайцы и итальянцы немного охладели к путешествиям по России.

Увеличилось количество визитов в Россию и из таких стран как Израиль, Австрия, Швеция, Швейцария, Египет, Куба и Тунис. Практически не изменилось число туристов из Греции.

Более чем на 20% по сравнению с 2008 г. снизилось из Турции, Кореи, Польши, Чехии, Кипра, Словакии, Филиппин и ОАЭ.

В 2014 г. планируется значительное количество иностранных туристов в связи с проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи.

  1. Россия на международном рынке технологий

Появлению рынка технологий способствовало введение патентных систем в конце XVIII — начале XIX вв., приведшее к укреплению права собственности создателя на продукты своего интеллектуального труда, что обусловило резкое расширение средствами производства, ранее сдерживаемое прежде всего боязнью копирования. В США такая система была введена в 1787 г., во Франции — в 1791 г., в России — в 1812 г., Испании — в 1820 г. Особое развитие этот получил в XX в. с появлением правовой базы, ростом научно-технического прогресса, возникновением новых составляющих его объекта.

Начиная с Царских времен, Россия всегда была страной больше ориентированной на экспорт, чем на импорт. Согласно исследованию Всемирного Банка, в 1980 году экспорт товаров из СССР достигал 75,4 млрд. долларов, что превысило экспортные показатели США в 2,8 раза – 212,9 млрд. долларов, а в 1985 году экспорт в России вырос до 87,3 млрд. долларов. Тогдашний СССР входил в первую десятку самых крупных экспортеров в мире и занимал 7-е место в этом рейтинге. Долю «совкового» экспорта на тот момент эксперты ВТО оценивали в 4,5% всей мировой торговли.

В настоящее время в мировой экономике активно формируется новая ступень развития, в основе которой лежит современный этап НТР - информационно-технологическая революция – и инновационное развитие. Характерной чертой экономического роста является интеллектуализация основных факторов производства. Несравненно возрастает значимость и масштабность обмена результатами интеллектуальной деятельности: патентами, лицензиями на изобретения, промышленными образцами, ноу-хау, товарными знаками (брендами), программным обеспечением и т. д. В этих условиях можно говорить о функционировании международного рынка объектов интеллектуальной собственности как о самостоятельном секторе мирового рынка с присущими только ему особенностями и тенденциями развития. Во-первых, интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значимое место на международных рынках (например, лицензии, составлявшие в 1945–1955 гг. не более четверти американского экспорта, к 1990-м гг. превысили его половину). Во-вторых, по экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг в настоящее время растет в 5 раз быстрее, чем традиционных. К тому же основной признак современности – рост наукоемкости самих товаров и услуг. Не говоря уже о таких сферах, как космические исследования, оборона, где НТП проявляется в первую очередь, все более наукоемкими становятся и потребительские товары (автомобили, аудио-, видео- и бытовая техника, электроника и др.)

Передача объектов собственности от автора (собственника) интеллектуального продукта субъекту инновационной деятельности происходит на основе взаимного обмена «правами». Первичный собственник интеллектуального продукта, уступая право собственности (или часть функций собственности), получает соответствующее вознаграждение. Новый же собственник интеллектуального продукта получает выгоду при его конечной реализации в ходе инновационной деятельности либо при перепродаже этого продукта.

Формы обмена объектами интеллектуальной деятельности с юридической точки зрения обычно разделяют на две группы.

К первой группе могут быть отнесены объекты, правовая охрана которых обеспечивается на основе соответствующих норм внутреннего законодательства и международных соглашений. Это охраняемые объекты промышленной собственности, то есть изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, а также научно-технические сведения, защищаемые нормами патентного и авторского права (инструкции и другие виды технической документации). Существенными особенностями прав промышленной собственности, входящих в первую группу, являются следующие: права приобретаются в результате получения от соответствующего государственного органа специального документа (патента); порядок приобретения, использования, защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными законами по охране отдельных объектов; данные права действуют только в пределах границ государства, где они приобретены; большая часть этих прав носит временный характер, то есть действует в течение срока, не превышающего установленного соответствующим законом; их обладателям предоставляется монополия на использование объекта (изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, фирменного наименования и др.).

Ко второй группе относят научно-технические достижения, не пользующиеся такой правовой охраной в форме патента, но обладающие различиями в техническом уровне, что является основным критерием водораздела между ноу-хау и охраняемыми объектами промышленной собственности, в частности изобретениями. Единственный документ, определяющий содержание ноу-хау, – это договор между его продавцом и покупателем.

