Курсовая по теме концепции специализированного обучения

Анализ профессионального эталона инженера-администратора в концепции «Производственной трактовки управленческих процессов» Е. Ф. Розмирович

Т. А. Майборода

Е. Ф. Розмирович (1885 - 1953 гг.) - основатель и директор первого в стране специализированного государственного института техники управления при ЦК - НК РКИ СССР.

Как отмечает А. И. Берг, «макромодель» организации и функционирования производства Е. Ф.

Розмирович обнаруживает существенную общность с «микромоделью», предложенной А. К.

Гастевым [2]. Существенное отличие этих концепций состоит в том, что А. К. Гастев рассматривал деятельность цехового инженера, а Е. Ф. Розмирович - деятельность инженера-администратора, осуществляющего управленческие функции.

Исходной посылкой для разработки этой концепции явились идеи Тейлора и Форда, а в качестве генеральной цели работы института выступило нахождение максимально целесообразных технических приемов планирования, учета, организации и конструирование на этой основе аппарата управления как единого и нераздельного комплекса указанных функций [1].

Институтом был проведен подробный анализ существующей промышленной практики и выявлен серьезный отрыв планирования от учета и организации в деятельности Госплана, ЦСУ, РКИ и систем промышленности. В своем докладе на коллегии НК РКИ СССР Е. Ф. Розмирович констатировала, что несогласованность этих функций привела к тому, что замедлен темп выполнения планов промышленности, отсутствуют четкие календарные сроки их выполнения, не урегулирован сам процесс их составления, происходит дублирование работы инстанций и т. д. [9]. Время прохождения плана по отдельным отраслям промышленности составляла минимум 78 дней (чайная промышленность) и максимум 277 дней (в кожевенной промышленности) [3].

Коллектив ИТУ, основываясь на системе Тейлора, разработал собственную модель функциональной структуры управления, где в зависимости от цели были четко классифицированы управленческие функции различных инстанций. Это помогло институту конструктивно согласовать плановую, учетную и организационную работу на уровне предприятий, трестов и народного хозяйства в целом. Далее авторы переносят предлагаемый ими функционально-технический подход на всю систему управления людьми в системе промышленного предприятия, стремясь к максимальному упрощению управленческой деятельности инженера-организатора, настаивая на исключении всех остальных возможных подходов к анализу этой деятельности. В частности, достаточно резкой критики со стороны Е. Ф. Розмирович подверглась концепция, разработанная школой А. Файоля, и система управления, предложенная Н. А. Витке.

Анализ работ Е. Ф. Розмирович позволил выявить ряд зависимостей, которые она и ее сотрудники попытались установить между изменением социальных условий в России и их влиянием на функционирование системы производства [1, 3 - 12].

Автор концепции априори исходила из предпосылки о том, что в связи с возникновением нового общественного строя должны быть пересмотрены требования к системе производства (в первую очередь на индустриальных предприятиях), а значит, соотношение основных компонентов системы также должно измениться. При отсутствии противоположности классовых интересов на средства производства, а значит, при повышении заинтересованности рабочих в увеличении общей суммы производимых благ, определяющая роль техники должна превратиться в основной фактор. Следовательно, можно сделать вывод, что ведущим в системе производства становится технический компонент.

В условиях планового хозяйства экономический компонент полностью определяется государством и фиксируется в заранее установленном плане производства. Социально-экономическая сторона вопроса (в частности, экономическое стимулирование труда работников организации) автор концепции почти не рассматривала, так как предполагалось, что высокая производительность труда в условиях нового строя будет обеспечиваться автоматически за счет сознательного отношения работников к своим профессиональным обязанностям. Э. Б. Корицкий отмечает, что «это был не функционально-экономический, а функционально-технический подход, не учитывающий специфику объекта управления» [13. С. 195].

Действие психологического и педагогического компонентов системы производства нивелировалось фактически полностью. Это обосновывалось тем, что в машинном производстве после изобретения Г. Фордом конвейера трудом работников в основном руководят машины. В условиях социализма машинное производство будет развиваться максимально быстрыми темпами, следовательно, скоро не только трудом рабочих, но и всех специалистов вообще будут руководить машины. В своем труде «Файолизм или марксизм». Е. Ф. Розмирович отметила, что машина скорее и больше определяет волеустремление работника, чем чтобы то ни было и, далее, пришла к выводу, что в «микронаблюдении» над его психологическими переживаниями нет необходимости [12]. Это же положение она уточнила в работе «О некоторых научных теориях управления государственным учреждением и предприятием», где написала, что определяющий центр человеческого поведения переносится не в область психологического воздействия администратора-специалиста, а в область машинной техники [6].

По поводу необходимости профессиональной подготовки человека в процессе его работы в условиях машинного производства авторы рассуждают аналогичным образом. Сам труд, благодаря машинам, будет сведен «...к простейшим движениям, исключающим какую бы то ни было предварительную специализацию» [12. С. 225]. Разделение между физическим и умственным трудом в новом обществе также скоро исчезнет, как последний источник неравенства между людьми. Проектирование административной функции как постоянной и обязательной на производстве - это сохранение этого источника неравенства навсегда.

