Анализ произведения А Н Толстого Петр Первый

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый”

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ...

кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после

победы Милославских ); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын , что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".

Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна,

более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с

места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся

Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших

событий крупным планом, а в изображении строительства новой

России. Борьба старого и нового становится определяющей в

развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных

условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-

одолевать Петру на пути преобразования Руси.

Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше

исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки

к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная

деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые

успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью

Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать

Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характе-

ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает

ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-

зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных

и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые

устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается

Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг

Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих

нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,

семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.

"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,

противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову

и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,

но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.

Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального

протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке

на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,

в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен

был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.

Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в

леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,

является одной из форм протеста против усилившегося гнета в

период правления Петра.

В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -

подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы

над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.

" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о

Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.

В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-

торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за

границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны

картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,

Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к

роману, будут осуществлены в этой части."

Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не

так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй

книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-

тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить

становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-

прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-

изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее

теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-

хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья

или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли

отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-

тербург.

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над

войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-

сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан

образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.

Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-

лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.

Книга осталась, к сожалению, незавершенной.

" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -

можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".

Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со

старым.

В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-

сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет

и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-

ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт

людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-

киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем

оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-

ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий

и оказываются отброшенными резко назад".

В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.

А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".





Похожие курсовые работы

1. Анализ произведения Петр Первый

2. Толстой петр первый анализ

3. А блок анализ стихотворения перстень страданье

4. Анализ Стихотворения брюсова большие дома

5. Анализ стихотворения юному поэту В Брюсова

6. А С Пушкин анализ стихотворения К Пущину

7. Анализ стихотворения К Пущину Пушкин

8. А Белый анализ стихотворения Русь

9. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Я люблю

10. Анализ стихотворения Валерия Брюсова Каменщик

11. Анализ стихотворения брюсова ночь

12. Анализ стихотворения эхо пушкин

13. Анализ стихотворения рожденные в годы глухие

14. Пушкин анализ стихотворения поэт

15. Анализ стихотворения молитва пушкин

Курсовые работы, рефераты и доклады