Ведущее место на мировом рынке объектов ИС принадлежит США, Японии (из нетто-импортера превратилась в нетто-экспортера ИС и высоких технологий в целом), Германии, Великобритании, Франции.

Таблица 5.Доля стран – членов ОЭСР на отдельных рынках

высокотехнологичной продукции (в % к общему объему рынков)

Вид продукции

Удельный вес стран

Продукция авиакосмической отрасли

США-36

Великобритания – 17

Германия – 14

Франция – 14

Изделия электронной промышленности

США – 21

Япония – 18

Южная Корея – 11

Великобритания – 9

Офисное и компьютерное оборудование

США – 20

Япония – 13

Нидерланды – 12

Великобритания – 9

Фармацевтическая продукция

Бельгия – 15

Германия – 11

США – 10,5

Ирландия – 10,5

В начале XXI в. эти и другие развитые страны Запада концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в 2,5–3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. (Предполагается, что к 2015–2020 гг. он достигнет 4 трлн. долл.) Наиболее динамично развивается при торговле технологиями обмен патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами.

Сравнительно высокая патентная активность (по количеству заявок на получение патентов) в российской промышленности (170 отечественных заявок на 1 млн. жителей) ставит Россию в один ряд с наиболее развитыми странами, но пока не приводит к глубоким технологическим сдвигам. В промышленность РФ внедряется только 2% инноваций. На объекты ИС и другие виды интеллектуальных продуктов в российском экспорте приходится лишь около 3% общего стоимостного объема экспорта (для сравнения: у Бразилии – более 5%, у Китая – 25%). Однако следует учитывать, что 3% всего экспорта – это технологии, передаваемые по лицензиям на изобретения или ноу-хау. А в целом доля экспорта высокотехнологичной продукции в РФ выше. Россия устойчиво занимает ведущие позиции на мировом рынке вооружений – весьма наукоемкого продукта (современные самолеты «Су» и «МиГ», боевые вертолеты, подводные лодки, эсминцы, фрегаты, средства ПВО и т. д.). В 2003 г. было поставлено на экспорт продукции военного назначения на сумму более 5 млрд. долл. Одновременно РФ успешно конкурирует на рынках ядерных технологий, космической техники и услуг, некоторых видов электронной промышленности. По имеющимся оценкам, доля России на рынке оборудования и услуг для атомных электростанций составляла в начале 2000-х гг. 11% (сейчас ее возможности резко возрастают с выходом на рынок ЕС), и, по оценкам, в скором времени России может принадлежать до 1/3 мирового рынка оборудования для АЭС, в переработке ядерных отходов – 8–9%, в коммерческих космических запусках – 11%, продажах космических аппаратов – 2%, наземного оборудования космических систем – 1%.

Основными партнерами России в торговле технологиями являются страны ОЭСР, Индия и Китай. На долю стран ОЭСР в 2002 г. пришлось около 50% суммарного оборота и 67% всех заключенных соглашений.

Крупнейшими импортерами российских технологий выступают Индия и Китай (17,4% и 17,6% в 2002 г. соответственно). Доля США сократилась с 20,9% в 2000 г. до 13,7% в 2002 г. В структуре импорта технологий в Россию лидируют страны – члены ОЭСР (85,4% всего российского импорта технологий). Среди них по чистой стоимости соглашений по импорту лидируют Франция (29,3%), Германия (9,5%), Великобритания (8%) и США (7%).

В современной структуре российского экспорта технологий преобладают все же так называемые неохраноспособные виды интеллектуальной собственности, значительно менее ценные с коммерческой точки зрения.

Главные направления сотрудничества с зарубежными странами – оказание зарубежным странам инжиниринговых услуг (67,98% от совокупного экспорта объектов интеллектуальной собственности и 31,55% от их импорта) и передача научно-исследовательских работ (9,84% и 31,9% соответственно), не всегда защищенных патентами.

Особую роль занимают соглашения по передаче товарных знаков (0,68% по экспорту и 14,52% по импорту). Лишь 3% в структуре технологического экспорта составляют отечественные изобретения и ноу-хау, передаваемые по лицензиям.

Международный обмен объектами интеллектуальной собственности стал в настоящее время самостоятельной сферой экономических отношений. Отсюда условием успешной интеграции России в систему международных экономических отношений становится расширение и повышение эффективности российской внешней торговли этими видами товаров и услуг с совершенствованием национальной системы правовой охраны и передачи интеллектуальной собственности.

Обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. В 2005–2006 гг. усовершенствованы процессы проведения экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения и полезную модель, включая повышение качества и сокращение сроков экспертизы. Это влияет и на показатели патентования иностранных разработок в России и показатели патентования российских разработок за рубежом (последние пока незначительны, часто из-за отсутствия денежных средств).

