Искусство востока презентация

Культура Древнего Востока

Специфика древних культур Востока: религия, письменность, образование, система знание, искусство.

Понятие «Древний Восток» - охватывает цивилизации складывающиеся с 4-5 тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая. Этим условным терминам принято обозначать совокупность очень далеких друг от друга по географ. и хозяйтв. условиям по культурным особенностям стран и народов.

Религия играла главную роль в восточном обществе. Она санкционировала и освещала политическую власть, способствовала обожествлению правительства, охраняла незыблемость соц. структуры. В религиях Востока на 2 план отходят первобытные верования и культы, на 1 план выходит религиозный культ могущественных богов. Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетинизм). Главная черта религии Востока – политеиз (многобожие). Каждая религиозная система вырабатывала более или менее стройную доктрину, которая наглядно была отражена в системе мифов, повествующих о славных деяниях и великих заслугах богов, героев, об их мудрости, сверхъестественном могуществе. Различные формы культуры начинают вести самостоятельное существование, т.е. культура становиться специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-администр. деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы из писцов происходят первые литераторы. Возникает математика, астрономия, медицина.

Особенности Древневосточного искусства.

  1. Неотделимость худ. сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

  2. Информационность – в памятниках культуры прослеживаются отчетливое преобладание информативного начала.

  3. Иерархичность – которая проявляется в постоянном стремлении показать какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами через атрибутику или масштаб.

Каждый изображаемый имел определенные регалии.

Н-р – царь или фараон – символы власти;

жрецы – символ знати;

ремесленники – орудия труда.

  1. Каноничеость, т.е. наличие обязат. корм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

Веды – древ памятник д. культуры

По одной наиболее распростр. версий в середине 2 тыс. до н.э. в Индию с севера вторглась племена ариев. Они расселились в восточном и южном направлении страны. Они создали величайшие памятники культуры духовной, произведений по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира. О религиозных верованиях Индии дают представление Веды.

Конфуций считал, что основные добродетели человека – верность, послушание и почитание родителей и старших. Он учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль. В основе поведения человека должна лежать мораль и этика. Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии традиции.

Конфуций не проявлял особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение – прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдать установившиеся нормы жизни. Он утверждал, что истинно совершенные люди могут существовать только в прошлом и поэтому все должны изучать деяния древних. Гуманный человек равнодушен к богатству и жизненным удобствам. Он посвящает свою жизнь служению истине и другим людям.

Мудрец рассматривал государство как большую семью, в которой должны соблюдаться те же правила, поведения, что и в семье.

Учение Конфуция – это прежде всего знания о человеческом в каждой личности.

Даосизм возник на рубеже VI - V в.в. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о дао и дэ». Главное слово дао, что означает – путь. Дао – корень всего, мать всех вещей.

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от дао, а дао – от самого себя. Дао – это единый объективный закон, которому подчинен весь мир.

Лао-цзы утверждал, что человек будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе.

Он утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли».

Дао - источник всего сущест

??????? ??????

Важнейшая черта культуры Д.Е. — протест против смерти. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, культуру.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа».

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.

Бальзамирование, искусство изготовления мумий. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца.

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов: каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона. Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самой большой сфинкс выполнен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена.

Царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения.

Тела бедняков не бальзмирова-лись — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

Важнейшая черта культуры Д.Е. - протест против смерти.

Боги: бог Солнца — Ра - царь и отец богов. Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Исида - по

Специфика римской культуры, ее отличие от греческой.

Большое значение а развитии раннеримской культуры сыграло завоевание городов Южной Италии. Заимствуется греческий алфавит, вводится медная монета. Соединение многих начал - этру-сского, исконно римского, италь-янского, греческого - что обусло-вило ее эклектизм.

Переход к индивидуализма к от гражданственности.

В архитектуре:

Как и в греческой - подчеркивалась сила, величие, подавляющее чело-века, пышная отделка, множество украшений, монументальность, симметрия. Но главное отличие в том, что вся римская архитектура стремилась к сооружению не храмовых комплексов, а зданий для практических целей. Функциональна, эстетична.

Особые округлые формы - арки, своды, купола. Это объясняется различием строительного материала. Долго не было мрамора, строили из вулканического туфа. Во 2-1 вв. до н.э. - бетон. Потом кирпичь, карский мрамор.

Появляются новые типы зданий:

базилики (торгов. сделки и суд), амфитеатры (гладиаторские бои), цирки (для соревнования колесниц), термы (бани), триумфальная арка.

