Журнал иностранный язык в школе

ВВЕДЕНИЕ

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует ещё один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали – это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «body language».

Что касается стороны исследования проблемы body language, то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала 20 века была работа Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области «языка тела», а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учёными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения и взаимопонимания людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счёт невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передаётся с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого. Вот именно, мы даже не подозреваем, какое огромное значение имеет невербальное общение. В силу незнания людьми основ невербального общения возникают некоторые проблемы, связанные с непониманием индивидов друг друга. Чтобы выяснить мнения людей, их отношение к данной тематике, следует провести опрос либо интервью.

Но прежде чем непосредственно заняться составлением анкетного опроса, который позволяет получить непосредственную информацию о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, необходимо составить программу исследования, включающую объект, предмет, задачи, гипотезы и цель.

Проблемная ситуация: Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Нельзя с ними не согласиться также и в том, что большинство сигналов языка тела многозначны. Их более точное определение возможно лишь при учёте следующих факторов: подбор слов, ударение, окружение, роли, настроение, вызвавшие его раздражители и т.д. Но вся проблема заключается в том, что большинство людей не знают и не понимают значения тех или иных знаков, которые им посылают другие либо с целью привлечь к себе внимание, либо с целью познакомиться, либо проявляя какие-либо враждебные намерения.

Итак, проблема заключается в противоречии между тем, какие невербальные знаки люди видят, и как они их интерпретируют (не всегда желаемое совпадает с действительным)

Объект: Студенты факультета управления МАДИ

Предмет: понимание людьми тех или иных знаков, посылаемых другими индивидами; невербальные элементы общения

Цель: установление общей тенденции по отношению к невербальным элементам общения, проверка существующих теорий на данный счёт посредством опроса студентов Московского Автомобильно-Дорожного Института факультета управления

Итак, определение цели исследования позволяет нам далее упорядочить процесс научного поиска в виде выдвижения и последующего решения задач исследования.

Задачи:

  1. Невербальные знаки, какой направленности (мимика; жестикуляция; жесты, используемые мужчинами или женщинами для привлечения внимания и т.д.) понимаемы большинством людей?

  2. Какова тенденция у людей в изучении специфической литературы, касающейся невербального общения?

  3. Кто более подвержен влиянию невербальных элементов общения - мужчины или женщины?

Интерпретация основных понятий: На данном этапе работы необходимо приступить к изучению таких важнейших инструментов социологического исследования, как проведение логического анализа понятий, включающего интерпретацию, операционализацию и выдвижение рабочих гипотез. С этой целью мы должны выявить и обратить особое внимание на ключевые понятия нашей работы. Они же в свою очередь определяются исходя из темы исследования, его целей, задач, проблемы, объекта и предмета.

Проблема невербального общения заставляет нас особо выделить такие понятия, как невербальные элементы общения, вербальное общение, поведение индивидов, жестикуляция. Для особого рассмотрения указанных выше понятий необходимо провести первую часть логического анализа – интерпретацию. Начать хотелось бы с ключевого понятия, которое присутствует в названии темы – невербальные элементы общения.

Согласно данному исследованию, под невербальными элементами общения подразумевается язык телодвижений, который, по признанию многих специалистов, более правдив, чем язык слов. Мы научились говорить на табуированные темы, соблюдая определённый контроль, а в запутанных ситуациях прибегать во имя спасения ко лжи. И используя имеющиеся у нас в запасе слова, нам это более или менее удаётся. Язык тела, не приученный к подобному «театрализованному» поведению, реализует присущие ложному содержанию серии жестов неохотно или вовсе « не идёт» на них, что может служить весьма ценной информацией подлинной правдоподобности сказанного. Итак, суммируя всё выше сказанное, можно сделать вывод, что невербальные элементы общения не могут быть выражены посредством слов или словосочетаний, они представляют собой жесты, используемые для привлечения внимания, мимику, а также индивидуальные реакции на происходящие события (положение головы, улыбка либо злобный оскал, расстояние между глазами и т.п.).

Отсюда следует, что вербальное поведение представляет собой язык слов, словесное поведение, то, что мы говорим и как, мы это говорим: с какой интонацией, с какой частотой произношения и как громко.

Таким образом, необходимо дать определение поведению индивида в целом.

Итак, поведение индивида – это образ жизни и действия индивида. Под нормальным поведением мы подразумеваем поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным. Можно представить классификацию поведения.

Инстинктивное

Приобретённое

Заимствованное ( «открытое» самостоятельно; подражательное)

Реактивное, которое зависит от настроения, стимула, средств

Адекватное и неадекватное

  1. Качественно и количественно адекватное поведение

Когда ситуация, переживаемая в данный момент, «обрабатывается» непредвзято и открыто. Тогда ситуация получает верную оценку своей специфики и интенсивности. Следует соответствующая по смыслу реакция.