Таким образом, по логике автора ни в изучении психологических характеристик специалиста, ни в исследовании условий его подготовки и переподготовки в системе производства нет или скоро не должно быть необходимости.

Машиноцентрический подход к профессиональному развитию специалиста является, таким образом, доминирующим, но в отличие от А. К. Гастева и сотрудников ЦИТа Е. Ф. Розмирович и ее коллеги в своих работах приходят к достаточно парадоксальным выводам, которые можно выделить из их работ и обобщить следующим образом:

• в условиях социализма нет нужды разрабатывать социально-экономические, психологические и педагогические проблемы управления в системе машинного производства, так как все управляющие функции перейдут машинам;

• должность инженера-организатора перестанет существовать, так как механизация производства приведет к механизации управления, сумма технических знаний превратится исключительно в сумму знаний технического процесса производства, а управление - в осуществление механического надзора за ними;

• наука об управлении как таковая исчезнет, а сам администратор станет «только техник и не более того», которому не нужен никакой особый комплекс индивидуальных психологических качеств [6. С.212];

• психологические реакции человека при работе с техникой будет полностью определять машина, и они, слившись вместе с системой механизмов, образуют единые комплексы машинных движений;

• так как социалистический индустриализм предполагает выборность всех должностных лиц, то все трудящиеся могут поголовно по очереди привлекаться для управления организацией (а не только инженеры-администраторы) .

Таким образом, профессиональный эталон инженера в системе индустриального производства в рассматриваемой концепции фактически сводится к наличию простой суммы знаний технологических процессов, а психологические характеристики заменяются системой двигательных реакций в ответ на действия машинных устройств. Значимость для инженерной деятельности социальных и, в частности, организаторских личностных качеств отрицается, так как трудом людей будут полностью руководить машины.

Вместе с тем в концепции, разработанной ИТУ, были предвосхищены некоторые идеи кибернитизма (в частности, рационализации и механизации управленческих функций, планирования и учета в организации и др.), в которых процесс управления рассматривался как органическая часть производственного процесса. Значимым фактором для дальнейшего развития системы производства также являются установленные Е. Ф. Розмирович взаимосвязи между плановой, учетной и организационной функциями на уровне предприятий и всего народного хозяйства в целом.

Список литературы

1. Государственный институт техники управления/Под ред. Е. Ф. Розмирович. М., 1928.

2. Организация и управление /Под ред. А. И. Берга. М., 1968.

3. Розмирович Е. Ф. Вопросы методологии и организованной политики в области техники управления //Техника управления. 1926. №9. С. 5.

4. Розмирович Е. Ф. К итогам работы РКИ и НОТ // Вопросы советского хозяйства и управления. 1924. №4 - 5. С. 155 - 116.

5. Розмирович Е. Ф. НОТ, РКП и партия. М., 1926. С. 185.

6. Розмирович Е. Ф. О некоторых научных теориях управления государственным учреждением и предприятием // У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи / Составитель Э. Б. Корицкий. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 200 - 217.

7. Розмирович Е. Ф. Оргбюро, профсоюзы и партячейки в деле организации нашего госаппарата // Техника управления. 1925. №2. С. 20.

8. Розмирович Е. Ф. Основные положения по рационализации аппарата государственного управления //Техника управления. 1926. №7. С. 14.

9. Розмирович Е. Ф. План, учет и организация в общей системе государственного управления: Доклад в коллегии НКРКИ СССР//Техника управления. 1926. №9. С. 4 - 6.

10. Розмирович Е. Ф. Принципы методологии и организационной политики в технике управления. М., 1930. С. 14 - 15.

11. Розмирович Е. Ф. Техника управления // Техника управления. 1925. №1. С. 9.

12. Розмирович Е. Ф. Файолизм или марксизм // У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи / Составитель Э. Б. Корицкий. -Л: Издательство Ленинградского университета, 1990. С. 218 - 229.

13. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи / Составитель Э. Б. Кориц-кий. - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1990.





Похожие курсовые работы

1. 1 электрооборудование бурового станка сбш 250 мн 2 электропривод карьерного экскаватора 3 а также курсовая о горных машинах и электрооборудовании

2. Вывод к теме экологические проблемы ч рного моря

3. Курсовая 23 разработка концепции автоматизированной системы оперативного планирования и управления

4. Готовый конспект по теме Мильон терзаний И А Гончаров

5. Готовый конспект по теме ощущение

6. Бесплатная презентация по теме простейшие укрытия

7. 1с предприятие курсовая разницы 2010 налоговый учет

8. Бесплатная курсовая работа по уголовному праву по теме основание уголовной ответственности

9. Биология Урок по теме Работа мышц презентация

10. Вывод по теме крещение руси

11. Курсовая по теме проблемы международной торговли на примере рф

12. Курсовая по теме налоговые системы гос регулированье рыночной экономике

13. 1с бухгалтерия курсовая разницы в 2010 году

14. Курсовая по теме налоговые системы государственное рф регулированье рыночной экономике

15. Бесплатно курсовая работа по теме умственное воспитание дошкольников

Курсовые работы, рефераты и доклады