Римский архитектор Витрувий написал трактат «Об архитектуре».

Памятника архитектуры: Колизей, Пантеон, Храм Юпитера, Триумфальная арка, Золотой дворец Нерона.

В скульптуре: создали портретные статуи «тогатус», изображавшей ора-тора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов (бюсты Цице-рона и Цезаря, «Брут»).

С развитием военного дела и рас-пространением колесниц римляне начали усиленное строительство дорог.

Римская поэзия: Ливий Андроник, Плавт, Теренций, Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций.

Проза: Катон Старший «О сельском хозяйстве», Варрон «Древности дел божеских и человеческих», Цицерон.

Историография: Саллюстий «Заговор Каталины», Гай Юлий Цезарь «Записки о Гальской войне», Тит Ливий, Тацит, Корнелий.

Характерной чертой мышления был практицизм, любовь к прикладным наукам.

Астрономия, ораторское искусство, география, военное дело, феномен римского права.

Римское военное искусство.

Главная цель - завоевание. Девиз: «devide et impera» (разделяй и властвуй). Отсюда большое внимание к военному искусству. Обязательная воинская повинность от 17 до 46 лет.

Структура: 4 легиона (в каждом 4200 ч. пехоты и 300 конницы). 1 легион=2 манипулы, которые делятся на центурии (по 100 ч.). 3 разряда центурий: 1 - от 17 до 24 лет; 2 - от 24 до 30 лет; 3 - от 30 до 46 лет.

Во главе войска - консул, легиона - легат, помощника - квесторы.

Ордена - медные дощечки или браслеты. За спасение римского гражданина в бою спаситель венчал

История развития представлений о культуре

В обыденном понятии «культура» может связываться с городским образом жизни. Культура- все прекрасное, возвышенное . По научному пониманию к-ра характеризует человека , его образ жизни и отличает человека от животных. Сам термин культура имеет происхождение от латинского

слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли,

уход" .Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия куль-

туры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Появился в Др. Риме. Постепенно появляется новый смысл – «воспитание человека» . Один из первых его сказал Цицерон. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало прежде всего целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных" варваров Современное понятие возникает в 18 в. в Германии. Употреблялось в 2 смыслах – господство над природой и внутр. духовное богатство личности. В Росии появилось в 40 гг. 19 в. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей "естественной" природы. Формирование культурологии как науки. Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, чело

Веды – священная книга индийцев, великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношения), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозным аспектом Веды включали в себя и басни, и сказки, порою с элементами сатиры.

Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы.

Ведическая литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия, медицины, геометрии, ремесел, военной техники, астрономии и т.д..

Буддизм и индуизм в культуре Индии

Гоудализм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Расцвет этой религии пришелся на V век до н.э. – начало н.э. основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Буддизм - означает «просветленный» от древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистических представление об одушевленности всего живого в природе: о карме как законе переселения душ по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.

Центральным в учении Буддизма считается «четыре благородных истины»:

жизнь есть страдание;

причина страдания – стремление к наслаждению;

прекращение страдания – уничтожение желаний;

нирвана - свобода и озарение.

Индуизм – грандиозный синтез самых разных верований учений, обычаев, многие из которых возникли не только раньше буддизма, но и задолго до прихода ариев. Поэтому индуизм нельзя расследовать исходя из привычных представлений о религии как систему.

В нем мирно уживаются самые разнообразные черты, порой совершенно противоположные.

Согласно индуизму главное в вере – деятельная и страстная любовь к богу.

Наиболее почитаемая индусами триада богов: Брахма (бог – творец, создатель Вселенной), Вишну (хранитель мирного порядка, способный к воплощению в земные смертные существа), Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).

Создав синтез абстрактного представления об абсолютном духе и богах, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям. Специфика древне-китайской мудрости, конфуций и лао-цзы

На рубеже VI - V в.в. до н.э. в Китае возникает важнейшая религиозно-мировоззренческая система – конфуцианство. Его основателем был проповедник Кун-цзы (учитель Кун).

вующего в мире – духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухам, ни осязанием.

Центральная проблема даосизма – учение о бессмертии. Он создал свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

Жители Древнего Китая — одного из первых государств на Земле — создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.

В середине 1 тыс. до н.э. - три идеологических направления - даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Конфуцианство. Конфуций усматривал причину всех невзгод и беспорядков в обществе в упадке нравственности людей, считая, что основными добродетелями человека являются верность, послушание, почитание родителей и старших.

Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так: почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций отстаивал строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению.

Вся полнота власти в стране должна принадлежать императору — «сыну неба». «Император - это отец народа, а народ — его дети».

Конфуций опирался на культ предков и считал необходимым сохранение традиций и устоев (ритуалов), соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм.

Во II—I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов.

Основное содержание конфуцианства — это обожествление императора и освящение его власти, император почитается как наместник бога на Земле.

кровительница плодородия и материнства.

Архитектура и скульптура основывалась на принципах незыблемости и непостижимости, которые проявлялись, прежде всего, в гигантских размерах (Сфинкс, Пирамиды). Были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

В 3—2 тыс. до н.э. пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня. Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида Джосера, ступенчатая и возвышается, как лестница, к небу.

Пирамида Хеопса (строили ее более 20 лет, высота 147 м (сейчас 137 м), площадь — около 55000 м).

Статуя фараона Аменемхета III.

Скульптурный портрет Нифертити.

Литература не была высоко развита. Книга мертвых - худож. произведение, в котором зафиксированы моральные устои и принципы др. египтян.

«Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти. Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

Наука. Астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце XXI — начале XIX вв. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены часы — водяные и солнечны. Химия, геометрия.

ся лавровым венком, а победитель, поднявшийся на вражескую стену получал золотой венец.

Дисциплина была очень жесткая. Питание скудное: раз в день 1 кусочек черствого хлеба. Ультимативность к врагам: либо освобождают территорию, либо присоединяются к ним, если нет - война.

Символика победы: овация и триумф.

Триумф: Шествие на Капитолийский холм по священной дороге через Триумфальную арку: впереди шли захваченные, потом ликторы - почетная стража - несли фасции (пучка розг, как символ неподкупности), затем полководец выезжал на квадриге (4 коня), он держал жезл с орлом и золотой венец над головой, сзади - воины. Наверху Капитолии их встречал Сенат (300 ч.).

Овация: значительно проще - без колесниц или верхом.

Римское право как социокультурный феномен.

Необходимость управления большой территорией требовало хорошо организованной армии и тщатель-ной политико-правовой системы. РП - высшее отражение этой потребности, а также как ответ на требование плебса.

«Законы 12 таблиц» (таблицы выставлены на форуме, площадях и рынках. Отразили институт патри-архального рабства.

Римское право было систематизировано фр. Готефредом в 16 в.

Институции. Правовое государство не может существовать без гражданства, а в Риме его не было. Зачастую законы оставались лишь образцом для последующих поколений.

Дагесты - извлечения из работ наиболее популярных римских юристов (Гай, Модестин, Павел, Ульпиниан, Цельз).

Кодекс Юстинианес - своды законов, которые были сформулированы до Юстиниана (6 в. до н.э.) - музей права.

Новеллас.

Достоинства РП:

1. Это право абстрактного индивида. Римляне переработали все существующие права других стран и разработали единое (этому способствовала торговля в Средиземном море).

2. Это право частной собственности: право на жизнь, частную собственность.

3. Это уникальная методология права.

4. Это огромная систематика.

5. Оно сосредоточило концептуальный юридический аппарат. Это ис-точник юридической терминологии.

Это универсальный язык юристов, способствует интеграции негосударственных политических организаций

6. РП очень суровое, но допускает комментарии.

«buona fides» (позиции доброй воли).

Если закон противоречит праву человека, то д.б. применено право право человека. РП допускает трактовку с позиции юстиции. Юстиция - воплощение справедливости. Это то направление, в котором может развиваться право.

Цицерон, Сенека.

веческом значении и способах постижения культуры. Тэйлор ввел термин культурология Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Оснобополагающее

влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концеп ции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т. е обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой





Похожие курсовые работы

1. Александр блок биография презентация

2. Анненский биография презентация к уроку

3. А блок поэма двенадцать урок презентация

4. А а блок биография презентация

5. Андрей рублев презентация к уроку

6. Готическое искусство презентация

7. Искусство средневековья презентация

8. Презентация Блок поэма Двенадцать

9. Презентация урока по теме нашествие с востока

10. Презентация по теме искусство италию

11. Анненский биография презентация

12. А Блок урок презентация

13. Презентация искусство Византии

14. Презентация искусство в средневековье

15. ПреЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ИСКУССТВО

Курсовые работы, рефераты и доклады