В Российской Федерации запатентованы разработки из 85 стран. Самые крупные массивы патентных документов (более 1000 патентов) имеют патентообладатели Украины, США, Японии, Франции, Германии, Швейцарии, Белоруссии (страны перечислены в порядке убывания количества полученных патентов). Иностранные заявители в последние годы получают менее 20% от общего количества выданных в Российской Федерации патентов.

В настоящее время в России существует тенденция к увеличению количества подаваемых патентных заявок. Это связано с интенсификацией изобретательской активности в РФ. До 1997 г. происходил спад на данном направлении. На 10 тыс. населения приходилось всего 1,03 патентной заявки. В 2003 г. этот показатель составил 1,70. В общей сложности в 2003 г. было подано 30 651 заявка и выдано 24 726 патентов, а в 2005 г. подано 32 254 заявки и выдано 23 390 патентов.

К сожалению, в отличие от промышленно развитых стран, изобретательская активность в России резко падает по мере приближения к концу научно-технологической цепи. Так, количество действующих патентов на изобретения в 2001 г. более чем в 7,5 раза превосходило число заявок на полезные модели.

При действующей системе патентной защиты и практике коммерциализации результатов исследований и разработок нельзя ставить во главу угла рост патентования. Большинство разработок реализуется в форме ноу-хау, а не патентов. Патентование в России служит в первую очередь для закрепления приоритета – по аналогии с публикацией в научном журнале. Российский патент не обеспечивает международной защиты, а информация о существенных параметрах изобретения становится доступной. Не случайно поэтому практически действующими являются, по данным Российского агентства по патентам и товарным знакам, только 35% общего числа патентов, а их поддержание в среднем прекращается через 4–5 лет.

По мировым меркам сложившееся в России соотношение количества патентов иностранных и национальных патентообладателей не является высоким. Так, в 2001 г., согласно отчету Европейского патентного ведомства, заявители из Японии подали 18,6% заявок на получение европатента, из США – 27,6%, из других неевропейских стран – 5,4%, всего 51,6% от общего количества поданных заявок, то есть на долю европейских стран пришлось меньше половины заявок – 48,4%. В США, согласно данным отчета ведомства по патентам и товарным знакам США, за тот же год доля поданных неамериканских заявок составила 46,5%. В России же эта цифра – менее 20%.

Крупнейшим иностранным патентообладателем в России является компания «Самсунг электроникс», специализирующаяся в области электроники и средств связи – это одна из немногих иностранных компаний, которая занимается в России реализацией крупных инвестиционных проектов по наукоемким технологиям, вкладывает значительные средства в разработки, выполняемые здесь российскими специалистами по прямым заказам компании.

В список крупнейших иностранных патентообладателей входят и многоотраслевой концерн «Сименс АГ», а также гиганты химико-фармацевтического направления: «Хёхст АГ», «ЭЛИ ЛИЛЛИ энд компани», «Л’Ореаль», «Пфайзер инк.». Перечисленные фирмы входят в число крупных патентообладателей не только в России, но и в развитых странах.

Патенты иностранных компаний распределены по тематическим направлениям неравномерно и в некоторых отраслях занимают доминирующее положение. В числе тематических направлений, где иностранным патентообладателям принадлежит значительная доля патентов и где иностранные компании являются лидерами процесса патентования, можно выделить следующие:

1) лекарства и препараты, лекарственные формы. Способы их получения и использования для диагностики, терапии и исследований, включая препараты, содержащие радиоактивные вещества (подкласс Ф61К по Международной патентной классификации);

2) химические и физические процессы общего назначения для химической и/или физической модификации веществ. Катализ, коллоидная химия (B01J);

3) органическая химия. Получение ациклических, карбоциклических и гетероциклических соединений для различных целей (подклассы C07C, D, F). Способы получения и/или химической обработки высокомолекулярных соединений. Композиции на основе этих соединений (подклассы C08F, G, J, K, L).

По мнению специалистов, Россия способна успешно конкурировать как минимум на 10–15 направлениях наукоемкой продукции и услуг (макротехнологий) из 50. К ним относятся: авиакосмическое машиностроение; спецметаллургия; космическая техника; ядерные технологии; водородная энергетика; оптоэлектронные технологии; телекоммуникационное оборудование; лазерные и нанотехнологии и др.

В этих целях, необходимы изменения качества экономического роста за счет развития инновационных высокотехнологических кластеров, встраивание в международные научно-технологические программы и стратегические альянсы, пересмотр методов финансирования приоритетов создания национальной инновационной системы (НИС).