  1. Качественно адекватное и количественно неадекватное поведение

Специфически верный и подходящий по качеству способ поведения, который совершенно правилен по существу или по содержанию, но по интенсивности не соответствует ситуации. Поведение либо слишком «сильное», либо слишком «слабое». Слишком «сильным» поведение может стать в том случае, если отказывает сдерживающий аппарат.

  1. Качественно неадекватное и количественно адекватное поведение

Если нас кто-то либо понимает неверно, либо вообще не понимает, или если сложившуюся ситуацию либо не учитывает, либо оценивают неверно, то тогда может возникнуть поведение, которое хотя и будет правильным и подходящим в своих проявлениях и «количествах», но не будет соответствовать качественно.

  1. Качественно и количественно неадекватное поведение

Поведение может быть количественно и качественно несовершенным или незавершённы. Если какой-либо человек, долгое время подавлявший в себе гнев, вызванный определёнными ситуациями, вдруг «взрывается», то в большинстве случаев качество и количество оказывается утрированным. Поведение является качественно незавершённым в том случае, если оно не достигает ожидаемой окружением степени оформленности. Причиной этого могут служить «сбои» внутри самой личности и «помехи», возникающие из-за воздействия окружения.

Итак, после интерпретации следует приступить к операционализации – второй части логического анализа. Хотя данное исследование носит больше разведывательный характер, нежели описательный или аналитический, но такое понятие как «невербальные элементы общения» нуждается в подобной процедуре. В первую очередь хотелось бы начать с операционализации «невербальных элементов общения. Так как операционализация бывает структурной, в которой выделяется структура понятия, и факторной, т.е. выделение влияющих на объект изучения факторов и условий, то сначала следует обратить внимание на структурную операционализацию, которая играет, согласно Шереги, вспомогательную роль или роль «контрольного показателя» (табл. №1).

Табл.№1

Невербальные элементы общения (структурная операционализация)

Общественные установки

Структура понятия

Наличие установки на общение

Ожидание от общения

Мотивации индивида при поиске партнёра для общения

Объекты общения

Характер общения (количественные характеристики)

  1. случайные партнёры (очередь в магазине)

  2. постоянные партнёры (родственники, друзья детства)

  3. приходящие партнёры (одноклассники, однокурсники, сослуживцы)

  1. периодичность

  2. частота

Прежде чем приступать к факторной операционализации понятий необходимо определить, что мы имеем ввиду под факторами объективного и субъективного характера. Объективные – условия и обстоятельства, которые предположительно образуют не зависимые от субъекта предпосылки его деятельности, а субъективные – те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида.

Табл. №2

Невербальные элементы общения (факторная операционализация)

Личностные (субъектные) факторы

Объектные факторы

Отношение к объектам общения

?

имидж партнёра по общению

имидж места общения (ресторан или забегаловка, улица или театр)

важность темы разговора (милый трёп или бизнес встреча)

Уровень информативности

?

структура интереса к средствам массовой информации, освещающими данную проблему

информированность о правилах общения (дистанция, лексикон и т.д.)

Социально-демографические характеристики

?

пол

возраст

образование

род деятельности(профессия)

семейное положение

место проживания

Объекты общения

?

наличие случайных партнёров общения

наличие постоянных и приходящих партнёров общения

неформальная конкуренция партнёров общения

Итак, интерпретация и частичная операционализация основных понятий, т.е. «концептуальное расчленение и детализация нашей исследовательской проблемы», позволяет нам далее сформулировать рабочие гипотезы.

Гипотезы: Известно, что гипотеза является главным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Необходимо разработать центральную гипотезу, которая ориентировала бы всю работу, исходные гипотезы, контр-гипотезы и цепочку выводных гипотез-следствий. Итак, на наш взгляд центральной гипотезой является следующая:

Под влиянием внешних социально-экономических условий в поведении и настрое студентов происходят изменении, которые отражаются на невербальных элементах общения

  1. Люди перестали обращать внимание на невербальные знаки, которые им посылают другие индивиды, или наоборот

  2. Девушки более часто используют body language, нежели молодые люди, или наоборот

  3. Люди старшего возраста лучше понимают «язык тела» в отличие от молодого поколения

  4. Студенты факультета управления МАДИ лучше понимают невербальное общение в силу своей специализации, нежели студенты других факультетов, или наоборот

Итак, мы подошли к кульминации нашей работы – к методам и операции сбора данных, а именно: анкетному опросу. Но прежде чем приступать к составлению анкеты, необходимо определить объём выборочной совокупности и обосновать тип выборки, используемый при опросе населения.

Обоснование типа выборки: Так как данное социологическое исследование посвящено проблеме непонимания невербальных элементов общения современном обществом и студентами факультета управления МАДИ в частности, то целесообразно было бы выбрать из многочисленных типов выборки один единственный, но неповторимый, а именно: систематический, в основе которого лежат алфавитные списки, картотеки, не зависящие от изучаемого признака и обеспечивающие равновероятность попадания в выборку всех единиц генеральной совокупности. Генеральная совокупность составляет примерно 1500 человек. Таким образом, при объёме выборочной совокупности в 150 человек шаг отбора составляет 10, т.е. каждый десятый из списка попадёт под анкетирование.

