Герой нашего времени в кратце

Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Роман "Герой нашего времени" (1840) создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею
образов, долгие годы привычно называемых критиками "лишними людьми". Печорин - это "Онегин своего времени", -
утверждал Белинский. Но были ли такими уж "лишними" Онегин и Печорин? Попробуем разобраться.
Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на его совести
много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы", "необходимого
действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и
истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж Бог знает!"
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но обречён исторической
действительностью и особенностям своего психического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он
признаётся: "Я люблю сомневаться во всём: это расположение не мешает решительности характера, напротив... я всегда
смело иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерть не минуешь!"
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.
Печорин откровенно признаётся Максиму Максимычу:"...Любовь дикарки немногим больше любви знатной барыни; невежество и
простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречён на непонимание окружающих (исключением
являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни
добросердечный Максим Максимыч. Вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах
заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не
понимает, к сожалению, Максим Максимыч и глубину страданий Печорина после гибели Бэлы: "...его лицо ничего не выражало
особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя..." И только по вскользь обронённому замечанию, что
"Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максим Максимычем наглядно подтверждает мысль, что "зло порождает зло". Безразличие
Печорина к старому "приятелю" приводит к тому", что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым
штабс-капитаном". Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением
духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые "не смеялись, когда он смеялся... Это
признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". В чём же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы
находим в "Журнале Печорина".
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести "Тамань", "Княжна Мери",
"Фаталист" показывают, что Печорин не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на
голову выше пустых адъютантов и напыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только
мимоходом... играют и жалуются на скуку". Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего
"сделаться героем романа". В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчёт. Весь план
"обольщения" Мери основан на знании "живых струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своём прошлом
сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса,
обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина
благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство
к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность потерять ту единственную женщину, которая поняла
Григория Александровича совершенно. "При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете -
дороже жизни, чести, счастья!" - признаётся Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и как
ребёнок заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто
его любит. Судьбы Бэлы, княжны Мери и Веры доказывают это.
История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие,
ничтожные. Впрочем, в своём отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает
все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть. Бесполезно! Грушниций стреляет первым.
"Пуля оцарапала мне колено", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное
открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью.
Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе
его могла проснуться игла великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала".
И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Но победа не доставляет Печорину
радости, свет меркнет в его глазах: "Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели".
Мне кажется, что трагизм судьбы Печорина связан не столько с социальными условиями жизни героя, но и с тем, что
изощрённая способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека
к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.





Похожие курсовые работы

1. Герой нашего времени основная тема и идея романа

2. В чем основная романа герой нашего времени

3. Анализ романа герой нашего времени

4. Анализ произведения Герой нашего времени

5. Герой нашего времени основная мысль

6. Анализ герой нашего времени по главам

7. История создания романа Герой нашего времени

8. Герой нашего времени анализ

9. М ю лермонтов герой нашего времени в сокращении

10. Лермонтов герой нашего времени в сокращении

11. ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

12. Герой нашего времени в крации

13. История создания Герой нашего времени Лермонтов

14. Роман герой нашего времени в сокращении

15. Основная мысль романа Герои нашего времени

Курсовые работы, рефераты и доклады