Ниже рассмотрим таблицы, в которых указанны данные за некоторые годы по экспорту товаров и услуг РФ, импорту и сальдо.

Таблица 6. Экспорт

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Экспорт товаров и услуг РФ

(млрд.долларов США)

86,90

74,40

75,60

105,00

101,90

107,30

135,90

183,20

245,30

  1. Россия на международном рынке транспортных услуг

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20% Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импорта, обеспечивая активный результат для платежного баланса.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.

Ведущую роль в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями страны, но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения. Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке грузов. Автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Речной транспорт в нашей стране один из старейших. Преимущества речного транспорта оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в отношении других видов транспорта. Поэтому доля речного транспорта в перевозке грузов и людей невелика (2,5 и 0,25% соответственно) и обнаруживает устойчивую тенденцию к сокращению.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

Трубопроводный транспорт среди других видов транспорта самый молодой, но по объему выполняемой работы - ведущий. Он предназначен для транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Экспорт транспортных услуг Российской Федерации вырос с 3 млрд.долл. в 1999 г. до 7 млрд.долл. в 2008 г.

Заявив в 2000 г. о том, что у нас есть транспортные коридоры "Север-Юг", Транссиб, глубоководные речные пути, к 2005 г. мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых говорилось на Первой и Второй международных евроазиатских конференциях по транспорту. Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими, и другими европейскими странами.

Взаимодействие между Россией и Европейским союзом в области транспорта, а это главный торговый партнер страны, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. Сотрудничество между Россией и ЕС в области транспорта, наряду с реализацией концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развитием энергодиалога, призвано стать ключевым составным элементом будущего общего пространства "Россия-ЕС" в области экономики и торговли, формирование которого позволит вывести отношения между ними на качественно новый уровень.

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются: интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему; формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ; развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества; повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона; участие в международных транспортных проектах и программах.

Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях: создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают, прежде всего, по уровню налогообложения операторов; создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран; создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, обеспечивающей не только конкурентоспособность на международных рынках, но и принципиальную доступность этих рынков для отечественных операторов; разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом; повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система; проведение согласованной «наступательной» политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями.

Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.

В общей сложности до нынешнего года Россия планировала вложить в реализацию проектов, связанных с развитием евроазиатских транспортных коридоров, порядка 15 млрд. USD.

Скорость сообщения в основных международных коридорах должна возрасти на 20-30%. Объем перевозок по ним утроится и достигнет 60-70 млн. тонн в год.

Россия будет активно участвовать в формировании общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС, в создании интегрированной транспортной системы Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества.

Особое место отводится созданию общеевропейского транспортного пространства, в том числе - совместной работе с Евросоюзом.

Целый ряд проектов, предусмотренных стратегией, непосредственно направлен на решение этой задачи. Должны получить развитие и те результаты, которые были достигнуты при совместном решении вопросов транспортного обеспечения Калининградской области.

В ближайшие годы на Балтике будет открыт ряд паромных линий, соединяющих Санкт-Петербург, порты Ленинградской области, Калининград, порты Германии. На Балтийские паромы предполагается привлечь значительные потоки грузового автотранспорта.


Заключение

На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран - участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.


Список использованной литературы

  1. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

  2. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Дело, 2004.

  3. Миклашевский Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. - М.: МГУ, "Дело и сервис", 2002.

  4. Международные экономические отношения. / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2005.

  5. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. -М.: Логос,2000.

  6. Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М., Юристъ, 2002

  7. Россия в цифрах – М.: Федеральная служба государственной статистики.

  8. Современные международные отношения Учебник / под ред. А.В.Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

  9. Харламова В.Н., Филимонова Н.А. Россия на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности.

  10. Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России.- М.: Премьера, 2005.





Похожие курсовые работы

1. Калькуляция транспортных услуг калькуляция транс

2. Образец заполнения калькуляция транспортных услуг

3. Калькуляция стоимости транспортных услуг

4. Калькуляция на транспортные услуги калькуляция на т

5. Калькуляция на транспортные услуги калькуляция на

6. Калькуляция себестоимости услуги пример

7. Калькуляция себестоимости транспортной услуги

8. Калькуляция себестоимости услуг

9. Калькуляция себестоимости образец Пошук

10. Калькуляция себестоимости перевозок

11. Калькуляция себестоимости пример

12. Калькуляция затрат на услуги пример

13. Калькуляция себестоимости в общепите

14. Калькуляция себестоимости нефти

15. Калькуляция на транспортные услуги

Курсовые работы, рефераты и доклады