АНКЕТА Уважаемый студент!

Мы проводим обследование ста пятидесяти студентов факультета управления МАДИ, чтобы понять, что думает молодёжь о невербальных элементах общения.

Мы обращаемся к Вам с просьбой высказать своё мнение о невербальных элементах общения.

Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщения и выработать практические рекомендации по усовершенствованию литературы на данный счёт. Возможные ответы в большинстве случаев приведены в анкете. Просим внимательно прочитать предложенные варианты ответов и отметить тот ответ, который соответствует вашему мнению.

Если ни один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите своё мнение (для этого оставлено специальное место). Помните - все анкеты анонимные. Заранее благодарим Вас за помощь и сотрудничество.

Паспортичка (помещается в конце анкеты):

СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА

Ваш пол: женский мужской

Ваш возраст: 17лет 18 лет 19 лет старше 19 лет

Укажите, пожалуйста состав Вашей семьи: ____________________

Кем работают ваши родители:

Мать______________________________________________________

Отец______________________________________________________

Доходы вашей семьи, по вашей оценке:

1.как у большинства семей

2.несколько ниже среднего

3.несколько выше среднего

Ваши планы на ближайшее лето__________________________________

________________________________________________________________

Согласны ли вы со следующими утверждениями:

  1. Чем меньше дистанция в общении тем больше внушающий эффект выступления, тем легче привлечь внимание собеседника

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Контакт глаз - залог открытой и искренний беседы

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Неподвижность лица - признак заинтересованности

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Попытка сократить дистанцию-это стремление к более близкому общению

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Частое подглядывание на часы – признак неуверенности в себе

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Не рекомендуется беседовать с человек вставая ему за спину или возвышаясь над ним

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Зевающий собеседник - признак затянувшейся беседы (затянотусти)

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Бросание предметов на стол - признак активности или приподнятого настроения собеседника

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Все тело обращено к выходу – желание закончить беседу

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Почёсывание подбородка - процесс принятия решения

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

Внимание к невербальным проявлениям общения у собеседников

  1. Монотонность голоса способствует лучшему усвоению матерьяла

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Негативные эмоции у сидящего человека проявляются в напряженности тела

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Спокойный и размеренный тон голоса располагает собеседника

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Жестикуляция полезна тем, у кого не выразительный голос

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Необходимость следить за ходящим собеседником делает слушателя более внимательным

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Скрещенные руки и положенная одна на другую ноги – знак настороженности и закрытости

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Взгляд в сторону – признак сомнения

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Мимика рта и бровей передают эмоции состояния человека

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. При рукопожатии протянутая рука ладонью вверх – признак открытости и готовности к сотрудничеству

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. У разных наций язык тела имеет свою специфику

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Нет однозначного толкования у отдельных элементов общения

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Расстегнутый пиджак - признак открытости свободного поведения

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Расстегнутый ворот - признак свободного повеления

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Руки в кармане, плечи приподняты - признак недоумения, несогласия

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

  1. Спрятанный большой палец в кулак - застенчивость, закомплексованость, потребность в защите

    1. Да

    2. В некоторых случаях

    3. Нет

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ!

Если у Вас есть дополнительные замечания, соображения, дополнения, пожелания по теме опроса или по поводу вопросника, напишите об этом ниже. Исследовательский коллектив будет Вам очень признателен и учтет Ваши мнения в дальнейшей работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. В.А. Ядов «Стратегия социологического исследования», М. 2000 г.

  2. Г.С. Батыгин «Лекции по методологии социологических исследований», М. 1995 г.

  3. Шереги «Прикладная социология»

  4. «Методы сбора информации в социологических исследованиях». Кн. 2. Организационн-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. М.: Наука, 1990, с. 119-130

  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов - на - Дону: издательство Ростовского университета, 1986. – 135с.

  6. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М. : Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277с.

  7. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М. : Ай – Кью, 1995. – 257с.

  8. Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М. : Ай – Кью, 1992. – 112с.





Похожие курсовые работы

1. Электронный журнал иностранные языки в школе

2. Журнал иностранные языки в школе

3. Иностранные языки в школе журнал иностранные язы

4. Иностранные языки в школе журнал иностранные языки

5. Иностранные языки в школе читать

6. Ия в школе журнал

7. Тесты русский язык в казахской школе

8. Журнал по технике безопасности школьников классов

9. Журнал по технике пожарной безопасности

10. Русский язык в казахской школе разработки уроков

11. Журнал по Технике безопасности

12. Журнал по технике безопасности стандарт украины

13. Журнал техники безопасности

14. Русский языкв казахской школе планирование

15. БАСкетбол ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ В СПОРТ ШКОЛЕ

Курсовые работы, рефераты и доклады